Остаточная прочность

Остаточная прочность определяется нагрузкой, которую деталь, конструкция или образец могут выдержать до разрушения после приложенных к ней циклических нагрузок, к которым можно также отнести и эксплуатационные нагрузки. Этот раздел я мог бы также озаглавить так: поставил ребро – уж не трогай его. Это совсем не относится к известному всем изделию из ребра, которое называется женщиной. Если ребро или женщину трогать, не подумав, или без одобрения, хорошо известно, чем это может закончится. Далее тему, связанную с женщинами, опускаем, и будем иметь ввиду только ребра подкрепляющие. А было дело так: я как-то зимой, примерно, 1980 года досрочно, за час до окончания рабочего дня ушел с работы. Не помню, по какому поводу. Было чуть больше 16 часов и уже было темно. Сел я в почти пустой односекционный  трамвай рядом со средней дверью, придвинулся к окошку и еду себе потихонечку в сторону своей улицы. Сзади несколько человек, такие же, как и я, из нашей организации. Трамвай едет на свой зеленый свет широкую улицу имени Серго Орджоникидзе. И вдруг край глаза ухватывает что-то невероятное и совершенно фантастическое. На мирно едущий по перекрестку на свой свет трамвай на полной скорости и поперек него, соответственно, на свет красный несется громадный КРАЗовский грузовик. Чувствую – столкновение неизбежно и чувствую, ударит в то место, где я сижу. Пытаюсь отодвинуться от окна - не успеть. Не верю, что это конец. Только руки к голове и успел поднять. Далее следует трудноописуемое. Удар, грохот, звон стекол, крики с задней площадки. Свет погас. Меня страшной силой бросило направо, в сторону  удара, потом такой же силой отбросило на другую сторону. Руки (к счастью, не голова) и тело очень сильно ударились о какие-то поручни и сиденья. Мне показалось, что трамвай встал на левый ряд колес, но вернулся на колею. Нашел я себя на полу. С трудом поднялся. Руки и тело ноют от боли. Вроде, всё на месте. С трудом, покачиваясь, вылез из вагона. Смотрю, рядом стоит разбитый грузовик стекла у него выбиты, капот помят. Водителя нет. Остальные, что сзади в вагоне ехали тоже вылезли. У всех помятый и испуганный вид. Но в центре удара был только я.  Смотрю на двери. Их обрамление в виде окантовочного ребра погнулось и больше всего там, где я сидел. Дугой выгнулось в нижней части, но не лопнуло. А было на грани разрыва. Небольшие технические подробности. Многие знают, что у стали на диаграмме растяжения при сильном деформировании есть "площадка текучести". Сталь, действительно, течет, приобретая необратимые пластические деформации. Когда площадка текучести заканчивается, то есть еще некоторый барьерчик, назывемый участком упрочнения. После него следует разрыв. При некоторых видах напряженного состояния, а это происходит на неправильно сконструированных конструктивных узлах, пластического участка при нагружении почти нет и легко получить хрупкое разрушение. Пластичность стали все же во многих случаях спасает. Без этой площадки текучести во всех случаях было бы хрупкое разрушение со всеми вытекающими последствиями. Но площадка эта не безгранична. Из-за этого эффекта пластического течения реберное обрамление дверей в тот раз так сильно и выгнулось, но не порвалось. В случае моего трамвая эта критическая ситуация, в конечном итоге, произошла из-за резкого ослабления ребра, то есть из-за того, что через ребро конструктор вагона надумал протащить рычаг открытия-закрытия дверей. Этим решением он ребро существенно ослабил. Целое ребро было бы хорошим барьером. Из-за разреза сопротивлялась только часть его сечения. Если бы подрезанное ребро порвалось, я был бы трупом. КРАЗ въехал бы в вагон. Остаточная прочность подрезанного  конструктором ребра – вот что меня выручило. Но это было не единственное счастливое обстоятельство. Если бы удар произошел на долю секунды позже, вагон бы проехал то место, где в тот момент находился, и  грузовик бы ударил не по двери, а по месту точно напротив меня. Тогда бы дверь в этой истории не участвовала. Между мной и капотом была бы только обшивка вагона - тонкая фанера с тонкими полосками железа. Грузовик бы въехал внутрь вагона и я, соответственно, тоже был бы трупом. Как потом сказали, вдребезги пьяный водитель грузовика сразу убежал по затейливой кривой с места столкновения, а вагон отправился в утиль. Добрался тогда до дому на автобусе. Трамвайное движение было надолго прекращено. На руках и на теле долго заживали здоровенные синяки.  Я поверил в существование ангела-хранителя.  Значит, нужен был для чего-то важного. А с ребрами аккуратнее надо! Если они поставлены, то ослаблять их нельзя.


Рецензии
Можно и так с улыбкой прокомментировать - Люди, не уходите с работы раньше положенного времени!
А если серьёзно - действительно, эти детали немаловажны,и чудом всё совпало так, что Вы были защищены при этой аварии.
Такое не забывается, однозначно.
С уважением - Лариса.

Оситян Лариса   06.08.2018 19:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.