Наша семья - с Кубани

(Рассказывает Эмма Васильевна Панова, г. Череповец.)

Еще при Екатерине II на Кубани начали селиться  немцы. Они были трудолюбивы и жили дружно с местным населением. Немецкая семья моей бабушки, Гартштейн Ольги Августовны (род.1880 г.?),  жила в Краснодарском крае, в селе Александровка Ейского района. В 1930-е годы бабушка работала на колхозной птицеферме.
 Это была очень дружная и, я бы сказала, талантливая семья. У Ольги Августовны было четверо детей. В доме стоял рояль, на котором она прекрасно играла классическую музыку, имела большую нотную коллекцию.  Старший сын Арно играл на скрипке, дочь Алиса (моя мама) – на гитаре. В доме было много книг на русском, немецком и английском языках.
Мой отец – Мордюков Василий Константинович (род. 1902 г.) – тоже житель Кубани. (Кстати, его родной брат – Мордюков Виктор Константинович – отец Нонны Мордюковой, народной артистки СССР). Отец окончил заочно Московский электротехнический техникум и работал сначала главным техноруком, а затем директором электростанции.
В середине 1920-х годов Василий и Алиса поженились и стали жить в станице Старощербиновской. Мама до войны преподавала немецкий язык в школе. В семье родились четверо детей: Ирма, 1927 года рождения, Эрна, 1934 года рождения, Эмма (это я), 1936 года рождения и Валерий, 1940 года рождения.
В семью бабушки первая беда пришла в 1937 году, когда был арестован по ложным политическим обвинениям и вскоре расстрелян ее сын Арно. Овдовевшая  невестка Матильда с двумя детьми осталась жить в семье бабушки.
 Мой отец воевал с  июля 1941 года до конца войны. На фронте  пригодились его профессиональные знания: ему довелось обслуживать реактивные установки «Катюша». А осенью 1941 года наша семья была выслана «по национальному признаку» (закон от 21.08.1941 года) из Краснодарского края на спецпоселение в Кемеровскую область. В это же время была выслана и бабушка из села Александровка. На железнодорожной станции, где людей распределяли по «теплушкам», родственники встретились и до конца пути ехали в одном вагоне. Бабушка ехала с младшей дочерью Агнессой, невесткой и двумя внуками.
В Кемеровской области мы какое-то время жили в деревне Нижний Шалай, потом нас перевели в деревню Верхний Шалай, где мы и оставались до 1945 года. В этой деревне наша семья отделилась от семьи бабушки. Сначала нас подселили к семье, жившей в единственной комнате с большой русской печкой. За этой печкой нам, пятерым, выделили место. Когда отелилась корова, то и теленка поместили рядом с нами. Через год нас переселили в отдельную свободную избу.
В 1943 году я пошла в школу, но скоро стало ясно, что учиться не смогу. Мое единственное платье из матрасной ткани постепенно превратилось в лохмотья. Моя единственная обувь – шахтерские калоши (это же Кемеровская область!) – были так велики, что, хотя я наматывала на ноги много тряпок,  сваливались с ног и оставались в сугробах. А самое главное – я заболела  скарлатиной. Меня отвезли в больницу на станцию Юрга, где я пролежала четыре месяца.
Мама работала в колхозе и, очевидно, мы получали какое-то пособие за отца, но денег было очень мало. Земли у нас не было, ничего не было. Питались очень плохо. Я думаю, что нам помогла выжить старшая сестра Ирма, которой в начале войны было уже 13 лет, и в деревне она работала подпаском стада личных коров. Хозяева  расплачивались с ней «натурой»: картошкой, овощами, молочными продуктами. Это спасло нас от голода. Но Ирма заразилась от животных бруцеллезом. В дальнейшем ей пришлось долго лечиться. Умерла она в возрасте 60-ти лет.
Отец вернулся с войны осенью 1945 года и устроился работать в Юрге на стройке - начальником электроцеха. Позднее он стал главным энергетиком строительного треста. Юрга – это поселок, который вырос во время войны около железнодорожной станции, так как туда были эвакуированы Сталинградский и Ленинградский машиностроительные заводы. В 1949 году Юрга получила статус города.
Мы переехали в Юргу вслед за отцом. Нам выдали  справку, что все члены семьи Мордюковой Алисы Ивановны «сняты с учета спецпоселения 11 декабря 1945 года на основании того, что муж Мордюковой А.И. – Мордюков Василий Константинович, 1902 г.р., русский, служил в Красной Армии с 1941 г. по 1945 г. и награжден правительственными наградами».
В Юрге я снова пошла в 1-й класс и в 1955 году успешно окончила среднюю школу. После школы я хотела поступить работать на завод в Юрге, но меня не приняли по анкетным данным. Пришлось искать работу в области культуры. Я окончила курсы библиотекарей в Кемерове и два года работала библиотекарем в селе Верхнее Лебяжье. Затем поступила в Ленинградский институт культуры на клубное отделение, окончила институт с «красным» дипломом и поехала работать на Дальний Восток. Четыре года работала в Биробиджане, преподавала клубные дисциплины в культпросветучилище (последний год была завучем). Там я вышла замуж за военного.
 Хочу еще рассказать о бабушке. Судьба ее особенно трагична. Уезжая в 1941 году с Кубани, она взяла с собой ноты, надеялась, что где-то может быть востребован ее дар пианистки. Этого не случилось. Но женщины деревни Верхний Шалай все равно любили собираться вечерами в доме бабушки, потому что она замечательно  пересказывала им по памяти английские романы.
Бабушка очень  хотела вернуться на Кубань в родные места, и после 1953 года (очевидно, в 1956 году) она, надеясь на «оттепель», приехала с семьей в Александровку. Вскоре их снова выслали из Краснодарского края, так как они не были сняты с учета спецпоселения. На этот раз троих женщин привезли в Красноярский край, а внука Владимира отправили в лагерь в Воркуту. Бабушке было уже за 70 лет, но все равно и она, и дочь Агнесса, и невестка Матильда должны были работать на лесоповале. Матильда сломала там ногу, а бабушка вскоре умерла.
Мы с мужем много раз меняли место жительства: Уссурийск – Новосибирск – Выборг – Архангельск – Вологда – Череповец (с 1977 года). Я всегда много работала. Мой общий трудовой стаж почти 60 лет. Любила заниматься спортом, имею первый разряд по художественной гимнастике. В Череповце я работала в отделе партийного учета Первомайского райкома партии, а затем в системе политпросвещения литейно-механического завода.
У меня есть сын Евгений. Он живет в Череповце с женой и двумя детьми. Муж умер в 1990 году. Сестра Эрна живет сейчас в Крыму, в Алуште. К ней часто приезжают дети. Брат Валерий живет с семьей в Анапе. Вернулся в Краснодарский край!
Записала Овчинникова Г.Е.


Рецензии