135. Воспитанник интерната

  -Как у тебя дела? Жениться так и не собрался еще? Ты так до самой старости прохолостекуешь. Старым станешь. Один будешь. Не кому будет тебе воды подать,когда совсем одряхлеешь.

 -Почему я должен старым стать? Почему я должен одряхлеть? Никогда я не одряхлею.

 -Это ты так говоришь,потому что у тебя еще здоровье крепкое. А вот лет еще так через...

 -Зря все эти разговоры о старости. Только родился человек и сразу должен думать о старости. Когда же тогда без оглядки жить?

 -Ну давай,живи без оглядки. Сестра моя еще свободна. Придет за тобой поухаживать,если что...

 Так мы-я и Владимир-сожитель Нади с третьего этажа-разговаривали,стоя возле машины,на которой Владимир заехал в наш двор. Поговорив с ним,я пошел дальше-в магазин за хлебом,яйцами,сливками и упаковкой быстрорастворимого кофе.

 Шел. Встретил Толю,когда-то моего коллегу по профессии. Этот Толя к этому времени уже окончательно спился. Стал серым,невзрачным,без всяких мыслей в глазах-человеком дна и городских помоек.

 -Ты что так опустился? До чего ты дожил?-сказал я ему прямо в глаза.-Бросай пить. Найди работу. Дело, хоть какое-нибудь, полезное делай. Ты хоть штаны подтяни. Видишь,девушки молоденькие мимо ходят. Дети пробегают. Шнурки завяжи. Наступишь на шнурок,упадешь,голову разобьешь,валяться будешь.

 Но моему бывшему коллеге уже никакого дела не было до моих нравоучений и критических замечаний. ...Тут к нему подошел еще один мой знакомый,которого я не видел еще дольше,чем Толю; вспомнил,что кличка у него была-Серега; и начал этот Серега что-то Толе доказывать,глядя в след женщине вышедшей из магазина с пакетом в руке; как я заметил,из ее пакета торчала бутылка водки. Из их громкого пьяного разговора я понял,что Серега предлагал отнять бутылку у женщины,-как-нибудь так незаметно из ее пакета вытащить. Я уже намеревался было подойти к ним и сказать,чтобы они этого не делали,но тут мне припомнились мои недавние промахи в жизни из-за которых я,в некоторых случаях,сильно пострадал и даже был неоднократно побит,и тогда я решил,что надо сначала все хорошо обдумать,а потом уже предпринимать какие-то действия. "Да,-решил я.-Каждый шаг должен быть обдуман и выверен. Не надо бросаться на амбразуры сломя голову. Подвиги уместны только в смертельном бою с врагами родины. ...Возьмем эту женщину с  торчащей из ее пакета бутылкой  водки. Два алкоголика хотят отнять у этой женщины ее бутылку. Проще говоря,хотят ее ограбить. Это,конечно,с их стороны очень плохо. Но с другой стороны: алкоголь- это зло,особенно поддельная русская водка. Вот придет сейчас домой женщина с бутылкой русской водки в пакете,напьется,не станет заниматься домашним хозяйством,цветы не польет,пол не помоет,суп детям не сварит,от мужа отмахнется,как от привязавшегося к ней проходимца-и выйдет из всего этого только разброд и шатание. Так,что если эти двое алкоголика отберут у женщины бутылку,то ей же будет от этого лучше: тогда она не напьется и не будет дома у себя безобразничать. А если же эти алкоголики напьются и свалятся где-нибудь под забором,так никакой никому от этого большой беды не будет..." Так поразмыслив,я убедился,что в процесс происходящих событий мне вмешивать не стоит,и спокойно вошел в магазин,чтобы купить там себе для ежедневного пропитания хлеба,яиц,сливок и кофе.

 ...Как я услышал потом,выйдя из магазина,что ни под каким забором валяться моим знакомым алкоголикам не суждено было:при попытке ограбления женщины они были схвачены случайными прохожими и вызванной полицией отвезены в кутузку.

 В магазине я увидел как какой-то старичок в овощном отделе засунул один огурец себе за пазуху,и это меня заставило задуматься о причинах такого его неблаговидного поведения. "Возможно,у старичка маленькая пенсия,ниже прожиточного минимума. Поистратился,наверное,пропил с горя,А огурец-то съесть хочется. Вот,бедный,и тащит он все,что плохо лежит. Прячет за пазуху огурцы. Может даже,для своих старушки и внучка..."-подумав так о старичке,своровавшим огурец,я купил в магазине все,что надо было мне купить,и пошел домой.

 Я пришел домой. Поджарил яйца. Наелся. Напился кофе со сливками. Включил телевизор.И лег на диван.Отдыхать. Набираться сил. И размышлять о проблемах современной человеческой жизни. ...Лежал. Думал. Вспоминал...

 -Ей,наверное,жилье мое нужно?

 -Да.Квартира твоя ей тоже не помешает. Мы живем все вместе. Маета одна. Она,когда развелась,вернулась домой. Хорошо,что хоть дети у нее уже взрослые,самостоятельными стали,отдельно живут. Двое у нее их. Замуж она хочет,а ни кто не берет.

 -А я тут при чем?

 -Так ты же подал ей надежду. Даже свидания ей назначал. И вдруг оборвал все...А она уже начала думать,что у вас все идет на лад.

 -Ничего у нас с ней не шло.

 -Да. Видно,ты стал уже закоренелым холостяком. Перемен боишься. Я это по себе знаю. Я там развожусь,здесь схожусь,а на капитальное что-то не решаюсь. Привык я к старому,а от перемен беспокойство одно.

 -Это из-за вашей не решительности Надя с третьего этажа своего сынишку в интернат сдала. Зря вы это с ним так.

 -У меня свои дети есть. Стать кому-то отчимом у меня никогда в планах не стояло. Но ничего. Может, здесь обживусь как-нибудь. У вас здесь спокойно. Алкоголиков во дворе не видать. Люди мирные. Надя моя тоже не из пропащих. Медсестрой в поликлинике работает. Да еще подрабатывает там:полы моет. Я в этой поликлинике с ней и познакомился. В процедурный кабинет две недели ходил,там и встретил. Сошелся я с ней,и вот теперь выбираю: там ли остаться,с прежней супругой,или здесь закрепиться.Так и не решил еще. При том же,я слышал,прежний ее,отец ее сына,срок отбывает. За убийство...Еще она мне говорила,что ты одно время сам к ней клеился...Еще она мне рассказывала про какую-то Надю Коровину-твою одноклассницу. Будто б она в дом инвалидов попала. Будто б ты ее бросил. А теперь тебя совесть из-за этого мучает. Ты ведь считаешь себя человеком порядочным. На работу ходишь. Пьешь мало. Со всякими женщинами не путаешься. Хотя,наверное,хотел бы этого. Деньгами не разбрасываешься. Даже копишь их. Весь матрас ими забил. И правильно делаешь. В наше время человек без денег,без телефона,без компьютера,без машины-это не совсем человек...

 -У меня нет телефона и компьютера,и даже машины нет.  Что же,я-не вполне человек? Я-не до человек.

 -Я про то и говорю. Ты человек порядочный. Ты понимаешь,раз у тебя нет машины и телефона,значит ты в мужья не годишься и не имеешь права охмурять какую-нибудь порядочную женщину,хотя бы и с двумя детьми. Не станешь же ты обрекать ее на нищенскую жизнь без машины и телефона. Но моя сестра не такая. Она другого склада и другого взгляда на жизнь. Для нее главное-взаимное уважение. И еще для нее главное,как она говорит,-это взаимная любовь. ...Выдумала же себе какую-то любовь. Да,что только не выдумает брошенная мужем не старая еще женщина. Муж ее бросил,а она все еще о любви какой-то думает. По-моему, ты такой же, как она. Напридумывал себе что-то и живешь этим. Не живешь даже этим,а барахтаешься в нем. Мечешься туда-сюда,а куда путь держать- не знаешь. А путь этот давно уже всем известен. Это путь такой: родился,женился,поставил детей на ноги,да и умирай себе спокойно. Все просто и ясно. И не надо выдумывать ничего нового. Вот ты? Чего ты хочешь? Для чего ты,скажи мне,живешь? Зачем живешь?

 -Что значит "зачем" и "для чего" я живу? Если бы я не жил,то меня,считай,и на свете-то белом вообще не было. Вообще- не было. А ты хотел бы,чтобы меня не было? Чтобы я не занимал места в пространстве? Не мешал ни кому? Ты хочешь,чтобы вообще ничего не было и никого не было?

 -На какую-то философскую тему свалился. Трудно с тобой всегда разговаривать. Ты лучше о моей сестре подумай. И о себе тоже хорошо подумай. Пока на дно жизни не скатился. В яму.

 -Не беспокойся. На дно я не скачусь. И в яму тоже. А если скачусь в яму,я из нее всегда сумею выбраться. У меня в этом опыт большой...


Рецензии