Девочка со скрипкою в руках

     В Минске поступила было я в музыкальную школу по классу домры, отличного инструмента, русской лютни - как я сейчас понимаю.

    Но тогда для меня моя домра была чем-то экзотическим, азиатским, училась я без особого вдохновения и недолго, освоила нотную грамоту и простейшие приёмы и пиески, да и забросила свою домру на антресоли, где она и осталась, когда уезжали мы из Минска на север.

    До сих пор, может, лежит там, не добрались новые хозяева в самую глубину. То ли не нашлось для меня учителя, то ли просто не судьба.

    А интерес к музыке на севере не пропал, по телевизору тогда особо нечего было смотреть, компьютеров не было ещё, и не всегда же читать и на лыжах кататься - вот мы с братом и стали собирать и слушать пластинки.

    "Было на виниле" -  есть такая передача на белорусском радиоканале "Культура". У брата вкусы были широкие, у меня поуже, классика и фольклор, но собирали мы пластинки вместе и вместе слушали.

     Совершенно особое было времяпровождение. Зима, на дворе холод и темень, а мы сидим на диване, если новый год - горят разноцветные лампочки на ёлке, а если нет - только красный глазок проигрывателя, и превратились в слух.

    В темноте лучше слушать, особенно сказки. Иногда попутно играли в прятки, но больше просто слушали, подтянув колени, свернувшись в клубок, так, словно ты улитка или просто пустая раковина, и вот, музыка наполняет тебя изнутри.

    Две ракушки, одна - я - побольше, другая - брат - поменьше. Но с одинаковым содержимым. Думала об этом сегодня.

    Сначала прочитала у одного парня в соцсети, что он скупает старые виниловые пластинки, и не корысти ради, а больше от того, что жалко стало свои старые зря пылящиеся пластинки - стащила с самого верха книжного шкафа одну из многих стопок, разложила на ковре, сфотографировала и послала ему.

   Пластинки из этой случайно выбранной стопки заняли весь ковёр, вперемешку: "Старинная лютневая музыка", джаз, Моцарт, "Граф Нулин", "Принц и нищий", Окуджава, Уитни Хьюстон, снова Моцарт, Пол Уинтер, "Японская старинная музыка", "Кино", "Аквариум". "Орфей и Эвридика". "Юнона и Авось".

    Почему-то особенно конверт со "старинной японской музыкой" взволновал, никогда потом ни в реале, ни в сети ничего подобного не слышала и сразу вспомнила хранящиеся в нём звуки...

   А сегодня по "Культуре"  в новостях услышала, что у нас в музыкальной школе проходит фортепианный конкурс и будет концерт, бросила все свои дела, побежала на горку, где катался на ватрушке сын с приятелями, вручила ему ключи и побежала на этот концерт.

    И Тишка за мной увязался, пришлось привязать его у входа. Других посторонних зрителей, кроме меня, на концерте не оказалось, сидели в томительном ожидании результатов конкурса участники со своими педагогами. Собственно, концерт и должен был заполнить паузу до подведения итогов.

    Но девушка, которая должна была выступать, сыграла одно только скерцо Шопена, извинилась и сказала, что не может больше играть, плохо себя чувствует.

   Никакого разочарования я не почувствовала, словно ожидала чего-то подобного. Пока играли участники конкурса - посторонних в зал не пускали, но в коридоре были хорошо слышны все трели, даже таинственнее как-то получилось.

    У двери стояла преподавательница с ученицей, я спросила у неё, есть ли у них в школе, то есть, может быть, остался со старых времён проигрыватель для виниловых пластинок? 

    Девочка посмотрела на меня с удивлением и ответила, что они с дисков музыку слушают, это очень удобно, "на них много влазит".

   И преподавательница покивала ей и покачала мне головой, какие уж тут, дескать,
виниловые проигрыватели.

 - А Вам зачем?

 - Хочу послушать свои старые пластинки. Я люблю классику, а вживую мне негде сейчас её слушать. Можно найти в сети и скачать, но это не то. А мой проигрыватель давно сломался и не берётся никто починить.

 - Проигрывателя у нас нет, а концерты классической музыки бывают, приходите!

  Я покивала, хотя первый блин вышел комом, всего из одного номера концерт получился, но мне хватило.
 
   Старый полупустой большой школьный зал, концертный рояль на сцене, волны музыки, набегающие из его утробы, со сцены, и разбивающиеся о большие окна, за которыми заснеженные крыши и бледный зимний закат.

   На дворе тепло было, около ноля, Тишка не успел замёрзнуть. Шла домой и вспоминала свою домру, "вечера на канапе" и прятки под "японскую старинную музыку".

   Нет, не буду свои старые пластинки отдавать. Лучше куплю у кого-нибудь действующий проигрыватель и буду слушать! Странно, что почти 20 лет, с тех пор как сломался проигрыватель и никто не брался его чинить, такая простая мысль не приходила мне в голову.

   У Ивана Шмелёва один герой похожее своё состояние называет "пробкой". Бывает, что внутреннее ухо затыкает "пробка", и самые простые мысли не приходят в голову. А потом словно кто-то эту пробку вытаскивает, и слышишь давно, казалось бы, забытые звуки.

   Однажды эту песню матушки Людмилы Кононовой, про "девочку со скрипкою в руках", я слушала в детской музыкальной школе, далеко на севере. В Ухте проходил "православный слёт молодёжи", я возила туда своих подопечных, и матушка приезжала и давала концерт в музыкальной школе.

   Школа располагалась прямо в сосновой роще, хорошо, наверное, по ней бегать на занятия. Мне в свою школу на трамвае нужно было ехать, и это всё, что я запомнила: как я еду с домрой в пустом трамвае через весь Минск на занятия.

   Странная вещь - память. Вот сейчас ещё всплыло, как мы с братом жили в служебной гостинице в Питере, приехали на каникулах, отец договорился насчёт гостиницы, кроме нас, никого в ней не было, в холле стоял большой цветной телевизор, которого в то время дома у нас ещё не было, и по этому телевизору шла "Волшебная флейта". Мы ходили по театрам и музеям, но спустя 40 лет помнишь только "Волшебную флейту" в пустой гостинице на окраине, откуда нужно было долго выбираться в центр на трамвае.

    Больше всего нам с братом дуэт Папагено и Папагены запомнился, я до сих пор его помню. По птичьему весёлая перекличка двух похожих голосов, мужского и женского. Серёжка, думаю, не забыл его там, где он теперь. Вот что такое - музыка, даже для такого дилетанта, как я.
   


Рецензии