Романтика большой дороги. 1837

                «РОМАНТИКА» БОЛЬШОЙ ДОРОГИ

    «Салиш» - имя, которым эти индейцы себя называют - означает «народ». О происхождении прозвища «флатхэд» - «плоские головы», полученного от белых людей, доподлинно неизвестно - нет доказательств того, что салиш когда-либо сплющивали головы своих детей так же как племя чинук на северо-западном побережье Тихого океана. Некоторые историки считают, что название произошло от языка жестов салиш, которое они использовали для своей идентификации.
-------------------
 Mы присоединились к группе флатхэд(салиш). Через несколько дней, когда все были готовы, племя и торговец отправились через горы к притокам реки Миссури, чтобы охотиться на бизонов и сражаться с черноногими. Наш маршрут пролегал по Кларк-Форк - главному притоку реки Колумбия, пока мы не достигли Culas Patlum (Биттер Рут). Там сделали остановку, чтобы в течение этого сезона туземцы могли накопать и подготовить корень [Bitter Root - «горький корень»]. Корень довольно питательный, и служит индейцам вместо хлеба, но он несколько горьковат на вкус, так что для человека, не привыкшего к его употреблению, это не очень приятное блюдо.

    Завершив сезонную добычу корня, группа продолжила движение, и перейдя разделительный хребет через проход Биг-Холл, вышла к одному из основных истоков начала Миссури - Джефферсон Форк. В этом месте они присоединились к своим соплеменникам, охотившимся на бизонов. Все люди и имущество перевозились на лошадях. Обычно лагерь проходил от десяти до пятнадцати миль в день.    
    Надо сказать об этом племени, что истинная честность и добродетель являлись у них кардинальными принципами во всех поступках. Любая найденная в течение дня вещь, передавалась старому вождю, и пока было светло, он, держа её в руках, обходил вокруг лагеря, спрашивая, чья она. Иногда терялось и находилось несколько вещей; в таких случаях старый вождь проезжал через лагерь верхом и доставлял их владельцам.

   Система ухаживания и брака салишей в равной степени интересны. Юноша, желающий взять в жёны молодую мисс, должен был привести лошадь к жилищу своей избранницы, осёдланную и готовою на момент отправления стойбища. В случае если все подходит, «её светлость» садится верхом на предложенное животное и ездить на нём в течение дня; ночью в палатке невесты проводят пир, старый вождь объявлял церемонию завершенной, и стороны приступали к устройству собственного жилища. В случае если предложение лошади было отклонено, она оставлялась владельцу, к его удовольствию, а «невеста» седлала собственную кобылу и продолжала заниматься своими делами…»
 
   Эти зарисовки не потеряют интереса, если уделить небольшое внимание столкновению, которое наши флатхэды имели в том месте с военным отрядом черноногих. Как было принято у индейцев флатхэд, путешествуя в страну бизонов, их охотники и воины идут впереди главного лагеря. Отряд из двадцати пяти воинов черноногих был обнаружен группой примерно из двенадцати наших плоскоголовых. Они незаметно подкрались к врагу. Первый залп плоскоголовых сбил пятерых черноногих на землю и еще пять были ранены. Это было неожиданно, и черноногие сделали мало усилий, чтобы забрать своих мертвых, которые были должным образом скальпированы, их тела брошены на съедение волкам, а скальпы с триумфом доставлены в лагерь. Были ранены только два плоскоголовых: один в бедро, и правая рука другого была сломана пулей черноногих.

    Победа была полной, а радость в лагере соответствовала количеству принятых скальпов. Пять дней и ночей исполнялся обычный танец скальпа. В назначенное время зазвучал большой военный барабан, тогда воины появились в условленном месте на открытом воздухе, окрашенные как для войны. Те, кто взял скальпы с голов своих врагов несли их в руках, на шомполах ружей.
  Они прошли кругом, исполняя военные песни, под аккомпанемент барабанов, погремушек и всевозможный шум. Несущие скальпы постояли минуту, как будто ловя нужный момент, а затем начали прыгать и кричать в унисон с музыкой. Это продолжалось в течение некоторого времени, когда затем несколько раскрашенных старух взяли у них скальпы и продолжили танцевать. Спектакль продолжался столько ночей, сколько было захвачено скальпов.
 
  Через семь дней после снятия скальпов прибыл гонец с белым флагом, и предложением заключить мир с целью торговли. После того, как завершились предварительные переговоры, в которых торговец Компании Гудзонова Залива сыграл основную роль, было назначено время для встречи между двумя племенами. Однако все плоскоголовые соблюдали осторожность, выкопали окопы, соорудив загоны и бруствер. В общем, они укрепили свой лагерь так, как если бы ожидали сражения, а не мира. Торговец компании - Эрматингер, отметил, что скорее поверит в предстоящую рукопашную. Испытывая тревогу и неизвестность, в течение двух дней мы ждали прибытия черноногих. Наши разведчики и воины постоянно были готовы к миру или войне, из которых последний вариант, после недавно случившегося боя, они ожидали больше всего.

    Наконец прибыла длинная вереница черноногих, неся красный флаг с белыми буквами «H. B. C.» на нём, приблизившись к лагерю, они были встречены Эрматингером и несколькими вождями флатхэд, пожали друг другу руки и прошли в жилище торговца, крупнейшее в лагере, где главные вожди обоих племен, сидя на бизоньих и медвежьих шкурах, все прошли церемонию курения большой трубки с длинным мундштуком отделанным конским волосом и иглами дикобраза. Трубка была наполнена табаком торговца и индейским киникинником (kinickinick). Военные вожди каждого народа затянулись из трубки, передавая её своей правой рукой, и так по кругу, пока все курили эту большую магическую трубку, или трубку мира, сделанную индейцами из мягкого камня, который они в изобилии находят в своей стране, не имевшую никакой дополнительной декоративной обработки. Главный вождь, или верховный шаман, прошёл через эту церемонию, пыхнув четыре раза, направляя дым в четырех направлениях. Это считалось признаком заключения мира для всех находившихся вокруг него.
    Уильям Грей сообщает, что это была группа черноногих «Маленькие Плащи», и с ними Джимми Джок Бёрд, который лично встретился с Фрэнсисом Эрматингером.   Черноногие, как племя, являются высокими, хорошо сформированными, изящно сложенными, и активными людьми. В основном они путешествуют пешком, и считаются очень коварными. Мир, заключённый с такой церемонией, рухнул через два дня после убийства двух плоскоголовых, которых подкараулили недалеко от главного лагеря.

   Финальная глава путешествия У.Х. Грея и Лоуренса была катастрофичной, хотя оба они в конце концов  добрались до Сент-Луиса.
    Той весной миссионеры пресвитериане, поселившиеся среди нез-персе, отправились на восток, чтобы осенью вернуться со своими женами. Вождь флатхэдов БОЛЬШОЕ ЛИЦО(Tjolzhitsay) познакомился с одним из них, Уильямом Греем, который трудился среди соседних племён салиш и спокан. Весной 1837 года Большое Лицо предложил Грею взять на восток двух своих сыновей, чтобы они смогли получить религиозное образование. Игнас (принятый флатхэдами в своё племя ирокез Большой Игнас ЛаМус) относился к пресвитерианам с некоторым подозрением, и пытался объяснить вождю, что Грей и другие не такие как черные сутаны, виденные им в Caughnawaga и Сент-Луисе, которые не имели жен.
 
   Тем не менее, Большой Игнас решил сопровождать Грея и двух сыновей Большого Лица в поездке на восток. С ними пошли ещё два других плоскоголовых и нез-персе по прозвищу «Шляпа», или Высокая Шляпа. По дороге они посетили летнее рандеву «горцев» и индейцев 1837 года, проходившее на Грин-Ривер. Не прислушавшись к мнению других, Грей со свойственным ему нетерпением, решил не ждать каравана фургонов, который возвращался в Сент-Луис после завершения торговли. Вместо этого, он со своей маленькой группой отправился вперед. В Форте-Ларами их предупредили, что лучше подождать, так как в окрестностях какие-то враждебные индейцы недавно убили человека. Грей не стал слушать и пошел дальше. Всего через несколько дней - 7 августа 1837, на реке Норт-Платт - в месте под названием Эш-Холлоу, где дорога начинает переходить к броду на Саут-Платт, он попросил двух своих товарищей обследовать окрестности, чтобы добыть бизона. Однако вместо бизона, они обнаружили воина сиу, который начал кружить вокруг них на своем коне, и подал сигнал соплеменникам, мгновенно появившимся на полном скаку. Воин приказал группе Грея сопровождать их в своё стойбище. Грей отказался, и вместе со «Шляпой» перешёл реку, чтобы присоединиться к своим. Воины сиу поступили также и на другом берегу подстрелили лошадь Грея.

   Большой Игнас с остальными приготовились к обороне, но Грей отложил ружьё в сторону и вышел вперед, чтобы поговорить. Воины продолжали стрелять, и ему пришлось отступить. Вдруг, неожиданно появился канадский торговец-траппер, кочевавший вместе с сиу. Он спросил, как много белых находится в отряде. Грей ответил, что «трое», а канадец сказал, чтобы они вышли вперёд или все будут убиты. Грей предложил торговцу встретиться на середине и позвал Игнаса, одетого по европейски, с двумя белыми его сопровождать, оставив остальных позади. Двое последовали за Греем, но Игнас отказался оставить своих товарищей, особенно сыновей вождя Большое Лицо. Пока Грей с торговцем все еще разговаривали, воины сиу бросились мимо них к Игнасу и его товарищам, которые как могли защищались. Эта небольшая группа убила троих воинов сиу, но вскоре Игнас, «Шляпа», и все плоскоголовые, включая двух сыновей вождя, мёртвые лежали в степной траве.
    С Греем был табун лошадей, который он планировал обменять на крупный рогатый скот на востоке, чтобы отправить обратно в Орегон. Сиу забрали себе всех лошадей. Грей и двое других белых мужчин (которые присоединились к компании на рандеву) с помощью «французского траппера» чудом избежали гибели.

    Охотники Скалистых гор(«горцы») и «плоскоголовые»(флатхэд) считали, что Грей намеренно без борьбы пожертвовал индейцами, когда увидел возможность потери своего скальпа. Как именно всё случилось, доподлинно не известно. ДеВото заявляет, что Грей подделал свой журнал, так что возможно даже отрывочные записи, не надежны. Рассказу о грабеже всех его личных вещей противоречит тот факт, что письмо, написанное 1 июня 1837 года Френсисом Эрматингером к своему брату Эдварду, безопасно путешествовало с Греем, и было доставлено ему Лоуренсом».

/W. H. Gray’s and Lawrence’s adventures/

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"


Рецензии