По страницам каменной летописи

Юбилеи бывают не только у революций, но и у вполне мирных вещей. Я иду по Бирючу и на каждой улице нахожу особняки, которые тоже отмечают вековые даты создания. Вот улица Ольминского. До 1918 года она была Дворянской, и особняки , построенные при дворянах и поныне выглядят образчиками классической архитектуры. А те здания, что построили наследники пламенного революционера Ольминского, являют собой примеры убогой пролетарской необходимости.
Здесь лучшим зданием остается фамильный особняк дворян Станкевичей. В нынешнем году зданию исполняется 200 лет.
Дом этот сделан стараниями Владимира Ивановича Станкевича - одного из организаторов местной милиции , созданной на случай оккупации местности армией Наполеона. Тогда Бирюч, как и вся Россия, переживал небывалый подъем. Стараниями предводителя уездного дворянства, Статского советника Василия Ивановича Рябинина, город получил большие государственные субсидии, и жилищное строительство здесь очень поощрялось.
Город развивался по Генеральному плану, утвержденному Воронежским губернатором и губернским архитектором. Для строительства нужно было сначала выбрать и выкупить проект, а потом уже выбирать место и начинать работы.
Надо заметить, что Воронежская архитектурная школа была лучшей в России. Именно здесь начинал службу знаменитый Джакомо Кваренги, впоследствии знаменитый столичный зодчий. В Воронеже сложился круг замечательных градопроектировщиков, предлагавших проекты зданий на любой выбор и за любые деньги.
Иван Владимирович Станкевич выбрал проект архитектора Невского.
И возвел двухэтажный особняк с подземными помещениями. Он вписал здание в широкое подворье, со службами, каретным сараем и роскошными въездными воротами с каменной лепниной.
Много позже, в 1888 году, фасад дома был значительно перелицован.
Именно в этом доме родился Коленька - впоследствии известный русск4ий философ и поэт Николай Владимирович Станкевич. Его комната была на втором этаже, угловая, с одним окном на улицу.
Сам Иван Владимирович - отпрыск по боковой линии смоленских дворян Станкевичей, в то время имел личное дворянское достоинство. И лишь в 1819 году, став городничим, он получил чин коллежского асессора, и был со всем семейством записан в потомственные дворяне по Бирюченскому уезду. Грамоту об этом можно видеть в музее Станкевича, в селе Мухо-Удеревке.
На протяжении ста лет представители фамилии Стенкевичей занимали вы Бирюче разные высокие должности. Они были и предводителями дворянства, и главами городской и уездной управ, и Уездными начальниками. И всякий раз, когда в Бирюч приезжал новый человек, он обязательно бывал у Станкевичей, в их особняке на улице Дворянской. Хотя бы затем, чтобы явить свои подорожные документы.
Я стою у каменных ворот особняка, которым уже двести лет. Я стою у ворот, под своды которых в разные годы въезжали Николай Станкевич и Тимофей Грановский, композиторы Алябьев и Бортнянский, историки и этнографы Дикарев и Потебня. 21 сентября 1878 года, в день рождества Богородицы, сюда въезжала двухколесная бричка-беда с двумя седоками , мужчиной и восьмилетним мальчиком - отцом и сыном Буниными. Бунины ездили по губернии в поисках покупателя на свою усадьбу.
А в начале 1916 году в Бирюч, по просьбе местной польской диаспоры, приезжал Нобелевский лауреат Генрик Сенкевич. Он тоже проходил в эти ворота. Писатель привез деньги на строительство в городе костела.
Но революция оборвала извечный ход вещей. С отделением Польши почти вся диаспора переехала на историческую родину. Пресекся род Станкевичей, а их особняк превратили в коммунальное жильё. Сюда въехали сразу несколько семейств.

Еще семь десятилетий город поддерживал особняк в приличном состоянии. Но когда комнаты в нём были приватизированы , случилась катастрофа. Каждый хозяин начал переделывать свою часть дома, как заблагорассудится. Нынче дом представляет жалкое зрелище, со сбитыми каменными узорами, ослепленный пластиковыми блоками, изуродованный трубами газопровода. Но всё еще держатся ворота. И хоть перекладина провисла, хоть башенки щербаты от утраченных кирпичей - ворота и и поныне смотрятся внушительно.
Сюда не водят туристов, здесь не бывают экскурсии школьников и студентов. История здесь умирает тихо и навсегда.

...
Литература.
Городовая книга Бирюча. 1878, 1900, 1916 гг.
Свалов, А. Н. (2009a) Н. В. Станкевич: «Человек выше всего…» Знание. Понимание.
Акиньшин, А. Н., Литвинова, Т. Н. (2009) Дворянские роды иностранного происхождения, внесенные в родословную книгу Воронежской губернии .

...
На снимке: Особняк на Дворянской.


Рецензии