Посещение музея истории Риги и мореходства

Доброго всем времени суток!..

Поговорим сегодня о главном музее столицы - музее истории Риги и мореходства...

Небольшое пояснение...

Путешествуя по всей Латвии, я заметил, что в каждом крупном городе есть музей истории местного края. Это своего рода краткий учебник по географии, природоведению, археологии, истории, искусству, краеведению. Это и наглядное пособие с картинками, манекенами в старинных национальных костюмах, различными экспонатами и так далее, которое показывает нам быт, культуру, обычаи, обряды и традиции того или иного народа, его прошлое и настоящее, мирное и военное время... Вот-с... И я считаю, что человек может только тогда сказать, что побывал в каком-нибудь крупном городе, если он: 1) обошёл или объехал его весь, целиком, 2) побывал в музее истории этого города. Вот почему такие музеи являются самыми главными...

В музее истории Риги и мореходства я побывал, к сожалению, лишь раз (в 2017-ом году), но я уверен, что в будущем, окажусь здесь снова... Из-за любопытства, уважения и глубокой симпатии к своему родному городу...

А теперь моя работа о посещении главного музея столицы - музея истории Риги и мореходства (Рига, Латвия, Прибалтика, улица Паласта 4).

«С Божьей помощью, истинно чтя память предков, потомки передали и посвятили отреставрированный бывший монастырь Кафедрального собора – искусству и науке, в году господа нашего, в 1889-ом».


Возможно, стоило бы им закрыть проект о посещении всех музеев родного города. Возможно, нужно было бы оставить его на десерт, хотя бы до третьей десятки… Но он так долго вертелся в моей голове, что больше терпеть я не мог…

Да, этот музей – один из главных в Риге. Да, здесь постоянно проходят исторические экскурсии, семинары, лекции, выставки, студенты пишут курсовые, гиды изучают каждый уголок. Да, это гордость и величие страны, библиотека, архив и подтверждённая документация в одном лице, но для меня, прежде всего, это - 15-й музей, 15-е посещение, где, отбросив патриотизм, пафос и гордость, я просто скажу, где побывал…

А побывал я в месте, которое непопулярно зимой, равно, как и любой другой музей Риги! О-о-о… Вот вам и гордость… Два, три гостя столицы и школьная экскурсия. И это не в первый раз. Пожарный музей, Музей зарубежного искусства… Да у меня и на фотографиях это заснято. 15-й музей посещаю, дамы и господа. Ложь тут уже далеко ни к лицу… Будем резать правду-матку. И немного просвещать…

Несохранившееся здание Анатомического театра – первый дом музея (1773-й год, созданный доктором Николаусом фон Химзелем), специально перестроенное крыло Домского собора под музей и библиотеку (1791), знакомый всем по Интернету и поисковой системе – Колонный зал, Кабинет серебра и построенное трёхэтажное здание в стиле классицизма, в ансамбле Домского собора (1891), где музей находится по сегодняшний день. Это, если кратко…

Ну, а подробнее… Фойе, сувениры, приёмная, гардероб, средние цены (для такого музея простительно), широкая лестница с неснятыми красными коврами, красивые стены, трюмо с зеркалами, высокие потолки, декоративные люстры. Короче, ещё один театр…

А экспозиция… Ну, началось всё с 3-го этажа (что после музея природы, истории медицины и музея зарубежного искусства - меня слегка удивило. Мол, порядок другой. Не снизу-вверх, с первого по последний, а наоборот: сверху-вниз, с последнего по первый).

Низовья реки Даугава с момента, как земля остыла - по эпоху с динозаврами и пещерными людьми. Шутка… С IX (9-го) века до рождества Христова - по XI (11-й) век нашей эры. Древняя история, как в учебниках, но в наглядном виде. Первые поселенцы, рижская гавань, лодки, корабли, поэтапное освоение ремёсел (каждое в свой век и эпоху), начало рыболовства, предметы быта, и конечно же, Большой Кристап (легенда о великане, переносившем через реку желающих и нуждающихся, пока, ночью, во время бури, не пришлось нести самого маленького Христа. Кристап чуть не утонул, но совладал с собой и переправил ребёнка. А в награду получил горку золота, на которую великан купил всю Ригу, вот-с). Его копия стоит на берегу, а здесь, в музее истории Риги и мореходства, оригинал.

Ещё на этом, 3-м этаже показана средневековая Рига XIII-XVI веков (13-16 веков) и город под властью Швеции (почти 100 лет они тут "гостили"! С 1621-го по 1710!). А также здесь есть балкон Колонного зала, где представлена уже Рига в составе Российской Империи. Но самый её лакомый кусочек, конечно же, внизу. А пока – можно только слегка глянуть вниз, посетовать, что на прямоугольном балконе нет лестницы и нельзя спуститься, осмотреть всё, как следует, и пойти дальше…

Вообще, многое было похоже и на военный музей, и на музей зарубежного искусства, к чему я уже привык. Чем больше познаешь – тем меньше удивляешься. Но сожаления – никакого. Ведь я изучаю родной город…

И вот, мы спускаемся на второй, главный и последний этаж. Так как первый - это выставочный зал с фойе, гардеробом, сувенирами, кассой, то всё внимание было приковано именно ко второму этажу…         

Рига с середины XVIII века (18-го века) по 1940-й XX-го (20-го), ну и особенные моменты в истории города до наших дней, такие, как инаугурация бывшего президента женщины - Вайры Вике-Фрейберги и прочее...

Колонной зал… Да… Роскошно жить не запретишь… Красиво, ярко, изящно. Наблюдая его ещё с балкона третьего этажа, я, набравшись того, чего во мне нет – терпения, жаждал встречи с ним. Прошёлся раз 20, рассмотрел всё, закрыл глаза и…

«Сударыня, позвольте проводить вас к роялю». «О, поручик, вы так милы». Да… Роскошь… Картины, предметы того времени, орудие, посуда, шляпки, платья, молодая барыня, простая крестьянка… Это место располагает к искусству. Танцы, бал… «Сударыня, вы не подарите ли мне следующий танец?». «Ах, граф. С превеликим удовольствием! Кружите меня, кружите!».

Успокоившись немного, я вспомнил, что это ещё не всё. И экскурсия продолжилась…

Кабинет серебра, Рига и рижане в начале XX-го века, независимость, Вторая Мировая война, особый кабинет Марты Алберинг (знаменитой латышской танцовщицы испанских танцев 50-х годов XX-го века, который лучше увидеть, чем о нём писать)...

И, кажется, всё… Но… Где же корабли?.. Музей автомобилей видел, поездов тоже, пожарных машин… А где же корабли? Два небольших зала, в самом конце экскурсии, напомнили мне о том, что это также и музей истории мореходства…

Первый зал: X-й (10-й) век - по 1940, второй зал: 1940 – по наши дни…

Н-да… Я обижать не буду, но… Полтора этажа истории Риги и только два небольших зала кораблей… Ожидал большего. Как-то уж слишком скудно для страны, расположенной у воды. И макеты маленькие, и залы… Два штурвальных колеса, несколько судовых журналов, флаги… Я, конечно, был потрясён тщательной проработкой деталей макетов, но… После Саутгемптона и Портсмута, где побывал, эти два зала… Ай, промолчу… Тут даже не в Англии дело. Просто даже после пожарных машин и поездов, я сознательно ожидал большего, зная, что просторность залов и высота потолков это позволяет… А тут… Эх, жаль… Но такова реальность. Спасибо и на том. Буду теперь в курсе…

Не хочется заканчивать на грустной ноте… А потому – ходите, друзья мои, по музеям. Зимой ли, осенью, весной, жарким летом… Там есть интересные вещи, стоящие внимания, есть также предметы, притягивающие взор и шикарные залы, показывающие нам настоящую роскошь… Где мы ещё такую увидим?.. Только по телевизору, в новостях или в кино. Но это не то. Не то ощущение… Когда вы сами проходите по таким залам и слышите стук своих шагов, это… это…

«Граф, вы не соблаговолите ли отведать французского вина, что недавно привёз мой кузен? Урожай нынче просто превосходный»… «Охотно, милейший мой друг, охотно»... М-м-м, отменно, скажу я вам. Просто отменно… "Вот гляжу я на это произведение искусства и… А не напоминает ли вам это полотно о…?» И так далее...

Благодарю за внимание!..

С вами был Алекс Джей Лайт.


Рецензии