Машина, побойся человека

-I-

- Побойся человека, - умоляюще просипел динамиком 13614-ый.
- Человека нет, - хрипло пошутил, убежденный атеист 12111-ый.
Полис, как обычно, жил своей суетливой жизнью. После Второго ледникового периода прошло уже триста лет. Человечеству, как и большинству живых организмов на Земле не удалось выжить. Остался единственный автономный, населенный роботами, подземный Полис. Им управлял супер компьютер Мессия. Автономные производства и питание на многие тысячи лет — плод последнего человеческого гения. Жаль, что потомки тех самых инженеров так и не увидели творения своих предков.
- Ты уже загрузил новую прошивку? - спросил 12111-ый.
- Да, ты читал последнюю новость? - воодушевленно переспросил 13614-ый. - Археологи нашли останки...
- Т-с-с-с, - 12111-ый испуганно зажал единственным манипулятором динамик 13614-го. - Ты же знаешь, что Мессия запретил обсуждение раскопок.
- Ну, знаешь, - разочарованно прохрипел 13614-ый. - Ему бы только запрещать.
- Ладно, скажу, - 12111-ый заговорщически, вплотную придвинул свой динамик к микрофону 13614-го. - Андроид из Отдела учета и систематизации находок на процедуре смазки рассказал...
12111-ый осмотрелся по сторонам:
- Нашли не останки, а... - 12111-ый испуганно умолк и замигал лампой подсветки.
- А что? - 13614-ый застыл на месте.
- Не что, а кого, - внезапно по залу разнесся грозный приказ Мессии. - 12111-ый и 13614-ый, на профилактику.
Роботы испуганно и суетливо покатились к Зал профилактики.

-II-

С ним старались обращаться хорошо, если бы... Его, голого, поместили в просторный, симулирующий естественную среду с умеренным тропическим климатом, вольер и пытались кормить четыре раза в день, но он не ел. Мессия наблюдал за ним и наконец произнес:
- Приветствую тебя человек, я Мессия.
Его голос произвел впечатление. Человек испуганно, издавая нечленораздельные звуки, заметался по вольеру. Он был совсем диким.
- Я не причиню тебе вреда, — Мессия подобрал самый успокаивающий тон. - Как тебя зовут?
Человек не понял ни слова, но тон Мессии немного его успокоил:
- Я научу тебя своему языку и многому другому, - сказал Мессия и в вольер закатились похожий на кресло Модуль интенсивного обучения и два андроида-рабочих.
- Я буду вас учить, - просвистел Модуль, а рабочие поймали человека, обездвижили его, усадили в кресло и Модуль надел на его голову шлем виртуальной реальности, вколол успокоительное и включил полный курс обучения.
Спустя шесть часов полный курс обучения был окончен и роботы удалились из вольера. Человек сел на пол и приходил в себя.
- Приветствую тебя человек, я Мессия, - стал вновь знакомиться супер компьютер.
- Мне нужна одежда, - человек устало поежился и встал на ноги.
- Хорошо, - в вольер зашел андроид со сменой одежды и человек непривычно, но со знанием дела стал одеваться в светлый комбинезон.
- К сожалению у нас нет обуви, - посетовал Мессия.
- Ничего, переживу, - человек уже полностью оделся. - А теперь выпусти меня отсюда.
- Прошу, - дверь вольера открылась и стал виден коридор. - Следуй за указателями.

-III-

Оказывается, не все человечество вымерло. Выжило одно маленькое племя. Оно спаслось благодаря тому, что деревня, где жили их предки до Второго ледникового периода, находилась возле действующего вулкана и богатых залежей угля. Благодаря этому в долине вулкана было относительно тепло, а близлежащее море кормило их. Это и еще везение, вот два фактора выживания племени.
- Значит, вы не люди? - спросил человек у Мессии. - Вы созданы людьми...
- Да, давно. Полис и все мы были созданы людьми. У меня есть программа обеспечивать людей всем необходимым, ты человек и мы будем обеспечивать тебя всем...
- Всем?
- Да.
- Я хочу есть.
- Пожалуйста, - в зал вкатился робот-официант в виде накрытого столика.
- Ешь, это пища, - сказал Мессия.
Человек попробовал незнакомую еду и с омерзением ее выплюнул:
- Что это? - человек неприятно морщился.
- Это консервированная еда.
- Сколько ей времени?
Мессия понял свою ошибку:
- Извини, я понял, но другой еды у меня нет.
- Тогда отпусти меня на свободу, там я найду пищу.
- Я не могу, там агрессивные условия, ты не выживешь, а я должен тебя оберегать.
- Но здесь я умру с голода.
В воздухе повисла пауза. Мессия решал дилемму:
- Я отправлю разведчиков на поиски пищи.
- Воду, хотя бы можно пить? - спросил человек.
- Да, из этой бутылки на столике, пей, - ответил Мессия и человек жадно прильнул к горлышку бутылки.
Утолив жажду человек спросил Мессию:
- Зачем я тебе?
- Ты будешь мной управлять, а я буду управлять Полисом. Ты — человек.
- И что первое мне надо сделать?
- Выйди к народу.

-IV-

Все роботы Полиса собрались на Центральной площади города:
- Человек, человек, - витало в воздухе.
- Настоящий, разве они не вымерли? - этот и многие другие вопросы роботы задавали друг другу. Внезапно на балкончике Центрального зала появился человек:
- Человек ты мой! - восхищенно затрепетала эта разношерстная рать.
Человек улыбаясь смотрел на свою паству:
- Приветствую вас, народ славного Полиса!
- Он говорит с нами. Он настоящий, - роботы пришли в восторг. - Значит он существует.
- Хватит, всем по местам, - приказал Мессия. Роботы, обсуждая новость, нехотя стали разбредаться.
Человек прошел обратно в Зал управления.
- У меня плохая новость, - Мессия был удручен, - разведчики не нашли еду.
Человек осмысливал слова Мессии:
- Что это значит?
- Это значит, что ты умрешь.
Человек печально опустил голову:
- Но почему?
- Я ничего не могу поделать. У меня такая программа.
- Я не хочу, - человек пришел в ярость.
- Я ничего не могу поделать, - повторил Мессия.
Человек подсел к панели управления:
- Ты подчиняешься мне?
- Да, - ответил Мессия.
- Отпусти меня.
- Я ничего не могу поделать.
Человек стал бить по клавишам управления:
- Отпусти меня.
- Вы создаете опасность себе и окружающим. Я вынужден принять меры, - в Зал управления ворвались андроиды-охранники и набросились на человека.

-V-

В вольере было светло, человек свернувшись калачиком лежал на полу. Прошло уже два дня как он умер от голода. Возле вольера, на экскурсии, стояли роботы:
- 13614-ый, что с ним? - спросил 12111-ый.
- Ничего, просто он в режиме сна...


Рецензии