Пирог с казённой начинкою

«Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казённой начинкою».

Эта донельзя актуальная фраза вышла из-под отточенного пера Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина почти полтора столетия тому назад, а впечатление такое, что именно сейчас сказано. Вот почему «История одного города», откуда она мной процитирована, предложена Общественной палатой РФ для исключения из рекомендованных списков школьной литературы.
 
Афоризмы этого писателя с высоты наших очумелых дней всё более становятся запретными и вредными, если рассуждать с точки зрения апологетов сегодняшних властей. К примеру, сказочку о том, как один мужик двух генералов прокормил, теперь тоже можно считать запретной в школе, если соотносить с настоящим днём. С небольшой разве что поправочкой на время: вместо мужика у нас по большей части выступает мигрант, сполна «откатывающий» чиновникам на генеральской должности — лишь бы подряд получить да перевод семье из РФ переслать. Поневоле посочувствуешь не столько этим «ломовым лошадкам» ближнего зарубежья, готовым делать что угодно и с каким угодно качеством, сколько всё-таки русскому мужику — его-то вообще обошли. 

Деградируй и дальше, старший брат, в соответствии с прогнозом правдолюбца Некрасова: «Иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил, — создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?»

Считается, что прототипом города для отставного действительного статского советника Салтыкова послужила Вятка, нравы и обычаи здешнего отрядика «сорванцов» навечно вписаны в историю русской литературы.
 
И это ещё отнюдь не «всё о нём», городе ссылки и вдохновения сатирика Салтыкова-Щедрина: по иронии судьбы именно в Вятке слушалось дело топового блогера «Живого Журнала» Алексея Навального, умудрившегося «распилить» (не зря же он пролетарий умственного труда!) миллионы кубометров «Кировлеса». Вот, кажется, ещё одно сетевое перо — достойный преемник псевдонима «Николай Щедрин», оно готово для борьбы с чиновниками, ухватившими государственный пирожок «в особо крупных размерах»! Истории свойственно повторяться, не буду уточнять, в какой именно форме она это делает второй раз…

А в довершение ещё одна цитата Салтыкова-Щедрина, чтобы уж усилить: «Россия — государство обширное, обильное и богатое; да человек-то глуп, мрёт себе с голоду в обильном государстве».


Рецензии