Нет, это надо было видеть! Идиот в БДТ в 58-62м

Людмила Корина Творчество пробивается через пороги зла на смене тысячелетий

Год назад провидчески написалось в Титанике - Сгустились силы зла.Земле скользить мирами уж не под силу, ей не справиться самой...А дальше про добрые силы.Конечно,конечно, не без них.Но думается, что сначала надо самой одолеть зло, заставить его отступить, не уступить ему...

Время, потраченное на это злотушение - конструктивно в какой-то мере ? Оно вычетается из прожитых лет или сочетается, являясь тем порогом, не перешагнув который, дальше шага не сделаешь...Я тогда просто сделала перерыв. Свой шаг я сделала в июне - три недели творчества.Запись “Титаника”,выпуск компакт-дисков.

Приедем  в Москву на месяц в середине декабря - для встречи нового тысячелетия и Мишиного 18-летия.К символике двойки с нулями я отношусь спокойно. Хотя раньше думалось - доползём или не...Конец света откладывается, но катастроф стало больше.22.10.99 Генуя

Письмо себе из осени 99го

Письмо-воспоминанье, письмо - себе напоминанье.

В мае  99го Марк Волоцкий приглашает в Звёздочку(Театр армии)  в малый зал на “Идиота”реж. Борис Морозов, с Борисом Плотниковым в главной роли, что озвучивал фильм Юры Швырёва о Флоренском и фильм о Донском. Собираемся группой безработных режиссёров и литераторов, хотя расторопный Марк приводит и редакторов, что пока при деле, в расчёте на их помощь.Фотографируемся у портика театра.Удивляет впервые увиденный Марк Осепьян -красив, глаза голубые, с милой дамой.

Он только что сделал по наводке Марка чудный фильм по хроникам из жизни Льва Толстого-“Пассажир 12го вагона”, озвучив кадры шорохами, скрипом шагов на снегу, смехом - вдохнув жизнь, что и голосов не надо. Ни словесных объяснений. Талант  плюс тоска по творческой работе. Как и в документальном фильме “Парад 41го” Славы Реброва. Как писателю порой помогает голод, так и режиссёра от маний и тщеславия лечат короткометражки без гонорара...

В театре сидели рядом с Юрой Швырёвым. На сцене кротовая нора - серые мертвенные дерюжные тряпки-паутина. В центре немного условной мебели и слева-справа выходы в никуда.В первом действии князь,Борис Плотников, настолько зажат и в себе, что и переживаний не видно.Красивая Настасья Филипповна со слабым голосом, не тянет.Каждым словом незабываемо звучит во мне спектакль 59го года в Л-де со Смоктуновским, Лебедевым, Ольхиной, Казико,Рыжковым, Стржельчиком...в постановке Георгия Товстоногова.
Вот что написал Анатолий Найман  в романе“Славный конец бесславных поколений” :

“Исключение в театре, который пришёлся на моё поколение,составил один спектакль - за всю жизнь ! -“Идиот” в театре Товстоногова, где Мышкина играл Смоктуновский.
Об этом написаны книги и тысяча( ?) статей(я читала одну, автор которой критикесса  Раиса Беньяш), об этом люди, видевшие спектакль, до сих пор говорят, меняясь в лице, лепеча, пытаясь понять, что это было, и кончают восклицанием “нет, это надо было видеть !”, испытывая беспомощность.

Я тоже могу только лепетать и произносить свою вариацию этого восклицания, пишет Найман.(Спектакль был отснят позже, в 64м, отдельными сценами и есть пластинки Мелодии с первым составом 58-60гг).Смоктуновский играл то, что тут  же исчезает, каждое следующее его движение и звук  стирали предыдущее, но так, что от них в воздухе оставались слабо светящиеся следы -наподобие тех, которые оставляет в небе самолёт, только бесконечно более сложные конфигурации, постепенно растворяющиеся, размывающиеся, но не до конца, поэтому в конце куб сцены был густо изрисован ими - нежными, плавными, вибрирующими.

Голос и жест были такими же - единственно точными.Он играл на площадке сцены, с которой зрительный зал был одно с этим узорным кубом.Зрители знать не знали, что такое вообще бывает -они видели картину с первого эпизода законченную, в каждом новом эпизоде заканчиваемую, весь спектакль идущий к концу”.
Запись спектакля сохранена на Старом радио с первым составом 58-60гг. Послушайте!

На нашем студенческом вечере в институте на Мойке зимой 58-59 года Кеша и Евгений Лебедев уже играли на равных, гениальные оба, и другие актёры играли мощно и незабываемо. Впоследствии в “Царе Фёдоре” в Малом вровень с Кешей играл Евгений Самойлов.

Видела я гениальный спектакль трижды -58-60.Мне и Найману посчастливилось стать свидетелями того, что другим уже никогда не увидеть.От него берёт отсчёт вся моя тяга к искусству, суть  моей  жизни.

В первом акте спектакля в театре Армии были неплохие повторы, мне слышались отзвуки того спектакля,особенно в игре Абрамова-Рогожина, и они благодарно воспринимались, но в душе шёл тот спектакль, а этот был лишь  попыткой повтора того, что запечатлелось навсегда.
 
Во втором действии режиссёр Борис Морозов взял много другого текста романа, и этот новый “Идиот” был впечатляющим, актёры и Плотников играли интересно, живо, только красивая Н.Ф. со слабым голосом и натугой  -никак...В перерыве я ушла в буфет, да и после о спектакле мы не говорили. Провожатые  не заметили, когда я в ночной Москве перепутала остановку троллейбуса и сошла ошибочно. В ужасе бежала я, как Башмачкин, до дома  около г-цы Космос от далёкого Останкино.Но обошлось, уцелела. Сына не было со мной,  теперь проблема провожатых-мужчин   мною была
снята...Сын в тот вечер ночевал у друга.А друзья-приятели, не заметив куда и почему я исчезла, продолжали болтать в троллейбусе.

Марк таскал за собой ещё одного Идиота, молодого актёра Гришу Дунаева, что сыграл эту роль в студенческом фильме Вгика. Внешне он тонок, красив, фотогеничен, а нутро  слабенькое. Кеша в своей книге “Быть !” пишет, как  мыкался бесприютно в середине 50х в лыжном костюме по Москве, уже прошедший войну, провинциальные театры. В преддверии своего звёздного часа он встретил жену - художницу Суламифь из Ленкома, о ней в книге сказав -я ей обязан всем !И вышел на Фарбера в “Солдатах”, на ”Ночного гостя”, “Девять дней” у Ромма...

Я его тогда в Москве в Молодёжном кафе в 62м встретила...Иннокентий Михайлович приехал после проб на роль князя Андрея Болконского  в эпопее Бондарчука вместе с Андроном Кончаловским в только что открывшееся кафе на Тверской -это событие снимала американское АВС, и я с ними.Я подсела к столику актёров, как недавняя  институтских лет в Л-де поклонница БДТ. И.М. сказал, что переехал в Москву -в Л-де, его семье отказали с квартирой Много накопилось завистников-недоброжелателей. Не сняли на тв полную  первую версию "Идиота", а лишь позже в отрывках. Но спектакль был записан на пластинку фирмой "Мелодия". Я ею очень
дорожу и знаю наизусть, слышу незабываемые голоса актёров.

Достоевский Ф - Идиот (Е.Копелян, И ... - Старое радио
www.staroeradio.ru/audio/8810

Только сейчас Юра Швырёв с опозданием на целую жизнь, говорит, что было во мне и другое заложено- актёрство, я же опять же, туда же - в операторы и режиссёры, других снимать и выявлять хотела, себя не увидев, не узнав, не услышав...Как могла себя услышать - в единственном звуковом письме на “рёбрах” 61года Светлане, когда голос срывался ... увидела в любительских фильмах туристов, приехав в Италию в 77м...

И связала эти кадры с фильмами моей поры переводов итальянской классики  с концертом на музыку Нино Рота, который вёл Глеб Скороходов в 93м - впервые подумала, что могла быть актрисой, услышав, как настраивается мой голос неведомо как на волну затаённой любви и боли в Тургеневском тексте и повестях Бородина. Всё пошло в распыл, или в накопление...Юлия Солнцева увидела  это во мне и подсказала в 88м -задуматься и оставить след в искусстве.

АЭЛИТА

Зоркого ока быстрый взгляд,
Она сказала :”Милая, а где же результат ?”
Нельзя, как речка бежать, в песок уходя,
Себя по пути всем раздаривая !”
     Сказала и вскоре ушла насовсем,
     Как предчувствовала. Переместившись
     Со скамейки к нему, единственному,
     Довженко. Красивая - имя соткалось из света-
     Солнцева !
Талантлива, умна на редкость.
Вот жизни обретённый смысл
И другу верность. Они  вдвоём,
Они элита - Сашко Довженко
И солнечная Аэлита.
     А это грустный на портрете - поэт,
     Он в юности её заметил.
     Но здесь он тихий и совсем не броский -
     Печальный юноша Владимир Маяковский.
Про это ей не пел поэт.
Он с ней не ведал муки.
Робел. Смотрел. И больше ничего.
Лишь нежно целовал ей руки.
     Другим про это пел поэт.
     Задумалась, и повторяет вскоре :
     “Лишь смотрел”.
     И промелькнула грусть
     В случайном возрастном повторе.
В имени тепло разлито -
Солнечная Аэлита.
Юличка Ипполитовна -
Так названа поэтом.
Я иду к ней с букетом роз
И слышу её вопрос
Про результат.
Прощальный и умный взгляд.

Людмила Корина 21.1.17 Генуя


Рецензии