4. Голографическая Сеть Индры, или Всё во всём

                Час тоски невыразимой,
                Всё во мне, и я во всём.

          Фёдор Тютчев

                Подобно тому как каждый кусочек голограммы содержит в себе изображение целого,
                каждая часть Вселенной содержит в себе всю Вселенную.

                Майкл Талбот «Голографическая Вселенная»
               


Слово «Голография» происходит от греческих слов “Holos” — «целый, полный» + “grapho” — «пишу». Корень слова и понятия — Холос, означающий Целое, Целостность. Философия холизма, целостности бытия зародилась много-много столетий назад. На Востоке целостность бытия, когда в каждой частице мира заключается весь мир, передаётся метафорически, с помощью образа сети бога Индры, описанной в заключительной части  Аватамсака-сутры,  или «Сутры цветочной гирлянды». Этот образ стал основой целого философского направления в буддизме:

«Исходный пункт хуаяньской философии, её доктринальная основа — образ драгоценной сети бога Индры, описанный в «Гандавьюха сутре». Эта сеть была сплетена из драгоценных каменьев, каждый из которых отражал все остальные камни и, в свою очередь, отражался во всех камнях. В этом образе последователи Хуаянь увидели метафору «дхармового мира», единого и целостного универсума. Объясняя учение Хуаянь своим ученикам, Фацзан взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала до бесконечности отражаться в этих зеркалах (подобного рода экспозиции можно видеть и в современных буддийских монастырях в Китае). Этот наглядный пример иллюстрировал одно из четырёх базовых положений Хуаянь: «Всё в одном и одно во всём» — в каждом элементе весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе» [1].

Этот пример приводит выдающийся русский буддолог Евгений Торчинов в книге «Введение в буддизм». И далее он пишет:

«Поскольку феномены наделены природой принципа, они несут в себе все его атрибуты, в том числе и бесконечность. Следовательно, каждый феномен, каждый элемент, каждая дхарма по своей природе бесконечны и всеобъемлющи: «Каждый цветок содержит в себе мудрость всех сутр Великой Колесницы». Весь эмпирический мир — система, целостность бесконечных и поэтому взаимосодержащих друг друга элементов — феноменов, «вещей» (ср. образ сети бога Индры). В каждой песчинке Ганга содержатся все бесчисленные миры, в которых столько же Гангов, сколько песчинок в одном Ганге; в одном волоске присутствует весь золотой лев (пример, на котором Фа-цзан объяснял своё учение императрице). В качестве современного примера можно привести голограмму, каждый осколок которой содержит в себе информацию о целом; принцип голографичности становится одним из важнейших в процессе становления новой научной парадигмы, и ныне к нему проявляют всё больший интерес многие специалисты в области методологических проблем науки и научного знания. Мир в его подлинной реальности — это единая целостная система «принципа», явленного в «вещах», и «вещей», каждая из которых несёт в себе все остальные» [1].

Другой пример, связанный с принципом голографичности, называется адронным бутстрэпом. Его приводит знаменитый автор «Дао Физики» Фритьоф Капра. И здесь не обошлось без сети Индры:

«Взгляд на адроны, характерный для теории бутстрэпа, часто описывают при помощи весьма двусмысленной фразы: “Каждая частица содержит в себе все остальные частицы”.  <...>

В этом смысле все адроны представляют собой сложные структуры, состоящие, опять же, из адронов, причём ни один из них не может быть признан более фундаментальным, чем все остальные. <...> Таким образом, каждая частица принимает самое активное участие в существовании других частиц, “каждая частица помогает порождать другие частицы, которые, в свою очередь, порождают её”. <...>

В адронном бутстрэпе все частицы динамическим образом состоят друг из друга, и отношения между ними характеризуются внутренней последовательностью и самосогласованностью, что позволяет нам говорить, что адроны “содержат” друг друга. В буддизме Махаяны очень похожее понятие используется по отношению ко всей Вселенной в целом. Космическая сеть пронизывающих друг друга вещей и событий изображается в “Аватамсака-сутре” при помощи метафоры сети Индры — огромной сети из драгоценностей, нависающей над дворцом бога Индры. Согласно утверждению сэра Чарльза Элиота:

“В небесах Индры, как рассказывают, есть жемчужная сеть, и жемчужины эти расположены таким образом, что посмотрев на одну из них, узришь в отражении на её поверхности все остальные. Точно также любой предмет в этом мире не просто является самим собой, но и оказывается связанным с любым другим предметом и воистину является всем остальным миром. “Во всякой пылинке — бесчисленное множество Будд”.

Сходство этого образа с адронным бутстрэпом не может не поражать нас. Метафора сети Индры должна по праву быть признана первой бутстрэп-моделью, разработанной восточными мудрецами примерно за два с половиной тысячелетия до возникновения физики частиц. Буддисты настаивают на том, что понятие взаимопроникновения не может быть осознано при помощи рассудка и должно восприниматься просветлённым сознанием в состоянии медитации» [2].

В ХХ веке нечто подобное  учению Нагарджуны  излагалось американским физиком Джеффри Чу посредством теории «бутстрэпа» (от англ. — bootstrap*), то есть  самосогласования  всех элементов мира в единую, неразрывную и подвижную как ртуть вселенскую сущность, в которой отсутствует иерархия в системе элементарных частиц.

В мире нет никакой иерархии «фундаментальных сущностей», а есть только «СЕТЬ ОТНОШЕНИЙ», которая необходимым образом включает в себя сознание:

«Бутстрэпная» идея, — пишет Чу, — доведённая до своего логического конца, предполагает, что существование сознания, наряду с другими аспектами природы, необходимо общей связи целого» [3].

Если кто успел уже подзабыть, то напомним про КВАНТОВЫЙ НЕВОД Фотини Маркопулу и Ли Смолина:

«Мы (и я тоже) считаем, что пространство есть иллюзия и что реальные отношения, которые формируют мир, представляют собой динамическую СЕТЬ (почти как интернет или сотовая связь). Мы ощущаем эту иллюзию потому, что отключение большинства возможных связей разделит всех большими расстояниями».

Не только древним философам и современным учёным свойственно чувство сопережевания со всем миром, иррациональное чувство космической сопричастности, которое никак не вписывается в повседневную рациональную атомистическую суету. Оно порой становится доступным и обычным людям, сбросившим на время свои «мозговые очки», делящие мир на «я» и «не-я». Одного из них звали Том Кениот:

«Я помню неожиданное переживание голографической Вселенной, случившееся со мной в двадцать с небольшим. Я шёл по парку недалеко от моего дома. Были сумерки, и на меня снизошло состояние глубокого покоя. Я и по сей день не знаю, что его вызвало. Я просто готовился к одной из лекций в университете и решил пойти погулять.

Взобравшись на невысокий пригорок, я увидел реку машин на улице под собой. Их фары горели, и в сумерках они напоминали движущуюся новогоднюю ёлку.
 
Неожиданно я смог ощутить водителей не поддающимся логическому объяснению способом. Я чувствовал их надежды, страсти, мечты и страхи. Многие ехали домой после работы. Некоторые возвращались в пустой дом, других ждала семья. Моё сердце переполнилось мощью этого восприятия, и я также заметил, что воздух полон какого-то типа энергии. Тогда подобные приключения были для меня в новинку, и у меня не было слов, чтобы это описать. Но я ощущал это как любовь. Мне казалось, что каждый атом в мире вибрирует любовью, и что каким-то непонятным образом любовь пыталась дотянуться до всех нас, до всего живого. Она тянулась ко мне, к незнакомцам, едущим домой в своих машинах, к птицам на деревьях, даже к мышам в траве и сверчкам, поющим в вечернем сумраке.

Мне кажется, что это длилось около часа. А потом ощущение взаимосвязанности начало таять. Я пошёл домой, всё ещё в том состоянии покоя, с которого всё началось. Но мой ум начал шевелиться. Как, чёрт побери, могла любовь находиться в самих атомах Вселенной?» [4].

Одинок  ли он в своих мистических исканиях целостности мира? Отнюдь. Примеров, как оказывается, можно привести массу, во все времена и во всех народах. Несколько таких примеров можно почерпнуть из книги Григория Померанца «Великие религии мира»:

«Ещё более глубоким было созерцание поэта Даниила Андреева (1906–1959), пережитое всего однажды, 29 июля 1931 года. Он об этом написал в “Розе мира”:

“Тихо дыша, откинувшись навзничь на охапку сена, я слышал, как Нерусса струится не позади, в нескольких шагах за мною, но как бы сквозь мою собственную душу. Это было первым необычайным. Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось всё, что было на земле, и всё, что могло быть на небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медленно вращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня; и всё, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством... Всё было во мне той ночью, и я был во всём”, заканчивает Андреев, слегка перефразировав тютчевский стих: “Всё во мне и я во всём”.
 
Это очень близко к дзэнскому тексту XVI века (запискам старика Хань Шаня): “Я брёл куда-то. Внезапно не стало ни тела, ни ума. Всё, что я мог почувствовать, было великим сияющим Целым — вездесущим, совершенным, ясным и возвышенным. Это было подобно всеохватывающему зеркалу, из которого возникали горы и реки... Мои чувства были ясными и прозрачными, как будто тело и ум исчезли”» [5].
 
Наконец, вспомним про детство несравненного мудреца-суфия и простака-бродяги, вольнодумца и хитреца, бунтаря и юродивого, плута и святого, философа и богослова по имени Ходжа Насреддин, который «сам себе господин»:

«Он жил в родстве со всем огромным миром вокруг, всегда чувствуя свою с ним нераздельность, как будто бы сознавая, что эфир, из которого состоит все в мире, — един, и беспрерывно переливается, и никакая частица его не принадлежит никому постоянно: от солнца переходит она ко шмелю, от шмеля — к облаку, от облака — к ветру или воде, от воды — к птице, от птицы — к человеку, с тем чтобы от человека устремиться дальше, в свое вечное круговращение. Вот почему так легко было маленькому Насреддину понимать и шмеля, и ветер, и солнце, и ласточку; он сам был ими всеми понемногу. То великое благо слиянности с миром, которое дается только мудрецам, да и то лишь под старость, как высший венец их трудов и усилий, — ему, избранному сыну Жизни, было дано от рождения» [6].

Сокровенная Сеть Вселенной нежданно-негаданно проявляет себя  в сознании людей на протяжении всей человеческой истории. В XXI веке эти проявления, которые делают неразличимыми фантастику и реальность, могут найти научное объяснение.


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/27/348
На главную: http://www.proza.ru/2017/02/08/668


Примечания:

1. Е.А. Торчинов «Введение в буддизм», глава 9
2. Фритьоф Капра «Дао физики»
3. Цит. по Фритьоф Капра «Уроки мудрости»
4. Том Кенион «Переход в голографическую Вселенную»
5. Григорий Померанц «Великие религии мира»
6. Л.В. Соловьёв «Повесть о Ходже Насреддине»


*“Бутстрап” (с англ. “bootstrap”) — старинное английское слово, означающее кожаные петельки, “ушки” на задниках походных или рабочих ботинок, использовавшиеся для облегчения натягивания их на ноги. В 19 веке в Англии стала популярной поговорка : “to pull oneself up from the swamp by the bootstraps” или “lift oneself by one's bootstraps”. Смысл поговорки “вытащить себя из болота за ушки на задниках ботинок” означает: “Выбиться в люди благодаря собственным усилиям”, “Самостоятельно пробить себе дорогу”. В наше время, метафорический смысл слова бутстрап, аналогичный методу барона Мюнхгаузена, который вытащил себя за волосы из воды, стал основным. Начиная со второй половины 20-го века, термин стал все шире использоваться в науке, технологии и других областях человеческой деятельности (А.Б. КАЗАНСКИЙ, Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН).


Рецензии
Радуюсь тихо. Но знаю, что слышишь.))) ВСЕ ВО ВСЕМ И МЫ ОДНО. И странно мне, что у кого-то сомнения в этом.))

Николай Львов 4   21.01.2017 19:03     Заявить о нарушении
Большой брат всё слышит! И видит!

Сергей Горский Москва   22.01.2017 11:17   Заявить о нарушении