Забытые братья

     ЗАБЫТЫЕ БРАТЬЯ


     В истории нахского народа (чеченцев, ингушей, бацбийцев) есть, как считают отдельные авторы, затемненная полоса, когда о вайнахах мало пишут седневековые авторы. Разумеется, если отказываться от своих предков по той причине, что их тогда не называли чеченцами и ингушами. А вот грузинские ученые (Джавахишвили, Генко, Шавхелишвили) в один голос утверждают, что почти все горцы Восточной Грузии – двалы, сваны, пшавы, тушины, хевсуры – огрузинившиеся предки нахского народа.

Считается доказанным (об эторм писал даже небезызвестный археолог Виноградов), что предками вайнахов являются дзурдзуки, наиболее влиятельный доисторический кавказский этнос вплоть до середины новой эры. По наблюдениям вайнахских ученых и краеведов (Ахмед Сулейманов, Кати Чокаев) тушины до савмых последних столетий осознавали себя нахским народом, причем, известны ТУШ бацой и Ц1У бацой, в зависимости от того, какому языческому божеству ТУШ или Ц1У они поклонялись.

     Этимология этнонимов хевсуры и дзурдзуки почти идентична. В основе этих названий лежит слово «сур» - войско, стража. Дзурдзук – от сур дукъ ( войск хребет, гора). Хевсуры – от хен сур, где хен (ха) стража. То есть, стражи войско.
     Воинства, охранявшие те или иные рубежи, очевидно, обзаводились семьями, их поселения с годами разрастали и они становились наиболее живучими, жизнестойкими, способными давать отпор всевозможным нашествиям.

     С названием бацой тесно связано по смыслу другое – цанары. Ибо буц (трава) и цана – трава для покоса – это в принципе одно и то же. Не исключено, что словами бацой и цанарой называли один и тот же нахский этнос.

    **

     Итак, мы, кажется, определились с несколькими вайнахскими этносами, по которым следует искать следы наших средневековых предков. Иначе придется согласиться с Германом Садулаевым, который в своих очерках политической истории Чечни под названием «Прыжок волка» утверждает, что вайнахи – выходцы из Хазарии, где они чуть ли не исповедовали иудаизм.

 Причем, Садулаев настаивает, что ни до Хазарии, ни после Хазарии у вайнахов вообще не было истории как таковой. Всё! – заключает автор, закрыли тему! Нечего искать следы вайнахов ни в Закавказье, ни в Передней Азии. Все это, мол, бред. Единственный достойный момент в прошлом вайнахов – это их хазарская полоса.

 После хазар, пишет сей бредописец-провокатор, выращенный Филатовым, чеченцев вообще насчитывалось только несколько тысяч человек, ибо их, как безвольный скот, угоняли в рабство все кому ни лень. (На этого «Я чеченца» не стоило бы обращать никакого внимания, если бы сей автор не был знаковой фигурой в политике сионистов, переписывающих историю народов Северного Кавказа на хазарский лад вот такими профанами).

     Садулаевскую, а перед ним Дауевскую отравленные хазарские пилюли наши амкадемические историки проглотили. Очевидно, согласились с новоявленными сочинителями, понимая, какая сила за ними стоит. Как же не соглашаться, когда сами на таких же позициях.

 Академические учебники по истории Чечни, выходящие из институтов под редакциями Багаева, Мамаева, Магомадова и прочих учеников Виноградова, ни слово не говорят не только о нашей доисторической истории, уходящей в мир хурритов и урартов, но даже о войнах дзурдзуков с теми же хазарами, о славных цанарах, которыми восторгались все средневековые авторы.

 Предки вайнахов – гергеры, нахчматьяне, эры, таргамосиане, дзурдзуки, цанары и многие другие просто цинично игнорируются нашими доморощенными историками по той простой причине, что кто-то их может обвинить в героизации, облагораживании прошлого своего народа. Синдром КГБ оказался для наших глубоко уважаемых ученых настолько сильным, что они его понесут с собой в могилы.

     В одно время вайнахов на Северном Кавказе на самом деле было мало. Это – период раннего средневнековья, (период до возникновения государства Алания), когда наш народ, укрывшийся от всевозможных воинственных орд кочевников с востока и агрессоров с юга, проживали в тесных горных ущельях в условиях, практически не пригодных для земледелия.

 Голод и болезни не давали нам развиться, стирали историческую память, суживали рамки самосознания. Но, тем не менее, наши предки чудом выжили. Они сумели сохранить свою свободу, достоинство, и, главное, генетический голос крови – НОХЧАЛЛА.

Сила этого внутреннего голоса, который ведет свое начало, как оказалось, с самого пророка Нохи, оказалась настолько могучей, неистребимой, что позволила и позволяет нашему народу выживать в самых невероятных условиях притеснения, откровенного геноцида,  не теряя при этом чести и благородства, сохраняя и развивая уважение к любому народу любых  вероисповеданий.
   
     Древняя история нахов начала проясняться с изучением письменности и культуры народов, создававших тысячелетия назад великие цивилизации Закавказья и Передней Азии – Шумеры, Митанни, Урарту (Нахарина), Кавказская Албания. Не будем повторять те факты, доказательства, аргументы, утверждения именитых отечественных и зарубежных ученых, которые приводились в предыдущих книгах

Обратимся к новым достоверным материалам, ставшим достоянием общественности в последние годы.

      Впервые и совершенно убедительно в отечественной историографии о нашем закавказском и переднеазиатском прошлом было сказано сто лет назад в работе Константина Михайловича Туманова «О доисторическом языке Закавказья», изданном в 1913 году в Тифлисе.

Автор приводит множество доказательств тому, что нахский (Туманов пишет чеченский) язык господствовал в Закавказье и Передней Азии в глубокие доисторические времена.

 Об этом он и позже знаменитый советский языковед тридцатых годов прошлого века Марр утверждали задолго до того, как во второй половине ХХ века ученым удалось прочитать клинописные тексты хурритов и урартов и сделать однозначный вывод о том, что мертвые языки урартов и хурриов ближе всех к языкам ныне здравствующих нахских народов. (Дьяконов, Старостин, Климов, Чикобава, Дешериев, Чокаев).

     Задолго до того, как как были обнаружены и изучены знаменитые Майкопская и Куро-Аракская археологические культуры, которые связывают территорию Северного Кавказа с великими закавказскими и переднеазиатскими цивилизациями, отдаленными от нас пятью - семью  тысячелетиями, как раз в то время, когда выходят на историческую арену те самые Шумеры, Митанни, Урарту, другие государственные объединения, созданные хурритами, этрусками, урартами, позже на рубеже новой эры известными в истории как матиены (нохч-матьяне), эры, гергеры, таргимосиане, цанары, дзурдзуки.

     Еще один важнейший документ,  который называется Картлис Цховреба – Житие Грузии, собрание древнейших рукописей по истории Грузии, составленный Леонтием Мровели. В этом документе утверждается, что в доисторические времена владыкой над всеми детьми Кавказа был Дзурдзук, предок вайнахов. (Дзурдзук – от сур дукъ – хребет  воинства. То же самое, что и хевсуры – хен сур -  стражи воинство). Автор много раз цуитировал Мровели, перепечатывал  Картлис Цховреба полностью в качестве приложения. Все это можно найти в моей книге «Ноев Завет», выпущенном в 2008 году. Не буду повторяться.

Таким образом, закавказские и переднеазиатские корни вайнахов – факт неоспоримый. Тем более что и сами грузинские ученые, среди них Джавахишвили, Генко, Шавхалишвили утверждают, что почти все грузинские горцы, включая двалов, сванов, пшавов, хевсуров и других являются огрузинившимися предками отделдьных народов Северного Кавказа, главным образом вайнахов.

Все это нам, вайнахам, дает право сверять зов своего генетического голоса с тем, что было там, на доисторическом  юге, когда появлялись первые величайшие пророки, принесшие Откровения единобожия. Как так случилось, что эти Откровения дошли до человечества не в первозданном виде, как они были получены хурритами – анунахами, а через посредников – еврейских писцов, которые составляли Тору позже на целые тысячелетия и факт плагиата доказан так называемыми библейскими археологами?

**
     Генетический зов крови Нохчалла не только дает право, но и обязывает нас, вайнахов, разобраться в себе, в мире, в котором живем, в своей миссии в этом мире. Вряд ли наша миссия – в пассивных наблюдениях за происходящим, наивно веря в какую-то высшую справедливость, полагая, что мир и без нас двигается в правильном направлении. Пора понять, что это не так.

 Что и от нас многое зависит и полагаться только на тех, кто накопил громадное количество грязных денел и горы всевозможного оружия – безрассудно. Одними религиозными обрядами Всевышнему не угодишь. Главная заповедь священного Корана – ТВОРИТЬ БЛАГОЕ!

А как можно благотворно влиять на то, что происходит вокруг, не зная себе цену, цену своей правды, цену голоса собственной крови – Нохчалла? Вот и нужно научиться прислушиваться к нему, ибо сатана торжествует. Сатана открыто пошел войной на исламский мир, убивая мусульман руками мусульман.

Сея вражду и недоверие между христианами и мусульманами. В мире прочно утверждается мнение, что самая миролюбивая мировая религия – Ислам, религия экстремистов, террористов, тупых фанатов. Нам нечего противопоставить? В таком случае мы просто предаем свою веру, свою память, свою миссию, свое Нохчалла!

  (Хеви) – это вайнахская область Фяппе-Гелат, которую грузины называли Хеви («Ущелье»). Отсюда происходит и грузинское название фяппи-гелатхойцев «мо-хевцы». Хеви – это Казбегский район.

 К востоку от Хеви – Фяппе-Гелат – находится область Khevsureti – Хевсуретия – это исконно вайнахская земля Пхи-Мохк.

     Фяппе-Гелат и Пхи-Мохк – это исторические области Алании (Аьлани Мохк) с древнейших времен, и они указываются в самых разных источниках (византийских, арабских, армянских, русских) под названием «саны, санары, цанары, соны» и пр.

Бацбийцы

Бацбийцы (самоназвание "бацав", "бацбо-нах"), или цова-тушины, как их называют грузины, являются одним из древних этносов, принадлежавших к народам нахской языковой группы. Испокон веков они проживали в горном регионе исторической Тушетии.
 
Бацбийцы являются частью вайнахского социума и представляют один из 135 его тейпов. До XVIII в., т.е. до времени выхода на равнину, вайнахские союзы занимали горную часть исторической Чечни, которая именовалась Ичкерия. Они в основном переселялись отдельными тейпами.

 Подобное произошло и с предками бацбийцев, которые начали переселяться еще с XI века по причине малоземелья и густонаселенности горных районов, а также из-за гонений со стороны аварцев. Хронологически этот процесс определить трудно, однако известно, что в Тушетии уже в XVI в. были известны Батцкие гребни, которые сопоставляются с областью поселения бацбийцев.

 Вполне возможно, что этот топоним имеет древнее происхождение, и горные вайнахские племена переселялись к своим сородичам. Сородичами вайнахских новых поселенцев были иные нахские общества, которые проживали неподалеку от древних Албанских Ворот Кавказа и часто попадали в поле зрения многих античных и средневековых путешественников, картографов и историков.

Ареал обитания древних бацбийцев включал в себя основную часть исторической Тушетии, которая на сегодняшний день охватывает северную (горную) часть региона Мцхета-Мтианети и Ахметинский район  региона Кахетия, ныне входящие в состав Республики Грузия.

 В римских исторических сочинениях бацбийцев называют "бубегенами", персидские же историки называют их "бибранами", в известном труде Анании Ширакаци (средневековый армянский географ) "Армянская география", бацбийцы отожествляются с "цховами" - одним из горных племен "Верхнего Кавказа".

В древний и средневековый период бацбийцы проживали в горной Тушетии (в южной Ичкерии), и лишь с XIII века из-за малоземелья начали постепенно мигрировать к югу, т.е. спускаться с гор в равнинные территории. Первоначально часть переселившихся бацбийцев проживала в Пирикительской Тушетии, затем они поселились в Цовской Тушетии. Неподалеку от ареала обитания бацбийцев и их соплеменников чеченцев-кистинцев на протяжении всей истории проживали картвелоязычные племена хевсуров, тушин и пшавов.
 
Пшавы и хевсуры являются субэтносами грузинского народа. Они православные, говорят на близких грузинскому языку картвельских наречиях, тогда как тушины являются смесью картвельских племен и вайнахов, обитающих в этих краях с древних времен. Тушины говорят также на картвельском диалекте, но в их языке имеется большой запас нахских слов.

 Традиции тушин практически не отличаются от вайнахских, а по своим антропологическим характеристикам эта народность ближе к чеченцам и ингушам, чем к грузинам. Кроме того, некоторое количество тушин имеет цунтинское происхождение (то есть являются потомками выходцев из нынешнего Цунтинского района Дагестана, издревле населенного народами, родственными аварцам).

 В советской историографии существовало мнение, что тушины в большинстве своем являются огрузинившимися бацбийцами и другими вайнахскими племенами, что и оправдывает их тесные связи с вайнахами, общность традиций и смешанный тип языка.
 
В средневековый период бацбийское население региона имело свое самоуправление до того момента, когда в XVI веке регион был захвачен грузинским Кахетинским царством. После этого грузинская церковь вела борьбу против горцев-мусульман региона и оставшихся язычников. Православизация, а в результате и грузинизация проводилась жестоко.

Согласно российским и грузинским источникам, бацбийцы до 1820-1830 гг. проживали в 5 селениях, из которых 4 были расположены в долине Цовата (Цовская Тушетия). К началу XX-го века ареал обитания бацбийцев сузился.
 
Грузинизация усилилась после 1917 года. Известно, что меньшевистское грузинское руководство в 1918-1921 гг. пыталось переселить некоторое количество бацбийцев Ахметинского района вглубь Кахетии. В 1940-х некоторое количество бацбийцев и кистинцев были высланы в Казахстан и Среднюю Азию вместе с чеченцами и ингушами. Затем всех бацбийцев Ахметинского района компактно переселили в село Земо-Алвани, которое с востока непосредственно примыкает к райцентру Ахмета.

В конце 1950-х годов началась массовая грузинизация фамилий бацбийцев, в результате чего в материалах советской переписи населения на 1959 г. в селе Земо-Алвани насчитывалось 4266 человек, преобладающее большинство которых было приписано к грузинам.
 
До 1970-80 гг. бацбийцы имели периодические, активные контакты с чеченцами-кистинцами и ингушами, но после частичного заселения в регионе грузин, бацбийцы, являясь географически оторванными от основной массы чеченцев-кистинцев, постепенно начали больше контактировать с грузинами.

Связи с грузинским населением до сегодняшнего дня сохранились в основном на бытовом уровне. Участились случаи смешанных браков. Кроме того, с начала 1950-х в бацбийское село начали переселяться тушины и хевсуры. Через некоторое время грузинское руководство региона, ссылаясь на факт переселения в Земо-Алвани грузиноязычного населения, построила там грузинскую школу. В результате этого в качестве письменного языка бацбийцы стали использовать грузинский.

Не имея собственной письменности, в первые десятилетия советской власти они пытались позаимствовать чечено-ингушское письмо, однако из-за грузинской политики по отношению к некартвельским небольшим народам страны, проект был незаметно отложен. Необходимо отметить, что бацбийский язык из всех вайнахских языков больше близок к ингушскому.

 С точки зрения ряда лингвистов, бацбийцы говорят на цовском наречии ингушского языка. В 1926 году советский лингвист-востоковед А.Н. Генко проводил записи и исследования языка бацбийцев и заметил, что цовский диалект ингушского языка, на котором говорят бацбийцы, находится на грани полного исчезновения из-за давления местных грузинских властей.

 Интересным фактом, кроме вышеуказанного является то, что Генко в своих этнолингвистических исследованиях косвенно доказал, что Тушетия является исконной родиной вайнахских народов, называя ее древнейшим очагом чечено-ингушского бытия.
 
Бацбийцы в большинстве своем являются мусульманами-суннитами. Основная их часть, несмотря на угрозы физической расправы, все же сохранила свою религию, однако известны случаи, когда бацбийцы все же переходили в грузинское православие, что и ускорило ассимиляционные процессы.

На сегодняшний день в райцентре Ахмета и в Тбилиси известны бацбийские семьи, которые исповедуют христианство и одновременно сохраняют свою национальную идентичность, однако, если смотреть на грузинизацию в общем плане, то в селении Земо-Алвани бацбийским языком в совершенстве владеет лишь пожилое население. Значит, бацбийцы как отдельная общность вайнахских народов полностью ассимилируется в течение ближайших 15-20 лет.

Катализатором этого процесса можно считать активное заселение Земо-Алвани грузиноязычным населением. На сегодняшний день бацбийцы в селе составляют уже 70%, вместо зарегистрированых в первые годы независимости Грузии 85%.
 
После миграции части чеченцев в Грузию в 1990-х гг. началось постепенное усиление ислама в Земо-Алвани. Несмотря на то, что в бацбийском селе чеченских беженцев практически нет, новый мулла единственной мечети в Земо-Алвани - по происхождению чеченец.

Этот факт явно раздражает местное грузинское руководство, которое изъявило желание построить православную церковь для верующих грузин Земо-Алвани. В экономическом плане, как представляют региональные и местные СМИ, бацбийское село является одним из самых развитых в регионе, чем и обуславливается активная миграция в него грузиноязычных горцев.
 
В 2004 г. грузинское руководство спонсировало создание небольшого предприятия для производства молочных продуктов, а в первом квартале 2006 г. по проекту Всемирного Банка в рамках проекта Глобального фонда защиты окружающей среды для восстановления цеха по переработке шерсти в селе Земо-Алвани был выдан грант в размере 15000 долларов.

 Отметим, что на базе цеха летом 2006 г. была открыта школа народных ремесел. Осуществляет проект тбилисская фирма "Агро-бизнес консалтинг". Согласно интервью координатора проекта Георгия Ариндаули, в цехе и в школе ремесел  уже работают 40 человек.
 
Общественной деятельностью бацбийское население почти не занимается. В регионе нет представительств организаций по защите прав национальных меньшинств. Наблюдается активная миграция молодежи в различные уголки страны.

Отметим, что село Земо-Алвани представляет собой важный стратегический объект также с военной точки зрения. Оно является одним из самых больших селений Ахметинского района, расположенного прямо над райцентром с юга, а с севера - перед входом в Панкисское ущелье.

Чеченцы-кистинцы и местные грузины это единственное бацбийское село называют "воротами Панкисского ущелья"(8), что и объясняет особое внимание грузинских военно-политических структур по отношению к селу. В Земо-Алвани расположены командные пункты грузинских полицейских отрядов и патрулей региона. Кроме того, здесь действует пункт по регистрации чеченских беженцев.

Учитывая активность ваххабитских боевиков Панкисского ущелья и межэтническое напряжение между местными грузинами и кистинцами, роль и значение села Земо-Алвани значительно возрастает.

Кистинцы

Кистинцы (или чеченцы-кистинцы) также, как и бацбийцы, являются потомками вайнахских народов, проживающих в Тушетии. Кистинцы являются неотъемлемой частью вайнахских тейпов. За последние десять с лишним лет из-за миграции беженцев из Чечни взаимоотношения между кистинцами и другими вайнахами значительно активизировались.

Основная часть беженцев, которые переселились в Панкисское ущелье, проживают в кистинских селениях. Есть мнение, что эти беженцы - потомки тех кистинцев, которые в начале XX века или в советский период переселились в Чечню из-за участившихся набегов грузинских горных племен и грузинской закулисной политики выдавливания этнических меньшинств.

В грузинской историографии утверждается, что чеченцы-кистинцы в Тушетии появились лишь в 1840-1870 гг., однако это не совсем так. Дело в том, что до XIX века, когда сотни вайнахских семей из верховьев реки Чанты-Аргун под руководством религиозных лидеров b>Джаколо и Дуи переселялись на юг, в Панкисском ущелье уже проживало вайнахское население.
 
Армянский историк и географ Ананиа Ширакаци также упоминает вайнахское общество под названием "кусты", проживающие вблизи Великих Ворот на склонах Кавказского хребта. Грузинская историография упоминает о кистинцах с XIII века, называя их "кыштами".
 
В конце 1890-х чеченцы-кистинцы проживали в селах Омало, Дуиси, Джибахеви, Джоколо, Биркиани, Халацани (Шуа-Халацани), Зенамхари, Артана и в селе Ахмета. После попыток грузинских правителей распространить христианство своими способами - путем насилия, арестов и попыток выселить это вайнахское общество, часть из них приняла новую веру и огрузинилась. Некоторые кистинцы покинули  Панкисское ущелье и мигрировали в Чечню.

В советский период основная часть кистинского населения из-за политики грузинских властей изменила окончания своих фамилий на грузинский лад. Это не спасло их 1944 г. от участи их братьев по крови - чеченцев и ингушей: кистинцы частично подверглись сталинской депортации.

Нужно отметить, что высылке подвергались именно те кистинцы, которые в ходе попыток ассимиляции не приняли христианство и сохранили свое национальное самосознание. Вернувшиеся из ссылки, кистинцы обнаружили, что многие их селения заселены не только пшавами, тушинцами и осетинами, но также грузинами-кахетинцами и имеретинцами.

Численность вайнахских народов, по данным переписи населения Грузии 2002 г., составляет: 7110 чеченцев-кистинцев, 1271 чеченцев - беженцев из Чечни, 9 ингушей. Бацбийцы же в ходе переписи включены в состав грузин, как и в советских переписях.

 Кистинцы проживают в селах Омало, Дуиси (бывшее Панкиси), Биркани, Шуа-Халацани, Земо-Халацани, Джибахеви и в Джоколо. В этих селах также проживают чеченские беженцы, но основная их часть располагается в селах, которые покинули осетины в 1992-1995 гг. (Думастури, Квемо-Халацани и Цинубани).

В Дуиси население достигает 3000  человек (75% кистинцы), в Омало проживает более 1000 жителей (75% кистинцы), в Джаколо - около 850 человек, в Биркани - более 1200 жителей, а также от 150 до 350 вайнахов (не бацбийцев) в других селениях.

 Кроме вышеуказанных сел, где проживают кистинцы и чеченские беженцы, на всей протяженности горной Тушетии и Панкисского ущелья разбросаны еще несколько небольших аулов, в каждом из которых проживают от 10 до 20 семей.

В райцентре Ахмета концентрируются в основном кистинцы-христиане, которые из-за неисчислимых попыток ассимиляции практически полностью потеряли свое этнокультурное самосознание и называют себя "грузинами, предки которых были кистинцами".

Гвилетия-историческая область Ингушетии(Г1алг1айче). Распологалась на юге Ингушетии у подножья г.Казбек(Башлоам-корт). Центр - Селение Гвелети (по—ингушски-Гелате) находится у подножья горы Казбек, на Военно— Грузинской дороге, между селениями Казбеги и Ларе. Выходцы из этого селения, ингуши, называют себя гелатхой.

Необходимость написания данной работы обусловлена тем, что не было до сих пор труда по этнической принадлежности гвелетцев. Выявленные архивные документы, публикации периодической печати, а также рассказы старожилов позволяют пролить свет на многие стороны жизни гелатхой.

Следует сказать, что недостатка в литературе по Гвелети нет, напротив, она обширна на русском, грузинском, немецком и других языках. Здесь бывали такие ученые и путешественники, как Гюльденштедт, Рейнегс, Клапрот, Фрешвильд и др. 1. В известных нам грузинских источниках первое упоминание о Гвелети относится ко времени царствования грузинского царя Давида (1293 - 1311 гг.).

 В русских документах Гелате встречается под 1589 годом под названием Черибашев кабак. 2. К Гвелети относились земли в следующих границах: "В. — река Терек и полотно Военно-Грузинской дороги, Ю. — каменный вал, отделяющий Гвелети от грузинского селения Цадия, 3. - ледники гор Бешлям-Корте и прилегающая к ним бесплодная земля, С. — каменный мост Военно-Грузинской дороги, предгорье Ларсского хребта и пусто порожняя казенная земля" (ЦГА Республики Грузия, ф. 244, оп. 3, д. 641). 3.

 Топонимия местности, прилегающей к Казбеку, изобилует ингушскими названиями. Кроме Гелате, самого близлежащего к Казбеку селения, здесь имеются хребты: Барт—корт, Арч—корт, Цхоар-корт; речки: Кобахи, образуемая слиянием Чачхи и Амслишхи, Хартхи; скалы: Масах, Шалал, Даккабосе, Кайша, а также топонимы: Даба, Цовте, Ведача и др. 4.

Гелатхой включает в себя следующие фамилии: Бачаевы, Бузуртановы, Газиковы, Гелатхоевы, Досхоевы, Зариевы, Иналовы, Карцевы, Котиковы, Куркиевы, Мочкиевы, Озиевы, Пошевы, Тута— евы, Хучиевы, Чербижевы. 5. О поселении ингушей в Гвелети существует несколько преданий. Они повествуют о том, что предки гвелетцев разбили в Дарьяльском ущелье шайку разбойников, возвращавшуюся из Грузии с богатой добычей и пленниками.

 Грузинский царь в награду за такую важную услугу разрешил ингушам поселиться в Гвелети, пожаловав при этом письменную грамоту. 6. Архивных данных о численности населения с. Гвелети до 1802 г. нами не обнаружено. В 1802 г. с. Гвелети состояло из 100 дворов. В 1831 г. там проживал 21 дым в количестве 85 человек обоего пола, 1860 г. - 40 дымов, 263 чел., 1888 г. — 57 дымов, 198 душ мужского и 147 душ женского пола. 7. Занимались овцеводством и хлебопашеством, арендовали земли во Владикавказском округе. Промышляли охотой на туров.

 Женщины занимались рукоделием. 8. Говоря о религии гвелетцев, следует сказать, что до 60—х г. XIX в. она представляла собой смесь христианства с язычеством. Гвелетцы поклонялись богине Махкнан, обитавшей, по поверьям, на Бешлом-корте. Для нее был устроен жертвенник, где приносились в жертву рога животных.

В селении имелись святилища Тушоли и Цовте, где совершались моления и обряды. Умерших хоронили в малккашах. Считается, что гвелетцы последними из ингушей приняли ислам. 9. Выдающимся достижением гелатхой является то, что первым, кто поднялся на вершину Казбека, был житель Гвелети ингуш Иосиф Бузуртанов. Произошло это во время царствования Ираклия II (1744-1798 гг.)

 В 1868 г. Цогол Бузуртанов, Анзор Досхоев и еще двое гвелетцев привели на вершину Казбека английских альпинистов Д. Фрешфильда, В.Мура, К.Туккера и швейцарского проводника Франсуа Девуасси. В 1873 г. Цогол Бузуртанов вновь покоряет Казбек. На этот раз с Владимиром Козьминым — первым русским альпинистом, взошедшим на эту вершину.

 Славу Цогола продолжали затем и его сыновья - Муса, Яни, Исакх, Инарко, Абзи. Последним из гвелетцев, совершившим восхождение на Казбек, был сын Инарко-Якуб Бузуртанов. В 1960 г. он покорил Казбек в 9-й раз. 10. По рассказам стариков, гвелетцев выселяли дважды. Последнее состоялось в мае 1888 г. Царские власти объясняли это как меру для прекращения грабежей на Военно-Грузинской дороге. Так, к середине XIX в. Гвелети был единственным аулом на Военно-Грузинской дороге, население которого состояло исключительно из ингушей.

Это и не давало покоя российским властям. Гвелети постигла та же участь, которая раннее выпала на долю селений Тоти, Темуркаево, Заурово, Ангушт и других населенных пунктов, близлежащих к Военно-Грузинской дороге и Владикавказу. Гвелетцы были выселены в Ахалцикский и Ахалкалакский уезды Тифлисской губернии, в различные населенные пункты, причем, только по 2-3 семьи на каждое село.

 В Гвелети оставили только семью Цогола Бузуртанова, а сам аул был разорен. В 1895 г. гвелетцам было разрешено пересилиться в Ингушетию, причем, также не более 2—3 семей в село, которое их примет. Таким образом, в своей работе мы кратко осветили некоторые вопросы истории гвелетцев, которые являются, как свидетельствуют документы, ингушами и поэтому, исследуя историю ингушского народа, мы не должны предавать их забвению (https://ok.ru/group/53116881207376/topic/66121784694096)

При этом не следует забывать, что древние ингуши - это чеченцы, а древние чеченцы - это ингуши. Только безумец или провокатор может утверждать, что мы разные народы. Мы - один народ с двумя республиками. И это хорошо понимают подлинные вайнахи, к примеру, вечная честь и слава ингушского народа - Руслан Аушев, Тамерлан Горчханов, Сираждин Беков, Мурад Зязиков, Иса Костоев, Алихан Харсиев и 
тысячи других. Брат силён братом. А народ силён братством и благородством.

   Саид-Хамзат Нунуев. с. Махкеты


Рецензии
"Мы - один народ с двумя республиками. И это хорошо понимают подлинные вайнахи..." уверяю тебя брат, больше об этом знают наши недоброжелатели, в чем убеждался не раз. Иногда создавалось впечатление что сами ингуши и чеченцы больше верят что они разные, чем наши соседи. Можно согласится что параллельно существовало два культурных центра, дабы избежать спора с самыми одиозными историками, но если человек в силу разных причин намерен на раскол его ничем не возьмёшь. Положение спасают Къонахи которые много среди простого народа не заражённых политикой или исторической ложью.
Если таких известных образованных людей как Вы были в большинстве мы давно были в другом положений.
К сожалению мало работ, объективного анализа в нахской истории,к примеру, как и кто отмечен в разъединений наших народов, даже за известных несколько веков, ненавешивая ярлыков на народы, поскольку известные провокаторы, стукачи, всегда поддерживались огромными средствами и должностями, возможностями. ( патентованные стукачи выдуманные чиновниками для облегчения работы в нашей стране становятся как страшная ржа, чума, они как путь к успеху, деньгам со времени угрожают экономике целостности огромной стране)
Пример трудно понять союз имама Шамиля и братьев Кундуховых, но с другой стороны когда начинаешь анализировать, приходишь к выводу что свободные вейнахи были ненавистны в равной степени царизму, кавказским ханам так и революционным имамам которые были частью воспитания, где в сознаний был хан и раб. ( отношение царизма к Кунта-хаджи и понятному Шамилю?!) Сегодня в 21 веке на нас смотрят по особому наши соседи, представляю как они на нас смотрели тогда, которые живут не по их стандартам.
Вейнахи когда потеряли жрецов( чистых, Цен-саг), а самое главное ! школы жрецов, где готовили постоянно ученых жрецов, с необходимыми знаниями, с намерениями всеобщих отцов, нахи стали неуправляемой толпой, которыми очень легко могли манипулировать соседи.
Мы гордимся что у нас не было князей, но при этом не можем внятно объяснить как мы жили без вождей, необходимых знаний !!!!и тд Наш народ "потерпел поражение" , остался в одиночестве, или изменился когда наступил кризис в "язычестве", когда начали побеждать кочевники, на Кавказе, христианство и мусульманство, за которыми стояли огромные ресурсы.. Ученные говорят мы" одичали" когда Кавааз потерял связь с цивилизацией Передней Азии( халдеев).
---
насчёт Дато Д. он рядится в платье грузин, я с ним спорил и пришёл к выводу что он скорее всего наш западный сосед., хотя понимаю что подобные взгляды свойственны части грузинских историков.

Галл Гелиа   26.01.2017 13:22     Заявить о нарушении
Баркалла!
Разум и Совесть восторжествуют. Главное - не быть равнодушными и наивными.

Нунуев Саид-Хамзат-3   26.01.2017 16:04   Заявить о нарушении
Читал внимательно уважаемого мною Бакаева, с которым трудно согласится в одном, что в советское время было меньше давления на историческую науку вейнахов..?! Шнерельман если не ошибаюсь указывал кто был смотрящим "народом", за нашей историей.. если конечно давление на "ингушскую историю" не было избирательным.. Затем у него высокий отзыв о Дж. Сулейменове... На мой взгляд вся конструкция истории Джамбулата построена на истории которую он черпает у тех же российских историков?! которых сам же отрицает?? Смешно читать Сулейманова что ингуши предали или не участвовали в кавказской войне?! Как могли ингуши участвовать в религиозной войне, которая направлена против их верований???
Один пример! Три карты способны дать ответ и опровергнуть навязанную ложь на огромную страну ... Российские историки сегодня начали обращать внимание на карты Тартарии, привлекли Шаймиева и тд... хоть и трудно принять татар родными после лжи об Орде в 300 лет..
Но наши царственно молчат.....как будто у нас достаточно свидетельств в истории... ( хоть и действовали по тому же сценарию )
  " Можно подумать, в Истории орудовала компания двоечников" -
К примеру существуют достоверные Европейские  карты 17-18 века, российской Тартарии,  карты нахской Гелии ( Г1алия- Алания), карты кубанской Алании и  запутали историю в  два века? запутались в трёх соснах..?!

1.Карты Тартарии ( в интернете десятки карт Тартарии)
2. Карта нахской Гелии
http://maga-gorec.livejournal.com/1123.html
на карте Гелиа-Ингушетии 1865 года,  вторая реликтовая группа алан, после кубанской Алании . Рис. 18. Увеличенный фрагмент предыдущей карты с названием местности АЛАНИЯ (ALANIA) на Кубани, в области КУБАНСКИХ ТАТАР (TARTARES du KUBAN).
http://litrus.net/book/read/80032?p=14
Увеличенный фрагмент предыдущей карты с названием местности АЛАНИЯ (ALANIA) на Кубани
http://litrus.net/book/read/80032?p=14

Галл Гелиа   27.01.2017 11:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.