Высший пилотаж лохотрона

                               
               
   Школьнику Пете Сорокину предрекали успех на широком общественном поприще. Быть ему, например, репортером, говорили такие провидцы, у него и фамилия соответствует и повадки: просунет свой нос хоть в замочную скважину и трещит потом, как сорока.
   Петя, худощавый подросток с большими ушами, был действительно любопытен и любил говорить, особенно, по телефону. Говорил он подолгу и звонил всегда первым – не хватало терпения ждать звонка от приятелей. Такая активность саранчой отражалась на его телефонном балансе, и на вопрос родителей, что ему подарить в день рождения, он моментально ответил:
- Деньги!
- Почему деньги? – удивилась Вера Ивановна, Петина мама. – Деньги детям дарить не принято как-то. Деньги дарят, когда идут в гости, и только тогда, когда сомневаются в правильном подборе подарка. Ты скажи, чего тебе хочется, мы с папой купим, и всем нам будет приятно. А то – деньги! Деньги потратишь, и никакой памяти у тебя не останется.
- Деньги, - повторил Петя. – Пятьсот рублей! И я долго буду помнить об этом подарке! Я положу их на телефон и не буду клянчить пополнить баланс.

   Ему положили в два раза больше, целую тысячу, и Петя, весьма тем довольный, сидел на диване, думал, кому бы сейчас позвонить, а наряду с такими глубокими думами перебирал при помощи пульта номера телевизионных каналов. Их было много, более ста: в доме появилось недавно цифровое телевещание.
  Передачи казались неинтересными, но один из каналов задержал внимание Пети. Там ведущая, энергичная женщина лет тридцати, горячо возмущалась скудоумием зрителей, не способных решить простую, по ее уверениям, задачу.
  На экране было показано: 5 + 94 + 2 = 45. Цифры были составлены спичками, и телезрителям предлагалось, так переставить одну спичку в левой части, чтобы уравнение стало корректным. То есть добиться, чтобы сумма трех слагаемых была равна 45. Тому, кто найдет решение первым, присуждалась премия в сумме 12 500 рублей.
   В телестудии беспрерывно раздавались звонки, и Петя стал слушать диалог ведущей со зрителями с повышенным интересом. Ведущей, видимо, очень хотелось вручить кому-либо призовые деньги, а сообразительных не было, она нервничала и ежеминутно напоминала об ограниченности времени ее эфира.
   Семиклассник Петя Сорокин был отличником по математике, и тоже захотел приобщиться к решению задачи, хотя сначала она показалась ему невыполнимой. «Но решение должно быть, - думал он. – Иначе, какой смысл предлагать всей стране исполнить то, что исполнить нельзя?.. А раз это так, я должен разгадать этот ребус!»

   Обстановка в телестудии накалялась. Сумма приза поднялась до пятнадцати тысяч рублей. Ведущая едва не стонала от напряжения, то и дело напоминая, что времени у нее почти совсем не осталось.
  Пятнадцать тысяч рублей надолго снимали проблему с оплатой телефонных переговоров, и Петя Сорокин мог плюс к тому же купить себе сам в подарок новый смартфон. Он поднапряг мозги и вскоре победно воскликнул:
- Решил!!!
- Чего ты решил? – спросила из кухни Вера Ивановна.
   Возглас показался ей ненормальным, и она с беспокойством поспешила в комнату к сыну.
-Чего ты решил? – она повторила вопрос.
- Задачку по телевизору…
   Вера Ивановна, увидев, что с сыном в порядке, посмотрела на телевизор. Ей задачка показалась абсолютно абсурдной.
- Морочат головы людям! – брезгливо сказала она. – Это все равно, что трусы надеть через голову или бегемота тащить из болота!..
- А я вот решил!
   В голосе Пети звучало безмерное торжество.
- Нужно взять одну спичку с девятки, - продолжает ликующе он, – и приложить эту спичку к пятерке. Девятка становится тройкой, а пятерка – шестеркой. Получается, что шесть плюсуется к тридцати четырем.
- И получится сорок, - усмехается Вера Ивановна, убежденная в неразрешимом задании. – Плюс двойка. Общая сумма равна сорока двум, а где еще три единицы?
- А мы двойку переворачиваем с ног на голову, и она превращается в пять! – объясняет ей Петя, возбужденный желанием и реальной возможностью получить серьезную сумму.
   По лицу его мамы было заметно, как она постепенно вникает в неожиданный вариант. Недоумение сменяется удивлением, за ним – восхищением смышленостью сына.
   - Звони! – распорядилась она.

   Номер студии был постоянно перед глазами, и Петя звонит.
- Звонок платный, -  раздается приятный голос мужчины. – Специальный тариф. Если согласны, нажмите на цифру один.
  Под гипнозом обалденного приза Петя жмет на телефоне цифру 1.
  Другой мужской голос, тоже приятный, но вкрадчивый:
- Как мне вас называть?
- Петр Владимирович, - представляется Петя с достоинством.
- Я соединяю вас, Петр Владимирович, с оператором. Оставайтесь на линии.
   Соединения с оператором почему-то долго не происходит, и Петя занервничал - вдруг кто-то еще догадается: в студию звонят постоянно. Но правильных вариантов решения пока еще нет, и ведущая раздраженно реагирует на пустые звонки.
- Говорите! -  торопит она очередного звонившего.
- Надо из двойки сделать семерку, - слышится старческий голос.
- Как вы сможете двойку переделать в семерку, передвинув всего одну спичку? – всплеснула руками ведущая. – Не представляю, как это можно сделать!.. Скажите, пожалуйста, где взять эту спичку и куда ее надо поставить?.. Вы помните условие? Нужно передвинуть только одну спичку, а превратить двойку в семерку одной спичкой, по-моему, невозможно!.. И потом, допустим, что вам удалось выполнить это невероятное действие, как вы добьетесь, чтобы сумма стала равна сорока пяти?
  Ведущая была искренне удивлена бестолковым советом.
  С такими же нелепыми предложениями были другие звонки от мужчин и от женщин. Ведущая торопила потенциальных разгадчиков, говоря, что время эфира сокращается, как шагреневая кожа, и увеличила призовую сумму.
- Сумма увеличена, и теперь она составляет двадцать тысяч рублей! Думайте, думайте! Время кончается!
   В поведении ведущей была непонятная странность. Нагрузка на нее, казалось, была запредельной, ее рот ни на секунду не закрывался, объясняя дозвонившимся людям их заблуждения, ее одолевали звонки, а она призывала: «Звоните! Звоните!». Но эта пока необъяснимая странность ускользала от внимания Пети Сорокина, он ждал, когда из множества звучащих звонков наконец будет выбран его.
   А в студии продолжались дискуссии энергичной ведущей программу с претендентами на объявленный приз. После завершения анализа предложения мужчины, тоже потерпевшего неудачу, послышался женский тоненький голос. Она пожелала убрать одну цифру.
- Какую?! – крайне удивилась ведущая. – Что вы хотите убрать?..
- Первую цифру, - говорит тонкоголосая женщина.
- Цифру пять?.. Что это даст для решения задачи?.. Объясните мне, чего мы добьемся, убрав цифру пять? Я уже не говорю вам о том, что мы уберем при этом не одну, а сразу несколько спичек. А нам нужно передвинуть всего лишь одну. И не убрать, а только передвинуть!..
   Тонкого женского голоса больше не было слышно, говорила только ведущая, говорила долго и пафосно, а телефон в это время так и звонил без умолку: многих, как видно, захватило желание завладеть порядочной суммой.               Периодически в телефоне Пети Сорокина слышался вкрадчивый голос:
- Вы на линии Петр Владимирович? Ожидайте, ваш звонок стал уже пятым на очереди…
   Петя ждал, а ведущая продолжала урезонивать женщину, предложившую убрать первую цифру.

   Петя был в нетерпении, рядом с ним все больше теряла спокойствие мама. И вдруг она громко воскликнула:
- Стоп! Сейчас же отключи телефон!
- Зачем? Вот-вот моя очередь!..
- Отключи, тебе говорят! Не дождешься ты своей очереди!..
   Петя с неохотой отключился от линии.
- Давай проверим баланс!..- продолжала настаивать мама.
   Деньги на телефонном балансе были почти на нуле.

   Вера Ивановна уже поняла, что они с сыном попались на коварную удочку, и ей, уже взрослой и достаточно опытной женщине стало и обидно, и стыдно.
- Похоже, что нас разводят мошенники, - сказала с досадой она. – Ты знал, что звонок будет платный?
- Да. Сказали про это и велели нажать на цифру один. Я так и сделал.
- Вот в этом и хитрость! Никаких обещанных тысяч никто от них никогда не получит: не дождется соединения! Они не отвечают звонившим, а деньги с позвонившего непрерывно снимают. И чем дольше он остается на линии, тем больше с него снимается денег!
- А с кем тогда эта тетенька говорит? Спорит, объясняет, что они ошибаются?
- Это подставные звонки! Инсценировка! Розыгрыш! Ловушка для таких как мы с тобой простофиль!

    О произволе мошенников было хорошо всем известно, говорили об этом едва ли не на каждом углу, и Вера Ивановна, когда слышала про очередную аферу, называла жертву аферистов овечкой.  И вдруг с ней самой происходит такое!
   Правда, не очень «такое». Она попалась на удочку отнюдь не мелким обманщикам. Решать уравнение по телевизору, опустошая карманы решающих, придумано явно не заурядными шулерами завсегдатаями городских рынков, не картежниками, не наперсточниками, обиравшими одиночных доверчивых граждан. Здесь ощущался размах, колоссальный масштаб и структура. А в ней наверняка были отборные специалисты разного профиля: сценаристы и постановщики, исполнители и гримеры. И непременно – надежная «крыша». В этой структуре работали асы, профессора, академики от мошенничества, мастера высокого пилотажа! Они презрели примитивные удочки, и раскинули огромные сети, невода, тралы! Они получили доступ на телевидение, они знали, как перекачивать в свой карман деньги из карманов «овечек», и обирали не одиночек, а массы. Попасться на уловку аферистов такого масштаба могла и не «простая овечка».
   И все же Вера Ивановна находилась в смятении. Покраснев до корней своих рыжеватых волос, она сказала с упреком:
- Стыдоба-то какая! В какую гадость ты влип, и меня за собой потянул!
   Петя мог бы ответить: «Ты же сама мне велела звонить!», но он промолчал,
 а Вера Ивановна стала вслух разбирать ситуацию:
- А к ним, пожалуй, даже не придерешься: ответят, что о платном звонке звонивший предупрежден, а что он не дождался соединения – так слишком много оказалось охотников на халявные деньги… Все очень тонко просчитано!
   Петя задал маме серьезный вопрос: почему по телевизору допускают обманы?
- Жизнь, сынок, теперь стала такая, - вздохнув, ответила Вера Ивановна. – Живут все по принципу: кого кто первым обведет, и кто кого хитрей обманет. Широкий стал простор для мошенников!
- Стал? – у Пети возник интерес к этому слову. – А было разве не так?
- Было. Старики говорят, что было иначе, на много честнее. Я тоже кое-что помню из этого доброго прошлого, хотя была тогда маленькой, даже поменьше тебя.
   Она искоса взглянула на сына и смущенно спросила:
- Как ты считаешь, надо говорить папе о нашем конфузе?..
- Не знаю… Мы тоже прибегнем к обману?
- Ну, зачем же к обману?.. Просто – не скажем, не будем его огорчать… А на твой телефон я сегодня же положу опять тысячу рублей.
- Не надо! – возразил Петя и выключил телевизор. – Не надо мне тысячу. Положи сто рублей, и теперь мне их хватит надолго.

   Этот случай изменил его совершенно. Он стал молчалив и задумчив, по телефону говорил очень мало, в основном отвечал на звонки. А на родительском собрании в школе классный руководитель отметил, что у Пети проявились задатки философа.   

2017 г.


Рецензии
Хороший рассказ, уважаемый Виктор! Поучительно информационный и философски наполненный! Не зря у ПЕти появились задатки философа, поумнел мальчик. С уважением,

Элла Лякишева   12.04.2018 18:40     Заявить о нарушении
Спасибо за посещение странички и высокую оценку рассказа.
С уважением,

Виктор Минаков   13.04.2018 08:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.