Судьба командира советской армии

                I

     Если патриотизм живет в человеке на генетическом уровне, то никакие политические репрессии и государственные притеснения не в состоянии его искоренить из человеческой сущности. Вот и судьба офицера советской армии говорит о том же самом…

     Участник Великой Отечественной войны Федор Степанович Тверитинов (1899 – 1943) родился 14 (27) июня 1899 года в деревне Лукошкино, вблизи Подольска Московской губернии в семье служащего специалиста по шоссейному строительству. Лишившись в 12 лет отца, а затем старшего брата и имея двух младших сестер и неработающую мать, Федор остался единственным мужчиной в семье, вновь обосновавшейся после смерти кормильца на своей Тамбовской родине в Гусёвке. Позднее, благодаря ему семья встала на ноги, сестры получили образование. Особое внимание Федор Степанович уделял младшей – Анне, обеспечив ей возможность окончить Ленинградский университет и впоследствии стать известным советским востоковедом [1].

     С 1914 года, в 15-летнем возрасте, имея лишь начальное образование земской школы, Федор самостоятельно начал работать с выездом из Тамбовской губернии в Москву. Поначалу он полгода работал газетчиком, истопником, затем около 2-х лет – на стройках Москвы рабочим-бетонщиком, примерно год - штамповщиком на заводе металлоизделий Аркинда и молотобойцем в кузнечной мастерской Осипова. Все это в будущем ему очень пригодилось для внесения в графу о социальном положении заветного слова «рабочий». После революции жизнь и работа в голодной Москве потеряли всякий смысл, и в январе 1918 года Федор возвращается к матери в Тамбовскую губернию. Здесь он работает сначала в Гусёвском сельском совете, затем в Куровщинском волостном исполкоме. Но такое прозябание, молодого, привыкшего к активной деятельности человека, ни в коей мере его не устраивало и в августе 1919 года Федор поступает на службу в состав персонала бронепоезда «Пролетарий». В октябре 1919 года Федор был назначен дежурным по броне-базе, отделенной от основного состава поезда и направленной к городу Орлу. По дороге база вместе с персоналом была захвачена частями белой армии. Персонал, включая Федора Степановича, через Курск был направлен в Харьков. Здесь их всех завербовали в 3-ю роту 3-го батальона Корниловского запасного полка. Но никаких действий против красной армии принимать Федору Степановичу не пришлось. Он заболел сыпным тифом и был направлен в Харьковский госпиталь. Через месяц белый полк эвакуировался. Пришли красные, подобрали отставшего при эвакуации Федора Степановича, больного уже возвратным тифом и рядом других, свирепствовавших в то время болезней, и направили в свой, уже красноармейский, госпиталь. Пребывание у белых тогда, как говорится, сошло ему с рук. Это ему припомнится позже.

     Федор Степанович выжил, выздоровел и затем почти 20 лет служил в армии на командных должностях. В том числе - начальником Архангельского погранотряда и начальником пограничного отделения штаба войск Харьковского военного округа.

     В 1920 году он прошел обучение на Тамбовских пехотных и Московских пулеметных курсах, в 1936-м окончил Высшую пограничную школу в Москве и проучился 3 заочных и вечерних курса в Военной Академии им. Фрунзе. Кроме Архангельска и Харькова послужить ему довелось и в Чите, и в Баку и в Томске и многих других, в том числе весьма удаленных уголках Родины. Что же еще нужно было судьбе выжать из человека?..

                II

     Федору Степановичу удалось в известные годы избежать репрессий, но черное крыло угрозы все же махнуло над его головой. В 1938 году в Харькове, в бытность его начальником пограничного отделения штаба войск округа у него была обнаружена групповая фотография со Львом Троцким, сделанная еще в 1925 году, которой Федор Степанович не придавал никакого значения. Это повлекло за собой исключение из партии, без членства в которой в те времена военная служба командного состава, как правило, была несовместимой. Заодно ему припомнились и другие жизненные сюжеты. В том числе и сокрытие его прошлой связи с белыми, и низкий урожай картофеля на подсобном хозяйстве полка.

     Но на этом в те годы обычно дело не кончалось. Следующим шагом чаще всего следовали репрессии вплоть до расстрела и уничтожения всей семьи - в зависимости от спущенного плана по врагам народа. В качестве выхода из создавшейся ситуации Фёдору Степановичу Тверитинову предложили стреляться…

     Но каким же нужно было обладать упорством и волей к жизни, чтобы противостоять судьбе!.. В дело вступилась отчаянная и решительная супруга Фёдора Степановича Тверитинова - Полина Борисовна, добившаяся приема у Калинина. Что уж ей удалось ему наговорить – одному Богу известно! Но в результате положение было спасено. В партию Федора Степановича вернули. Однако, за «не уничтожение с фотографии из группового снимка контрреволюционера бандита Троцкого» [2]  Федор Степанович все же получил выговор, навечно вписанный основной строкой во все его личные дела c формулировкой «за политическую беспечность и небдительность» [3] . Сейчас, с высоты времён содержание этих формулировок могло бы показаться неким нелепым курьезом, если бы не их зловещий смысл! Для Федора Степановича, избежавшего физического уничтожения, тогда это означало лишь конец всякой карьере при сохраненной жизни. И в следующем 1939 году без объяснения причин он был уволен в запас в звании майора, оставаясь жить с семьей в Харькове. Но травля продолжалась. И все последующие действия и поступки Федора Степановича, какими бы выдающимися они ни были, - не могли в то время рассматриваться вышестоящими инстанциями иначе как через призму образовавшегося в биографии «пятна».

     Пред самым началом войны, в мае 1941 года, через Управление Дальстроя [4] в Москве Федор Степанович Тверитинов был направлен для работы в Магадан на Колыму. Фактически это была ссылка. По прибытии туда он был назначен в июне 1941 года заместителем начальника Управления дорожного строительства «Севера». Семья пока оставалась в Харькове.

     Но вот началась война со стремительным наступлением немцев. В сентябре 1941 года жена Федора Степановича с тремя малолетними детьми спешно покидает Харьков и эвакуируется в Красноярск, по месту жительства своей матери Евдокии Степановны Сторожевой, которая работала проводницей на Красноярской железной дороге. В тот же период Федор Степанович принимает решение отправиться добровольцем на фронт. В связи с изложенной в заявлении просьбой 15 ноября 1941 года он освободился от занимаемой должности и прибыл в Красноярск, где вновь «возбудил ходатайство об отправке на фронт» [5]. Но ему все еще не доверяли, и, поначалу, он был определен в резерв начсостава Сибирского военного округа. И лишь, наконец, летом 1942 года Федор Степанович попадает на театр реальных военных действий.

                III

     Хотя провоевать Федору Степановичу Тверитинову удалось лишь год, он успел доказать, что доблесть уцелевших остатков поредевшей фамилии пребывает не только в историческом прошлом, но проявляет себя и в современных реалиях.
     В Сибири Фёдор Степанович принимал активное участие в формировании 303 стрелковой дивизии и обучении бойцов. В середине апреля 1942 года по приказу Ставки дивизия выбыла из Кузбасса в город Буй, где поступила в распоряжение 2-й резервной армии. Здесь личный состав получил оружие, боеприпасы и отправился на Воронежский фронт. Уже 12 июля 1942 года части дивизии выгрузились на станции Липецк и, проделав 120-ти километровый марш, 19 июля в 8 часов утра с хода вступили в бой на участке севернее Воронежа в составе 60-й армии.

     На третий же день боев Федор Степанович получил ранение и вскоре за отличие был представлен к ордену Красного знамени.

     О действиях Фёдора Степановича наградной лист от 5 ноября 1942 года говорит следующее:

     «Товарищ Тверитинов проявлял бесстрашие в бою, 21 июля 1942 г. повел 3-й батальон 847 стрелкового полка в атаку. В момент наступательных действий был ранен, с поля боя не ушел. В этот же день, будучи уже раненым восстановил положение во втором батальоне этого же полка, вызванное появлением танков противника.
     После выздоровления, 8 августа лично руководил восстановлением положения 3-го батальона 847 стрелкового полка, лично водил в атаку роту. Выбил противника из расположения нашей обороны и уничтожил его живую силу.
     Бесстрашный командир. Достоин правительственной награды орденом Красное Знамя» [6].

     Приказ о награждении датировался 19-м декабря 1942 года [7].

     Еще в ноябре 1942 года Федор Степанович назначается командиром 847 полка 303 стрелковой дивизии.

     Выдержка из аттестационного листа от 12 декабря 1942 года на присвоение очередного звания подполковника майору Тверитинову Федору Степановичу гласит:

     «Командуя последнее время полком, подает большие надежды на то, что полк его может и будет одним из лучших полков в дивизии. Со штабной работой знаком хорошо, но наклонности в работе по военной специальности имеет командирские» [8].

     25 января 1943 года приказом НКО СССР за № 0836 ему было присвоено звание подполковника [9].

     В наградном листе от 21 февраля 1943 года по представлению к ордену Суворова III степени о командире полка Федоре Степановиче Тверитинове говорится следующее:

     «С начала боевых наступательных действий полка организовал личный состав, воодушевив его на разгром противника. Полк тов. Тверитинова вел упорные бои с противником за населенные пункты Злотое, Першино, Новая Кладовая, Герасимово, Песчаная, Зорино. Бои за указанные населенные пункты проведены с умелым учетом тактических и стратегических обстоятельств в выборе места сосредоточения, момента для смелой и решительной контратаки противника. Особенно отличились войска Тверитинова при занятии с. Першино, где было разбито: 199 пехотный полк и офицерский штрафной батальон. В результате упорного наступления сопротивление противника было сломлено, при наличии 400 активных штыков Тверитинова, было пленено 1200 и уничтожено до 800 солдат и офицеров противника.
     За все время наступательных боев полк тов. Тверитинова пленил более 3000 и около 2000 уничтожил вражеских солдат и офицеров.
     Войска тов. Тверитинова решительной атакой заняли город Обоянь».

     Следующие далее многочисленные подписи военачальников прямо подтверждают невероятность соотношения сил и событий, констатируя их исключительность [10].

     За эти подвиги, включая победу над противником, который как минимум пятикратно превосходил численностью и силами, Федор Степанович был награжден орденом Суворова III степени (Приказ Войскам Воронежского фронта от 25 марта 1943 г. за № 052/н. – ЦАМО).

     В боевой характеристике на подполковника Федора Степановича Тверитинова от 2 апреля 1943 года приводятся уже более уточненные сведения о его военных успехах:

     «Командуя 847 стрелковым полком, показал большие организаторские способности. Из отстающих по боевой подготовке 847 стрелковый полк вывел в число передовых, готовя личный состав полка на выполнение предстоящих боевых задач. В февральских наступательных боях тов. Тверитинов умело руководил боевыми операциями. Несмотря на наличие 2-х батальонов в полку в с. Першино разгромил 57 пехотный полк противника и офицерский штрафной батальон, где захвачено 2000 пленных, уничтожено до 1000 солдат и офицеров. Под руководством тов. Тверитинова полк освободил до 38 населенных пунктов.
     Как лучший из ком. полков В/С 38 армии допущен к исполнению должности заместителя командира дивизии. Решителен, настойчив в выполнении поставленных задач, бесстрашен в боях. За боевые дела награжден Орденом Красного Знамени» [11].

     Приказом по Юго-Западному фронту за № 0705 от 18. 05. 1943 года Федор Степанович Тверитинов был назначен заместителем командира 303 стрелковой дивизии по строевой части. В этом качестве он участвовал в битве на Курской дуге. На последнем этапе битвы, освобождая Харьков, при форсировании 9 августа 1943 года Северского Донца в районе Старого Салтова Федор Степанович Тверитинов был смертельно ранен. Скончался в медсанбате 11 августа 1943 года [12]. Похоронили Федора Степановича Тверитинова на братском кладбище у станции Приколотная Харьковской области [13].

     Независимо созревали оторванные от описанных событий документы затянувшегося делопроизводства на звание полковника. Опоздавший Приказ НКО за № 03612 о присвоении этого звания Федору Степановичу Тверитинову был подписан 21 сентября 1943 года [14] - спустя более месяца после его гибели. Впрочем, в условиях войны тогда это было обычным и частым явлением.

                IV

     Память о Федоре Степановиче в Старом Салтове продолжает жить и сейчас. Его имя носит одна из улиц этого поселка, о чем есть запись в местной Книге памяти. Инициаторами названия улицы в честь Федора Степановича Тверитинова выступили сами ветераны 303 стрелковой дивизии, собиравшиеся в Старом Салтове 14 декабря 1982 года. По свидетельству местных краеведов, ветераны вспоминали Федора Степановича с сердечной теплотой как хорошего человека. Затем, 4 августа 1984 года на улице Тверитинова состоялась церемония торжественного открытия соответствующей мемориальной доски, что нашло отражение в местной периодической печати [15].

     Улица Тверитинова с опрятными, ухоженными, утопающими в зелени домами, расположена на возвышенности с прекрасным видом на центр поселка и реку Северский Донец.

     В поселке Приколотное, где в братской могиле похоронен Федор Степанович Тверитинов, был создан памятник - мемориальный комплекс с обелисками и скульптурой, куда по сведениям начала 2010-х годов не переставали возлагаться памятные венки и свежие цветы.

     Когда Федор Степанович погиб его детям было: Ирине - 8 лет, Элеоноре - 6 и Владимиру - 4 года.

     В мае 1983 года дочери Федора Степановича Ирина Федоровна из Красноярского края и Элеонора Федоровна с сыном Максимом из Ленинграда посетили г. Обоянь во время чествования геройски погибших за с. Зорино и г. Обоянь бойцов 847 стрелкового полка, освобождавших село и город под командованием Федора Степановича Тверитинова. Присутствие на этом торжественном событии дочерей и внука Федора Степановича было отмечено в местной печати [16]. Дочери и внук посетили также и памятные места под Харьковом, где уже в должности заместителя командира дивизии воевал и геройски погиб их отец и дед.

     В 80-х годах полковник в отставке Николай Гаврилович Куклин, сослуживец Федора Степановича Тверитинова, хорошо знавший его самого и имеющий в своем распоряжении документы о боевых действиях дивизии, подготовил о Федоре Степановиче биографическую справку, которая была направлена в музей 303 дивизии в Кемерово, Юргу, Старый Салтов и Харьков.

     Еще раньше другой сослуживец Федора Степановича Евгений Данилович Губа подготовил о нем рассказ-быль под заголовком «Командир полка». Рассказ был опубликован в сборнике воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны «Место назначения – фронт», изданном в 1970 году, где Федор Степанович Тверитинов с теплотой и глубоким уважением вспоминается также и другими авторами [17].

________________________


1. Википедия. Тверитинова Анна Степановна.

2. ЦАМО. Ф. Личные дела офицеров. Тверитинов Федор Степанович. Д. 354751. Л. 18 об., 20 об.

3. ЦАМО. Ф. Личные дела офицеров. Тверитинов Федор Степанович. Д. 354751. Л. 7 об., 18 об., 20 об.; Д. 503663. Л. 1.

4. Дальстрой – Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС, Дальстрой).

5. ЦАМО. Ф. Личные дела офицеров. Тверитинов Федор Степанович. Д. 354751. Л. 18 об., 20 об.

6. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Ед. хр. 137. Сайт «Подвиг народа»» – наградной лист.

7. Приказ Войскам Воронежского фронта от 19 декабря 1942 г. за № 080/н. – ЦАМО.

8. Ф. Личные дела офицеров. Тверитинов Федор Степанович. Д. 503663. Л. 5.

9. Там же. Л. 5 - 5 об.; ЦАМО. Ф. Картотека учета офицерского состава.

10. Далее в наградном листе стоит подпись командира 303 стрелковой дивизии генерал-майора Ладыгина, положительное Заключение старших и высших начальников с печатями и штампами, положительное Заключение Военного Совета Армии, подпись Командующего 38-й армией генерал-лейтенанта (подпись неразборчива), подпись Члена Военного Совета генерал – майора Воронина, положительное Заключение Военного Совета фронта, подпись Командующего войсками Воронежского фронта генерал-полковника Голикова, подпись Члена Военного Совета Воронежского фронта генерал-лейтенанта Ф. Кузнецова. - ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682525. Ед. хр. 145. Сайт «Подвиг народа»» – наградной лист.

11. ЦАМО. Ф. Личные дела офицеров. Тверитинов Федор Степанович. Д. 503663. Л. 2.

12. ЦАМО. Ф. 58. Оп. А – 83627. Д. 752.

13. Книга памяти Красноярского края. Том первый. – Красноярск, 1994. – С. 147, 501.

14. ЦАМО. Ф. Картотека учета офицерского состава. Тверитинов Федор Степанович.

15. Б. Зильберборд. Именем героя // Хлебороб (газета на украинском языке). – Харьков, 1984. - № 93 (9110), 4 августа, суббота.

16. Газета «Красное Знамя». – Обоянь (Курской обл.), 14 мая 1983 г.

17. Коллектив авторов. Место назначения – фронт. Сборник воспоминаний. – Кемерово, 1970. – С. 13 – 14, 100 – 103, 119 – 122.


Рецензии
Вечная Память Стойкому Человеку и Патриоту!!!

Зиновий Винокур   17.05.2022 06:43     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Зиновий!
С уважением,

Алексей Тверитинов   17.05.2022 20:28   Заявить о нарушении
Здравствуйте.
Спасибо за публикацию.
Интересно и в тоже время непонятно, почему обойден стороной и не раскрыт послужной список, а также точный порядок прохождения военной службы Фёдором Степановичем в период 1919-1941 гг. ??? По сути годы вычеркнуты из биографической справки... ???
Меня интересует. где, к примеру, Фёдор Степанович проходил службу в период с 1927 г. по 1932 г. ??? Если не трудно, прошу об этом написать.
Заранее благодарю.

Вел Румбольдт Старший   28.07.2022 13:04   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вел Румбольдт Старшый!
Повествование о Федоре Степановиче ТверИтинове, - это всё же рассказ, а не репортаж о прохождении службы.
Чтобы легче читалось, и в попытке раскрыть образ человека, я остановился на наиболее главных, значимых и ярких событиях в его судьбе. С этой целью не стал забивать суть изложения второстепенными сообщениями и банальными перечислениями. Поэтому ничего конкретного к тому, что написано, добавлять не буду. В этом моё авторское право.
Извините!
С уважением и пожеланием творческих успехов!

Алексей Тверитинов   28.07.2022 19:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.