Уголь

 
   Короткий зимний день спрятался в сумерках. Ещё немного стемнеет и пойдём... Сидеть в холодном доме и смотреть в глаза голодных детей было невмоготу. А главное, не укладывалось в голове, как такое могло случиться со мной, с нами? Почему я, молодая здоровая женщина, не могу найти работу, чтобы хоть как-то свести концы с концами?! Это была тупиковая тема. Я приезжая, всем чужая, никто меня здесь не ждал... Работы не было, куда я только не стучалась. Зато вот они, двое мальчишек, которых надо чем-то кормить и купленый на последние деньги холодный, сырой дом, который мы никак не могли нагреть, так бестолково было сделано паровое отопление. Если дрова  старший сын добывал, разбирая старую постройку, служившую прежним хозяевам сараем, то с углём дело обстояло совсем плохо. Сибирь дровами не натопишь, а купить не на что. Остатки выскребли из углярки подчистую ещё в декабре.

   Настоящим соблазном и самой большой реальностью оставался уголь на территории "Сельхозтехники", которая вплотную примыкала к нашему двору. Огромная чёрная куча не давала покоя многим жителям ближайших улиц. Даже бетонный, высокий, метра два с лишним, забор, монолитом окружавший предприятие, не спасал от краж. Уголь тащили порой средь бела дня.

Вот и мы протоптали туда дорожку. Ходили вечерами, через день. Вдвоём с Тёмой, ему уже было пятнадцать, главный мой помощник, мужчина в доме.

А в тот вечер, о котором хочу рассказать, с нами пошла соседка, пенсионерка тётя Лена. Зачем ей это было нужно, я не допытывалась, её дело, зато вместе не так страшно. Понимали же, что где-то там ходит сторож...

Подходя к забору, мы уже знали, как и где его можно без труда преодолеть, в какую выбоину поставить ногу, где подтянуться... Перебрались, в темноте подошли к куче. Я быстро зачерпнула одно, потом второе ведро угля, высыпала Тёме в мешок и велела тут же идти домой. Он подхватил его на спину и исчез, словно и не был с нами. Я повернулась к тёте Лене. Она тоже почти наполнила оба своих ведра. И в этот момент нас осветил яркий свет фонарика:"Стоять! Милиция!"


Ну вот и всё, подумала я, хорошо, хоть Тёма успел уйти...


-Высыпайте уголь, берите вёдра и пройдёмте со мной на проходную,-скомандовал страж порядка. Как в замедленном кино, мы высыпали то, что успели набрать, посмотрели на милиционера.. Он был один... А нас двое...  "Бежать!"-вспыхнула мысль. План спасения созрел мгновенно.

  Я тихонько бросила несколько слов тёте Лене, мы спустились с кучи и пошли не в сторону проходной, а...к забору. Милиционер, облачённый в длинный, овчинный  тулупчик, видя такое неповиновение, схватился за рацию:"Первый, Первый, ответьте Пятому!" И стал докладывать, да, мол, задержал двоих, сейчас доведут его до своих домов и тогда он вызовет машину. 

Да, да, думала я, дураки мы тебе...
 
-Тёть Лен,  дойдём до забора, бросайте через него вёдра, быстро перелазим и в разные стороны! Я-направо, Вы-налево. Хоть одна, да уйдёт. 

 Сказано-сделано. Всё произошло так  неожиданно для нашего преследователя, что он, видимо, слегка растерялся.. Не ожидал от нас такой прыти. И пока, путаясь в полах своего тулупа, перелезал через забор, мы успели разбежаться.

  Немного пробежав по тропинке, ведущей вокруг моего огорода, я услышала топот преследования. Вот дурак, честно говоря, подумала я тогда, тёть Лену бы точно догнал... А меня, врешь, не возьмёшь, всё-таки бывшая спортсменка..Да и в такой амуниции ты не бегун...))) 

  Немного попетляв между домов, заскочила в соседский двор и встала под стену баньки, закрыв рот варежкой, чтобы пар от дыхания не был виден. Собачка у соседей была, но мелкая, жила в доме, поэтому лаем выдать меня не могла, я это знала. Стояла, успокаивая дыхание, и прислушивалась к тому, что происходило на улице. Вот подъехала машина.. Разговор... Не разобрать, о чём... Вот хлопают двери УАЗика... Поехали... Наконец-то... А вдруг кого-нибудь оставили?

Осторожно выбралась на улицу... Никого. Тишина. Кажется, обошлось..

Как там тёть Лена? Надеюсь, успела убежать, пока милиционер воздух ловил...))

 Зашла в дом и, увидев испуганные глазёнки восьмилетнего сына поняла, не обошлось..

-Что случилось? Где Артём?
-Мама, к нам милиция приходила, Тёму увезли.
-Как?! Почему?!
-Не знаю, сказали, чтобы ты пришла за ним сама.

-Ладно. Ничего не бойся, я скоро приду.

  Выскочив, как ошпаренная, на улицу, бросилась к дому тёти Лены-у неё есть телефон. На ходу бросив хозяйке про сына, дрожащими от нетерпения руками набрала "02".

-Дежурный такой-то слушает!

-К Вам только что доставили моего сына Артёма, он несовершеннолетний и потому я запрещаю задавать ему какие-либо вопросы в моё отсутствие. Я сейчас приду сама.

-Хорошо, приходите, -спокойно ответили в трубке.

Младшая дочь тёти Лены, Таня, ровесница моего Артёма, выразила готовность пойти со мной. Мне было всё равно, мысли были далеко и уже через двадцать минут мы вошли в дежурную часть местного РОВД.

Артёмка, бледный от волнения и пережитого, сидел на стуле напротив дежурного. Я видела, ему реально плохо, наверняка  думал, о случившемся сообщат в училище. Позор... И не посмотрят, что учится почти на отлично.

-Тёма, подожди меня в коридоре, сынок. Я поговорю с дежурным и пойдём домой, - с порога взяла я инициативу в свои руки.

Дежурный не возражал.

-Мы задержали Вашего сына с двумя вёдрами угля, это 20 килограммов, -начал он.
Если Вы не против, я с Ваших слов напишу объяснительную, Вы прочтёте и подпишете. А позже Вас пригласят на административную комиссию.

-Если позволите, я напишу объяснительную сама, я достаточно грамотный человек.

-Ну что ж, пишите.
 
  Уступил своё место за пультом, дал ручку, листок и не мешал, пока я писала. Коротко и по-существу. Поставив дату и подпись, протянула его милиционеру. Когда он прочёл, что-то неуловимо изменилось в его лице и провожая нас до выхода, сказал:"Мне очень жаль. Хотелось бы познакомиться с Вами при других обстоятельствах." Почему-то последняя фраза запомнилась, хотя хватало других тем для размышлений.


  По дороге Тёма рассказал, что с ним случилось. Когда я отправила его с углём назад, он перелез через забор и решил подождать нас с соседкой. Но так и не дождался, пошёл домой. На тропинке увидел брошенные вёдра, удивился... Подхватил их и вместе с мешком за спиной вышел на освещённую фонарём улицу, прямо на  милицейский УАЗик...


  Прошёл месяц... Однажды тётя Лена зашла ко мне с местной газетой в руках.
 
-Слушай, в редакцию корреспондент требуется. Вот объявление. Может попробуешь?

-Да Вы что, тёть Лен, какой из меня корреспондент? Я технарь-улыбнулась я грустно...

-Да ты попробуй, ничего же не теряешь,-убеждала она,-сочинения, говорила, хорошо писала, грамотно. Не Боги горшки обжигают. Вдруг получится?

  И я со своим дипломом техника-электрика пошла в редакцию. Странно, но меня взяли. С испытательным сроком, конечно. А через неделю получила приглашение на административную комиссию. Пришло время отвечать за краденый уголь. 


  В день заседания я с утра не находила себе места. Мою маету заметила соседка по кабинету Татьяна Хруль. Мы много лет потом работали вместе.

-Что-то случилось? На тебе лица нет.
 
  И я неожиданно для самой себя поведала ей о проблеме:не знаю, идти, не идти на комиссию? Стыдно....

-Конечно, иди! Даже не раздумывай. Там люди сидят, расскажешь, они поймут. А не пойдёшь-такой штраф припаяют... Иди!


  На ватных ногах приплелась в районную администрацию. У кабинета, где разбирали дела попавшихся на краже угля, толпились мужчины. Каждого выходившего из "парной" встречали вопросами:"Ну что? Сколько тебе?"

-Триста рублей штрафа...
-Ничего себе!

-Тебе сколько?
-Пятьсот!
-Ё-моё!!

-А тебе?
-Мне вообще шестьсот! Не первый раз потому что..

 Вот и мой черёд настал. Не поднимая головы вхожу в кабинет. На "лобном" месте стул. Опускаюсь на его и жду. Мыслей никаких, уже будь что будет... Председатель комиссии Валентин Дмитриевич Рева зачитывает вслух мою объяснительную: 

  "Такого-то числа я была задержана сотрудниками милиции на территории предприятия "Сельхозтехника" с двумя вёдрами угля(двадцать килограммов). По существу дела могу пояснить следующее. Разведена, имею на иждивении двух несовершеннолетних детей, алименты не получаю, состою на учёте в центре занятости населения как безработная,"биржа" не платит, детские пособия задерживают, никаких источников дохода не имею."

-Всё верно?-это уже вопрос ко мне.

-Да..


  Всё так же не поднимаю глаз. Стыдно.. Кожей чувствую, как все внимательно смотрят на меня... И вдруг само откуда-то накатило, спокойно так, почти без эмоций получилось.


-Даже если Вы поставите там автоматчиков с собаками, я всё равно приду. Потому что нет у меня выхода. У меня дети и отопление паровое, не протопим- размёрзнется.. Вообще на улице останемся... Если оштрафуете, загоните меня в ещё большую безысходность...
 Помолчала немного и неуверенно добавила:
-Неделю назад устроилась на работу... Это всё, что могу сказать.

-А Вы что скажете, Павел Васильевич?-обратился председатель комиссии к главе сельской администрации.

-Да, тяжело живут люди,был я у них однажды.

-Тогда так, чтобы сегодня у дома этой женщины лежала тонна угля, чтобы им было чем "дотопиться" до весны!-распорядился Валентин Дмитриевич, повернувшись корпусом к начальнику коммунального хозяйства.
 Ему никто не возразил.

  Я не могла поверить своим ушам! На этом разбирательство закончилось, меня отпустили и, выходя в коридор, я была остановлена тем же вопросом:"Ну как? Сколько?"  Все замерли в ожидании ответа.

-А мне сказали, ещё тонну сегодня привезут.."   

  Видели бы Вы лица мужчин!!!

  В редакции Татьяна Хруль встретила мою новость как само собой разумеющееся:"Ну вот, а ты не хотела идти. Я же говорила, там ЛЮДИ сидят."


  А потом в кабинет буквально влетел корреспондент Василий Решетников. Оказывается, он был на комиссии от редакции.

-Зоя, работайте спокойно, я про Вас не напишу, мы своих не сдаём...))

Может это и неправильно, но последний, самый тяжёлый камень, он с моей души снял...



Зоя Никульшина.

Январь, 2017г.


Рецензии