Земля как остров спасения. гл 13 Настины рассказы

Глава 13. Настины рассказы

 И вот, с новыми друзьями собравшись как-то раз, Настюшка начала свой удивительный рассказ – о тех мирах, где всё кругом живое. Там дуновение ветерка приносит запахи из рощи, хочется гулять до самой ночи, звуки ласкают ухо, радует простор, всё в том мире развивает детский кругозор.
Поражает взмах крыльев мотылька. Завораживает луга красота.
  Стоят могучие кедровые леса; восхищает, поражает этих кедров высота. Они заполняют пространство между землей и облаками. И воздух непередаваемый, целебными ароматами всё наполняет.
Внезапно Настёна свой рассказ прервала, задумалась немного. И детям предложила посмотреть про её жизнь кино, только не через экран телевизора, а при помощи голограмм. Настя попросила детей ничего не бояться, ведь с такими необычными вещами им ещё не приходилось встречаться.
– Дети, не бойтесь, пожалуйста, меня этому мама научила, и сложного в этом ничего нет, – пояснила Настенька удивленным детям. – Смотрите внимательно, сейчас я хлопну в ладоши и произнесу волшебные слова: «Вселенная, открой мне информационные поля, пусть моя история станет детям видна».
Затем Настя плавным движением руки очертила в воздухе круг. Внезапно вся комната движущимися картинами наполнилась. Сидящие дети подумали, что это сон, каждому показалось, будто в сказке очутился он.
Настенька рассмеялась, потому что дети затаили дыхание и не двигались. Они боялись, что всё так же внезапно может исчезнуть, как и появилось.
В комнате стали видны поля, цветущие луга, далеко стоящие небольшие дома. У детей возникло ощущение, что их перенесли в другое измерение.
– Вот смотрите, это родина моя. Меня с рождения окружает живая среда, её величество природа меня оберегает, знания даёт и тайны раскрывает. Я очень люблю с животными играть, у меня живут собака, котенок, ёж, и даже есть белка, она ручная, часто орехи с кедра подает. Вот шалунья! Сама их и грызет. Олени, косули гуляют рядом, совсем не боясь, берут пищу с руки. В синем небе летают ястребы, большие орлы. Стоят вековые дубы, они защитники мои. На одном висят качели, на другом гамак, а тут мы построили штаб, чтобы в индейцев поиграть.
  Когда стоит жара, мы с друзьями играем возле пруда. На стволе высокой ивы привязываем канат и с разбегу, ухватившись руками, летим над водой. Отпускаем руки и – бултых! – ныряем с головой. Вода освежает, а прыжки ловкость и силу развивают.
  Мы постоянно находили себе занятия, увлекая других за собой. Бывало, некогда было пообедать сбегать домой. А вечером любили играть в лапту, потом в чехарду, пекаря или просто на ходу придумывали весёлую игру. Костры разжигали, картошку запекали, песни под гитару дружно напевали.
Родители часто приходили в наши самодельные штабы, помогали строить шалаши. Учили, как можно без компаса ориентироваться в лесу, как отыскать лечебную траву. Мы пытались научиться доить на пастбище корову или козу, могли сами себе добыть еду. Мы свободно гуляли, играли, взрослых лишними заботами не обременяли.
Моя бабушка приносила нам тёплый хлеб, холодный квас; и так до позднего вечера нас домой невозможно было зазвать. Всё время хотелось бегать, играть, удивительный живой мир природы познавать.
Очень интересное занятие- вытачивать самим из палок корабли, воображать, что они преогромной высоты. Мачты мы сооружали из листвы. По студёному ручью могли судёнышки запускать и при этом наблюдать, как бурный поток уносит их вдаль, к неизведанным мирам.
Несётся вдоль ручья детвора, целая флотилия на воде видна. Но каждый за свой корабль переживает, его длинными шестами направляет, чтобы на берег не вынесла вода. И дети кричат всей округе: «Плывите за нами! Впереди нас ждёт небольшой водопад – это будет испытанием на прочность мачт».
  Вот так провожали мы свои корабли в далекие-далёкие миры. Чертили карты и отправлялись на поиски сокровищ, воображали себя пиратами, которые мечтают отыскать тайники.
Ещё была интересная игра, ориентированием называлась она. Разбивались на две команды и в разные стороны расходились. Натягивали на деревьях верёвки, их плетение напоминало паутину. Потом развешивали в разных местах цветные карандаши. Чертили план, где и как тайник найти, сколько метров нужно пройти. И зарывали призы. Картами обменивались и начинали искать, цветными карандашами пройденные тропы на листе отмечать. Побеждала та команда, которая не только найдет клад, но и правильно сориентируется в лесу.
Любую затею превращали в игру. Если возникал спор, мой дедушка был главным советником. Дети уважали мнение его. Часто у нашего крыльца собиралась соседская детвора. Дедушка былинами и сказаниями, мудростью сердца наполнял, детей в благих стремлениях поощрял, вопросы часто задавал, разным премудростям обучал.
Настенька рассказывала свою историю, а перед детьми в воздушном видеотеатре оживали картины леса, пруда, детских игр и забав.
Настенька хотела дальше рассказ о своей жизни и о своих родных продолжать, но вспомнила, что детям уже пора ложиться спать.
– Ой, а мы с вами, друзья, уже совсем допоздна засиделись, очень, видимо, я увлеклась, – вдруг опомнилась она. – Наверно, на сегодня уже хватит историй, я сейчас произнесу нужные слова, и все картины вмиг исчезнут.
  Смотрит, а дети, как завороженные, сидят. Магией рассказа настолько оказались покорены, что боятся шевельнуться иль чихнуть, чтоб таинство вдруг не вспугнуть. Они стали представлять себя на месте тех ребят.
– Настя, пожалуйста, дальше расскажи, мы спать совсем не хотим, – стал упрашивать Константин. – А вот бы и нам в увиденном мире по-настоящему побывать, попробовать воду из ручья, сок из белого ствола, ягоду, о которой даже не слыхали никогда. Полежать у пруда, послушать пение соловья. Услышать дедушкины сказки и рассказы самим, вот было бы здорово познакомиться с ним. Настя, неужели, всё рассказанное правда и такое по-настоящему бывает? Но тогда почему об интересном и добром мире никто из нас и знать не знает? Например, в моём городе детей одних гулять вообще не отпускают и без присмотра бегать, где хочется, строго-настрого запрещают. Ничего нельзя делать самим, только под бдительным присмотром и под чутким руководством, – пожаловался Саша.
– Понимаете, – начала объяснять Настенька, – у вас с самого рождения очень ограничено жизненное пространство. Квартиры, в которых вы росли, невелики, оказались заперты в четырёх стенах и он, и ты. А как можно о природе, о живом мире узнать, если её и в окно не видать? Или носиться с утра до самого вечера без оглядки, как говорит моя бабушка, так что сверкали пятки. А вы сами пробовали развести костёр, построить себе летний шалаш? У нас детей к работе стремятся не принуждать, пытаются интересным процессом увлекать, и дети с удовольствием взрослым помогают. Но мы стараемся вместе трудиться, когда ты один, то работа двигается медленно, а впятером управляемся за полчаса.
  А как мы с друзьями любим собирать грибы в лесу! Ведь это такое удовольствие! Идёшь, а шляпка белого из-под листочка виднеется. Когда с полной корзиной домой возвращаешься, вся семья радуется, помогают грибы почистить и вкусно приготовить. Получается, что ребенок тоже кормит свою семью. И родители гордятся своими маленькими помощниками.
– Да, интересна у вас жизнь и чудна. Но то, что от нас природа далека, в этом же не наша вина, – произнесла Аленка.
– Конечно, вашей вины в этом нет, ведь так живет большинство людей. Есть дети, которых родители заставляли под палящим солнцем долго в огороде работать, урожай собирать. Когда эти дети вырастают, с ужасом и с отвращением о природе вспоминают. Стараются переехать в город, купить жилье. И своим детям предоставить все блага цивилизации и технологичного мира. Каждый радуется, когда у него появляется большая просторная квартира. Поэтому человек и бежит от настоящей к искусственно созданной среде.
– Настя, а какой ты видишь выход из создавшейся ситуации, как нам в будущем правильно поступить? – продолжил свои расспросы Константин.
– Я предлагаю технотронный мир и мир природы в единое целое объединить. Пусть различные изобретения и новые технологии жизнь в доме облегчают, а дети благотворное пространство, природы райское убранство в подарок получают. Свободно свежим воздухом дышат и природный мир по-настоящему узнают, а не только по картинкам или фотоснимкам. Детям обязательно нужно почувствовать всё самим.
– Да, Настенька, наверно, ты права, но не все твои мысли нам ясны, пожалуйста, более подробно нам объясни.
– Сейчас попытаюсь объяснить, что означает почувствовать мир самим. Например, многие взрослые очень любят путешествовать и узнавать новые страны, города, во время поездок посещать музеи и живописные места. А теперь представьте, вдруг им предлагают путешествовать, не выходя из-за стола. Только по картинкам либо открыткам узнавать про города. Даже такое занятие, как рыбалка, переходит в виртуальное занятие: нужно только удобно расположиться у телевизионного экрана. Как вы думаете, насколько интересна станет такая жизнь? И насколько успешно рыбалка пройдёт, если кто-то другой закинул крючок, а тебе всего лишь рассказал и наглядно фильм показал? – задала вопрос Настенька.
– Наверно, не очень, просто весь азарт пропадёт, – ответил Константин.
– И я про то же хотела сказать. Так и детям предлагают, сидя, знания получать, все приключения только в мыслях представлять, либо в компьютерные игры поиграть. Но ведь любому человеку хочется по-настоящему путешествовать, увидеть всё своими глазами.
– Настя, нам ещё пока сложно себе это представить. И как программу поменять, мы не знаем. – с растерянностью в голосе произнёсла Алёнка.
– Я думаю, что ваша мысль обязательно решение найдёт. А за правильно поставленным вопросом и верный ответ последует. Совсем немного времени пройдёт, и вы увидите, как что-то невероятное обязательно произойдёт.
– Настенька, – обратился Константин, – покажи, пожалуйста, нам свои волшебные картинки. И как это у тебя настолько здорово получается?
– Это совсем не сложно, я просто детально представляю себе то, о чём рассказываю и мысленно переношу изображение в пространство. А чтобы изображение было чётким и цветным, мне нужно протянуть ладони и произнести слова: вселенная, открой, пожалуйста, информационные поля: пусть моя история станет видна.
Настя подошла к окну, протянула ладошки и продолжила свой рассказ.
Я узнаю; погоду по небесам, оно меняет цвет от золотого до алого и голубого. Небо необыкновенной красоты; тучки похожи на бегущих белых диковинных зверей. Мы с подружками начинаем названия придумывать замысловатым облакам. Например, тригитропопатам, за ним бежит миратакан, а вот их съел джирсанипам… Хохочем от абракадабры, которая приходит на ум. Даже свою книжку смастерили, в которой рисуем несуществующих животных с вымышленными именами и тут же небылицы про них сочиняем. Потом ещё своих родителей смешим, когда вслух свои произведения читаем. Мой папа всегда удивляется, насколько у детей фантазия чудна, это же надо столько историй навыдумывать про облака.
  Небом можно часами любоваться, и на свежем воздухе можно до ночи забавляться. Нас с друзьями домой не загнать, все дети желают долго-долго гулять.
А какие бывают необыкновенные закаты! Я хочу художницей стать, чтоб красоту на холсте передать. Сколько я ни наблюдала, никогда природа картин своих не повторяла. Ветер повелевает облаками и как будто специально краски разливает. Каждый вечер – новый небесный этюд. Только встретить закат не забудь.
  Всё кругом как в доброй сказке, в которую верят все дети. И это не за тридевять земель и не в тридесятом царстве-государстве, а в моей деревне, пусть и небольшой, но зато необычайно красивой.
У моей семьи два дома. Бревенчатый очень давно построил мой дедушка, он хоть и небольшой, но там, как говорит моя мама, живёт душа, ведь он построен без единого гвоздя. Второй не так давно построил папа. Соорудил его по новым технологиям, свет и тепло – за счёт солнечной энергии, автономная канализация и водопровод, так что никаких с отоплением не бывает хлопот. Представьте себе, что в нашем доме стены сделаны из стекла, поэтому обоев нет, большие мансардные окна, из которых струится солнечный свет, кругом волшебный лес, который от разного времени года меняет свой цвет.
А как невероятно к нам приходит её величество Весна, природа оживает от зимнего сна. Постепенно растения распускаются, на наших глазах мир преображается. Даже у птиц как будто есть своя миссия на планете: приносить на крыльях весну и пением встречать лето. Грустно, что город не может всю палитру весенних красок и ощущений передать. Ведь каждый месяц весны по-своему особенный и неповторимый. Весеннее цветение бывает только раз в году, все фруктовые сады стоят в цвету. Красота- словами не передать, как же мне хочется вам настоящую весну показать. Я хочу, чтоб вы увидели удивительное зрелище, когда на реке тает лёд и начинается ледоход. Невероятно волнующий момент: лед тронулся, пошёл, и через какое-то время льдины несутся гурьбой. На всю округу слышен треск, куски льдин распадаются на белые острова, и их уносит с собою река. В этот момент, говорят старожилы, вода обладает живительной силой. Нужно обязательно ею умыться и с зимушкой проститься.
А как хороша зима! Она белым одеялом укрывает наши края. Снег чистый-чистый на солнце искрится. Дедушка катает детей на санях, тройкой лошадей запряжённых. Закрываешь глаза и слышишь, как колокольчик над тобой заливается. Лошади пофыркивают, несутся вскачь, а снег разлетается.
Тишина стоит вокруг, полозья по снегу скрипят, сани словно летят. Но вот лошади устали, шагом идут. А ты любуешься серебряными садами, белыми лесами, снежными холмами, пурпурной зарёй.
Как я люблю свой край родной! Вот ель, словно царица, в белоснежную шубу одета, мохнатые ветки шапками снега нагружены, а так величаво, ровно стоят. Березки, спинки от снега клоня, словно поклоном встречают тебя. Все грибные и ягодные тропки до весны не видны, под снегом спрятались они.
Снежинка от дыхания и прикосновения мгновенно тает. А когда они все вместе собираются, огромной силой обладают. Под своим одеялом все живое от крепких морозов укрывают.
У детей зимой забав много: и коньки, и лыжи, и снеговиков хочется налепить, и траншеи в сугробах вырыть. Когда год снежный, умудряемся и иглу смастерить – это такие снежные дома. Мы с друзьями строим их из снега и льда. Девочки берут прямоугольные формы, заливают их водой, сухоцветы узором складывают, на морозе на ночь оставляют. Наутро вода застывает. И получается ледяной кирпич, а внутри цветы виднеются. Или возьмут воду, красками раскрасят, тогда кирпичи становятся разноцветными. И строят себе домики ледяные, на замки похожие.
Дедушка даже решил их подсвечивать, вечером всё это огоньками переливается, в сказку превращается. Обязательно на Новый год приходит Дед Мороз. С посохом настоящим, каменьями украшенным. Борода длинная, шуба расписная, сапоги красные. Один раз Дед Мороз исчезнуть умудрился. С нами пел, танцевал, подарки раздавал, мы на секунду отвлеклись, а он – раз!- и пропал. На крыше соседнего дома в одно мгновенье очутился, нам машет и кричит:
– До свидания, до скорой встречи!.. Письма с пожеланиями, своими мечтами мне шлите. Я буду ждать! На следующий год я обязательно прилеч-у-у-у-у, вам подарки привезу.
Мы с детьми очень удивились. В то, что Дед Мороз летает, поверить не могли, и как это у него так исчезнуть получилось?! Вроде бы он старенький, а шустрый и ловкий такой.
Почти что в каждом доме есть камин, пойдёшь к друзьям в гости: хорошо в домике, тепло. И занятия себе придумываем интересные, например, пряники формы разной выпекаем, их раскрашиваем. Конкурс устраиваем на самый расписной пряничный домик. Игрушки на ёлку придумываем из материалов сподручных. Одинаковых не получается работ! Весело в нашей деревне круглый год.
У дедушкиного друга оборудована гончарная мастерская. Мы учились сначала делать игрушки; а когда смогли с глиной управляться, даже высокий кувшин смастерили.
  Люди осознанно, а не по принуждению оказались в наших краях, оттого и дружно живут. Дома у нас разные, одинаковых не найти. У кого-то домики небольшие, как пряники расписные, ставни резные. У кого-то из дерева и стекла, есть те, кто построил бревенчатые дома. Но у всех вместо заборов изгороди живые, а земельные участки большие. Со своим садом, лесом, кедровым бором, рощей березовой, лугом цветущим и обязательно небольшим водоёмом, наши соседи фонтан соорудили, другие в пруд рыб запустили. Дом – это детальная картина собственной мечты, вокруг него живое пространство, где не только твоя мысль в задуманное воплощается, так ещё и мир за счёт живой красоты преображается. Человек чувствует себя творцом, потому что он создаёт свой уникальный неповторимый природный дом.
  Во всех домах очень уютно, у многих ароматным хлебом пахнет и сдобой сладкой. А главное, люди все дружелюбные, очень рады соседям и новым друзьям.
К нам много гостей и туристов приезжают с детьми.
  Говорят, что у нас праздники по-настоящему чувствуются.
Мы переодеваемся в эльфов, разыгрываем спектакли, проводим конкурсы. Предлагаем своими руками сделать подарки для родителей, для друзей. Творчеством дети очень увлекаются, любят мастерить, свои фантазии творить. Уезжать потом от нас в город никому не хочется. Говорят, будто у нас сказки оживают, а все жители роли волшебников играют.
Приезжие дети нас очень удивляют рассказами про свою жизнь. Например, мальчик, живущий в Америке, про браслеты рассказал, которые дети носят на запястье, чтоб родители каждую минуту знали, где его чадо находится. Ещё многих детей поражает, что мы имеем право гулять совершенно без присмотра и играть, где нам заблагорассудится, и даже возиться в пруду.
Ещё им немного непонятно, почему нам не платят денег, когда мы гуляем и присматриваем за малышами. Мы просто бескорыстно помогаем маме. Гостям мы объясняем, что у нас существует одно важное правило: дети должны во время игр по возможности находиться вместе, и каждый должен отвечать за свою безопасность и за безопасность своих друзей. К тому же дети не бывают одни, с ними всегда гуляют четвероногие друзья. Во-первых, собаки обучены няньками быть, во-вторых, они не только отлично плавают, но и достаточно хорошо выполняют команды, понимают любые слова, они наши телохранители – четвероногие друзья. Никому никогда в обиду не дадут, они нас стерегут.
  Ещё ужинать у нас дети любят почему-то не дома, а в гостях. Желают обо всём рассказать или просто поболтать. Дети могут зайти свободно в любой дом, и если дети голодны, но очень игрой увлечены, то прямо на ходу срывают орехи, ягоды или плоды. Никто из взрослых детей никогда не ругает, наоборот, всегда свежее покушать предлагают. Только просят огороды не топтать и по крышам не скакать, а то высота опасна. А в целом наша жизнь прекрасна. Дети чувствуют себя королями, как моя бабушка говорит: «растите, мои милые, настоящими богатырями».
Приезжих из других стран детей и их родителей восхищает и одновременно поражает наша свободная жизнь. На улицах не увидишь никакой навязчивой рекламы, на дорогах пробок из машин совсем нет. Велосипедные дорожки пролегают вдоль кедровых, березовых аллей. Основные автотрассы находятся в стороне, поэтому нам гулять неопасно. При строительстве посёлка в первую очередь рассматривались вопросы нашей безопасности. Все, кто бы к нам ни приехал, задают один и тот же вопрос: почему наш магазин работает только один час утром и один час вечером? Мы объяснили, что стоять целыми днями человеку за прилавком неинтересно и утомительно. Во всех наших домах построены хранилища и погреба. Например, морковка, картошка, свекла, капуста, лук хранятся почти до самой поздней весны в коробах с песком. Для ягод и овощей оборудованы морозильные камеры. Жители нашего поселка стараются закупить крупы, сахар и всё необходимое с запасом. А такие продукты, как молоко, сыр, яйца, масло, сметана, мёд, творог, овощи, чай, орехи, грибы, пряные травы- у каждого свои. Поэтому в ежедневных покупках жители не нуждаются. Все необходимые продукты имеются.
А не так давно к нам приезжал гость из Италии. Так вот, когда он спустился в наше хранилище и увидел такое количество заготовок, он просто обомлел, ведь у нас ассортимент больше, чем в супермаркете. Соусы, и маринады, самодельные кетчупы и соки, варенья и соленья, мочёные яблоки и арбузы… У него глаза от такого разнообразия разбежались. Попросил разрешения сфотографировать, а то побоялся, что ему на родине не поверят. И рецепты у бабушки попросил, захотел книгу издать, чтоб жители его страны о наших кулинарных изысках могли узнать. Он нам тоже привёз угощения из своей страны: оливки и оливковое масло. А моя бабушка решила пошутить, сказав, что в России тоже оливки только ещё больших размеров растут, угостила его сливой, которая была по особому рецепту приготовлена и вправду напоминала оливки. Итальянец, попробовав, очень восхитился вкусом. Только при этом сильно удивился, ведь каждый знает, что в России оливки не растут. Бабушка дала ему сливы-оливы с собой, чтобы на родине угостил друзей. Но при этом не выдала свой секрет: пускай попробуют догадаться, что за оливковые деревья в российской деревне растут.
Ещё итальянский гость спрашивал: «Если у вас рядом с посёлком нет никакого производства, то за счёт чего жители получают доход? Ведь ваша деревня выглядит довольно зажиточно, при этом нет животноводческих ферм и больших полей». Бабушка объяснила, что у некоторых жителей есть недвижимость в городах, они её сдают и на эти средства живут. К некоторым семьям по переписке приезжают иностранцы со своими детьми, чтобы дети на природе пожить смогли и увидели своими глазами настоящие свободные миры. Родители и дети подключаются к совместной работе и к творчеству. Японцы, например, платят очень большие деньги только за то, чтоб иметь возможность поработать в саду. Гости вместе с хозяевами готовят еду. Узнают секреты солений различных и маринадов необычных. Да ещё домой понравившиеся продукты забирают. Многим нравятся облепиховое, кедровое масло, кедровое молоко. Много необычного и интересного гости узнают. И очень большие деньги платят за проживание и экологически чистое питание. Наших соседей очень смущает такие большие суммы, они просят вдвое меньше, но их и слушать не хотят, уговаривают на следующий год опять гостей принять. Приходится многим желающим отказывать, так нашим людям хочется всё-таки жить, а не обслуживать других. Поэтому отели на наших землях никто сооружать не собирается, да это и запрещается. У местных жителей нет никакого желания работать горничными, лакеями, поварами, охранниками, уборщиками, продавцами. Зачем тратить жизнь на монотонный неинтересный труд? У нас все в достатке и свободно живут. Есть, конечно, предприниматели, которые свой бизнес дистанционно ведут, при помощи интернета следят за своими предприятиями и подчинёнными. На своих земельных участках камеры видеонаблюдения никто не ставит, ведь такие хорошие люди живут рядом с нами. В общем, особой нужды в деньгах ни у кого не возникает, что тоже приезжих гостей удивляет.
Итальянец всё, что слышал и видел, записывал в блокнот и постоянно фотографировал. Он настолько был потрясён увиденным, что пообещал через год снова вернуться к нам с книгой, в которой будет описана жизнь нашего села. А книга будет называться «Великая Русская земля».
Я своим поселком и Родиной очень горда. Ещё меня часто спрашивают, почему у нас нет ферм. Представляете, как обидно фермеру, ведь он целыми днями трудится в поте лица, но всю его продукцию посредники за копейки забирают, а потом втридорога продают. В результате только перекупщики имеют огромные прибыли, а фермер за свой тяжкий труд маленький доход имеет. Но он ведь тоже человек и хочет достойно жить, а не задаром кого-то кормить. У нас каждый человек живёт в единении и гармонии с природой, а к работе на своём участке он относится как к творчеству, думая о вечном взаимодействии всего живого и сущего, а не о извлечении из своего земельного участка прибыли. Природа большой любовью человеку отвечает, желая ему угодить и его накормить. Человек начинает открывать в себе великий смысл своего земного пребывания, в нём открываются тайны прошлого, ведь в каждом сердце хранится настоящая правда, клеветой не тронутая. Человек сам может узнать о своих прошлых воплощениях и вернуть себе потерянные знания.
Внезапно Настенька открыла глаза, опустила руки – картины тут же исчезли.
Костя заметил, как побледнело её лицо, и удивлённо спросил:
– Настя, что с тобой?
– Знаете, ребята, я вспомнила про приезжих детей – и мне стало так грустно, даже плакать захотелось. А когда мне грустно, никакие картинки не появляются.
Константин попросил Настю подробнее рассказать про детей, которые приезжают в гости.
– Некоторые приезжие дети, – продолжила Настенька, – рассказывают нам про ужасы войны, они слышат не пение птиц, а звуки выстрелов и взрывов, поэтому им приходится ночи проводить в подвалах. Они, даже находясь у нас, всё время чувствуют страх, их преследуют ужасы войны. Родители просят, чтобы мы находились рядом и не оставляли детей одних. А то они, как услышат гул летящего самолёта, так сразу начинают прятаться под кровать, а ночью совсем боятся спать.
Моя бабушка, бывает, даже расплачется, когда видит затравленные глазёнки малышей. Они вздрагивают от любого громкого звука, а укрытия под землёй – это вообще их дом второй. Моя бабушка просит дедушку помочь им с оформлением земли и соответствующих документов, чтобы желающие смогли к нам переехать жить. Дедушка помочь старается тем семьям, которые к нему обращаются. Только вот с образованием у детей проблемы возникают. Школа в нашей деревне нужна, но пока средства государством не выделяются. Дедушка пообещал, что в скором будущем он постарается получить разрешение на строительство. А дедушка всегда обещания выполняет, ведь на него огромные надежды дети возлагают. Я тоже верю в то, что всё задуманное получится в жизнь воплотить.
В этот момент Настеньку великолепная мысль посетила, и она всех детей к себе в гости пригласила:
  – Ребята, поехали на каникулах ко мне! Вы сможете всё увидеть своими глазами. А хотите спать летом под открытым небом и при этом не промокнуть от дождя? В саду стоит беседка у меня, она вся кустами роз заплетена. Цветы наполняют воздух тонким ароматом, и солнечные лучи отражаются в капельках утренней свежей росы. Места хватит для всех друзей. И родителей позовём, будет еще веселей. Приглашаю всех, всех!
– Конечно, поехали! – зашумела детвора. – Нам не терпится увидеть всё самим. Настёнка, а когда мы сможем отправиться в твои края?
– Я думаю, когда отступят холода и наступит весна. А пока мы с вами будем хорошо учиться и закончим год на отлично! Все домашние задания будем вместе выполнять. Давайте договоримся так: если кто-то учебный материал не понимает, то мы обязательно ему объясняем. В учёбе помогаем, много читаем, делимся впечатлениями о прочитанном, память развиваем и с легкостью весь учебник запоминаем.
– А для чего эти знания нужны? – спросили у Насти ученики.
– Я тоже пытаюсь понять, где выученное можно будет применять. Нас же по окончании школы ждут экзамены. Мы обязаны всю программу с первого по последний класс помнить и знать.
– Настя, ты понимаешь сама, насколько эта задача трудна?! – наперебой стала жаловаться ребятня. – Нам нужно забросить игры, любимые кружки. И что? Целыми днями только сиди и зубри? Настя, нам страшно становится, когда рассказывают про ЕГЭ. Нас, как преступников, под видеокамеры сажают и строго за процессом наблюдают. Для чего в таком страхе нас держать, бывает, от стресса невозможно ничего сдать, перед глазами буквы начинают плясать, а голова вообще перестаёт ответы давать.
– А откуда в четвёртом классе вы про выпускные экзамены все подробности узнали? – спросила Настя.
– Нам старшеклассники уже всё рассказали. Пожалуйста, Настенька, останься до конца учебного года с нами. Мы знаем, что ты можешь досрочно всю программу сдать. Но не оставляй нас одних, у нас совсем нет родных.
– Подождите, ребята, я, наверно, смогу что-то изменить. Мне необходимо некоторое время, чтоб мысль в этом направлении развить. Во-первых, нужно взрослым, которые отвечают за счастливое детство и законы издают, правду объяснить, что невозможно детям в таких жёстких рамках жить. Можно, например, создать сайт «Общественное мнение», в нём кратко изложить желания детей и с помощью интернета собрать нужное количество голосов. То есть тот, кто не согласен с теми законами, которые ввели, должен просто в анкету свои данные внести. Ведь каждый человек понимает, что пока ученье тягостно, то оно совсем не продуктивно. Нельзя, чтобы у школьников пропадало любопытство, именно любознательность и желание изучать этот мир помогают нам развиваться и с большим удовольствием заниматься.
– Настенька, а ты, думаешь, у нас получится законы поменять и на взрослых хоть как- то повлиять? – уточнил Константин.
– Уверена на сто процентов, – с выражением произнесла Настя. – Только энергичные единомышленники нужны, такие же смелые и решительные, как мы. Ещё обязательно нужно предложить альтернативу этому немного нелогичному школьному миру. Самое главное, что мы на верном пути.
– Настенька, но ведь будут и такие люди, кто не захочет на уступки идти. И с каждым годом вопросы на экзаменах становятся всё труднее и труднее, да порой и вовсе запутаны они. Даже сами учителя жалуются, потому что иногда не могут экзаменационные задачи решить. Из-за этих экзаменов детям приходятся в постоянном стрессе жить.
– Да, ребята, я с вами полностью согласна, – вздыхая, продолжила Настенька. – А ещё я знаю, что многим взрослым экзамены и проверки приносят определенный, а кому-то и баснословный доход. Люди также зарабатывают на учебниках, которые зачем-то переписывают и заставляют менять каждый год. Но детей, желающих жить свободно от всяких страхов, большинство. Также я считаю, что детство нужно свободно и счастливо проживать, горя и страхов не знать. Страх – это очень плохое состояние, так как он блокирует многие возможности человека, не даёт раскрыться внутреннему потенциалу ребенка. От всех внутренних страхов нужно избавляться и разум стараться очищать.
  Оленька вдруг расплакалась и стала говорить, что она постоянно испытывает страх, особенно ночью, когда темно, ей кажется, что вся комната наполняется жуткими существами, которые хотят ей навредить. И поэтому она ночами плохо спит.
Настя подошла к Ольге, положила руку на ее лоб и стала произносить заклинания. После того, как Настя провела ритуал, она спросила девочку.
– Оля, я вижу, что ты очень сильно по ком-то тоскуешь, боишься кого-то в своей жизни потерять?
Оленька ещё больше расплакалась, сквозь слезы стала объяснять, что у неё есть семья, маленькие братики, мама и папа, которых она очень любит и поэтому хочет со своей семьей вместе жить. Но её семья очень бедна, постоянно нужны деньги на одежду и хлеб. Вот поэтому Оля, как самая старшая, уехала в интернат, чтобы маме легче было близнецов содержать.
Настя успокоила девочку и попросила дать ей время, так как нужно хорошенько неспешно обдумать, как Оленьке и её семье помочь.
– А сейчас ложимся спать, ведь как нам сказки говорят: утро вечера мудренее, голова на рассвете светлее, – скомандовала Настя. – Уже завтра подумаем о новом учебном плане. И решим задачу: как нашей Оленьке проводить больше времени со своей мамой.
 
 ***
Настёна детей спать уложила, одеяло каждому подбила и затянула песню колыбельную, все дети слушают её голос чистый и слова бархатные. И в душе у всех волною нега, теплота, спокойствие разливается, сны теперь у детей нетревожные. Прошло чувство одиночества, а сердца наполнились любовью искренней. Упоённые светлыми мечтами, дети с улыбкой засыпали.
Поверили, что существуют настоящие чудеса, ведь к ним волшебная фея приехала издалека. Ведь правду говорят: Настя – волшебница, к тому же не вымышленная, а что ни на есть самая настоящая. С ней можно поиграть, можно поговорить, тайны доверить и проблемы решить.
Наутро, хоть и рано вставать, дети с радостью пробуждаются, ведь новый удивительный день начинается. А что же сегодня интересного произойдёт?
Настя позвала всех детей к столу:
– Оленька, я знаю, как мы сможем тебе помочь, садись, подружка моя, и пиши письмо своей мамочке. Расскажи, как скучаешь по дому и по младшеньким. Опиши свои успехи в учёбе и предложи на всё лето приехать в гости ко мне. Пусть о питании не беспокоятся, еды в моём доме на всех хватит. По осени заготовки, маринады, соленья, варенья мама твоя в город заберёт, и не будет лишних затрат целый год. И у вас теперь будут частые встречи. Обещай, что мамочке поможешь с малышами и познакомишь маму со своими новыми друзьями. Мы непременно будем тебе во всём помогать. Ведь, правда, дети, мы справимся с двумя малышами и освободим время маме?
Дети были удивлены, задача оказалась не так уж и сложна.
– Настя, конечно, мы во всём поддержим и Оленьку, и тебя, как тебе в голову такая верная мысль пришла? – спросил Константин.
– Когда я спала, приснился чудный сон, в нём я и ответы нашла.
– Настя, а ты у нас случайно не та волшебница, о которой сказки пишут и легенды рассказывают? – спросила счастливая Оленька.
Настя улыбнулась:
– Может, и обо мне. Только подумайте, ведь я мала, и никто, кроме вас, совершенно не знает меня.
– Наконец-то и у меня появилась мечта, – стукнул Сашка ладошкой себя, как будто прихлопнул комара. – Я стану писателем, всем расскажу про твои чудеса. Чтобы люди вспомнили и реализовали свои настоящие мечты. Ведь волшебная палочка у нас в руках. Главное, это всем-всем без исключения нужно понять.
– И я хочу тоже, и я смогу! – закричала детвора.
– Слышите, звенит звонок! – успокоила всех Настенька. – Нам пора на урок, слишком мы увлеклись рассказами и мечтами. Вот для чего учеба нужна: как безграмотный человек сможет писать, свои мысли красиво, ясно излагать?
– Настенька, объясни, почему мы должны все занятия выполнять по звонку, а не по собственному желанию своему. Мы же не какие-то роботы. Нам трудно подолгу сидеть на одном месте, - сказали дети. -Бывает, настолько увлечешься каким-то предметом либо интересным заданием, но нужно, как только прозвенел звонок, сразу всё бросать и в другой кабинет бежать. Или вообще уроки очень скучны, мозг как будто отказывается запоминать, начинаешь отвлекаться и зевать. Толк-то от этого какой? Учёба отбивает всякую охоту читать, потому что нас постоянно заставляют совсем непонятные и неинтересные произведения изучать, где половину слов вообще не разобрать. У нас совсем пропадает к урокам интерес.
– Хватит ворчать, – перебила Настя возмущённую детвору. – Для начала нужно ясно взрослым объяснить, как, а главное, что вы хотите изменить. Напишите сочинение на тему: «Школа будущего». Кстати, можно мечты о новой школе и о том, как мы можем планете помочь, объединить. У меня уже была интересная мысль на этот счёт, я думаю, что очень скоро эта задумка воплощение обретёт. А теперь скорее бежим на урок. Нужно выучить хотя бы правила русского языка, чтоб речь внятная, чистая и красивая была. Интерес к учёбе терять нельзя. Бежим скорее в класс, друзья.
  Однако дети совсем не хотели торопиться, им так понравились Настины мысли.
– Настя, постарайся, пожалуйста, на конкретных примерах изъясняться, а то нам трудно за твоей мыслью угнаться. Давай на урок вообще не пойдём, а сядем и разработаем свой детальный план.
– Нет, друзья, так не годится, всем нам нужно учиться. У нас по расписанию математика стоит. Сейчас предлагаю внимательно послушать урок, то есть вникнуть в новый материал. Поясню, для чего. У меня созрел такой план: мы устроим день самоуправления, дети станут учителями, а учителя учениками. Я думаю, директор школы не сразу согласится, но мы постараемся его убедить и для чего это нужно, объяснить.
  Пусть каждый ребенок почувствует взрослым себя. Сегодня ты понял, как решать уравнения, а уже завтра поможешь другим. Вот мы и посмотрим, смогут ли дети с работой взрослых управиться. Предлагаю игру: делим уравнения на три этапа сложности и составляем картотеку. Объясняем детям материал и даём возможность решить примеры самим. Если математика ребенка увлекает, то он три уровня выполняет, а если нет, то достаточно для аттестации и один уровень пройти. А дальше можешь на интересующие тебя предметы идти.
Я бы предложила, чтобы в будущем школьник самостоятельно задачи решал, но если возникнут трудности, то учитель должен помогать и индивидуально каждому ребенку объяснять. И ученик должен понять, что он не для оценки, а для себя предмет изучает. А то получается, если не понял, то за контрольную работу сразу оценку плохую получил, а дальше уже новый материал начали изучать. Пробелы в знаниях, как снежный ком, нарастают, и дети в итоге ничего не знают. Я считаю, что экзамены вообще нужно в праздник превратить, на котором дети будут показывать лучшие способности свои, что они усвоить и чему научиться смогли. Назовём экзамены «выставкой наших достижений».
  Дети же не могут одинаково развиваться, бывает, кто-то по одним предметам отстает, зато в других, наоборот, своих одноклассников опережает. Но наши ярмарки успехов и новых открытий также и покажут тех, кого лень обуяла. Если ребенку нечего будет показать, то ему станет просто стыдно и неловко перед сверстниками.
Я считаю, что на ярмарке можно будет показывать любые достижения свои, пусть это будут хоть смоделированные необычным способом, к примеру, корабли.
  И ещё я считаю, что работа учителя в том и заключается, чтоб так учебный процесс организовать, чтобы детей творчеством заинтересовать. Ведь ребенок должен чувствовать себя умнее, а не наоборот.
– Настенька, да ты во всём сейчас оказалась права, и к тому же увлекательную идею подала. А что, если и правда мы завтра станем учителями? Наверно, это хорошая мотивация – быть полезным и нужным другим людям.
– Да, но для этого, в первую очередь, нужно понять материал самим, – продолжила Настенька. – Если вы хотите что-то поменять, предлагаю прямо с сегодняшнего дня и начать. Увидим, как работает план на деле, на собственном личном примере. Уверяю вас, будет очень интересно жить, ведь во время учебной игры мы сможем свой желаемый мир сотворить.
– И я придумала тоже такую игру, – сказала одноклассница Алёна. – Например, на уроке изобразительного искусства можно сразу рисовать эскизы для мультфильма. А не просто срисовывать скучные натюрморты с фруктами и вазами.
– Для начала напишем на уроке русского языка сценарий, где каждый выбирает себе тему по душе, и пусть наши рисунки с помощью компьютерных программ оживут, – предложила Оленька.
– Да точно, а потом его можно ещё на английский перевести, – продолжил развивать идею Костя. – И даже, может, мы его на международный фестиваль пошлём и первое место займём. Настенька, а давай совместный сценарий к фильму напишем, количество стихов увеличим и сделаем проект, чтоб о наших делах узнало как можно больше человек.
  Настя идею поддержала:
– Да, вы правы, сейчас, ребята, главным остаётся ваше желание. Это очень увлекательно, когда вдруг твой рисунок ожил, и каждый нарисованный герой заговорил.
Дети настолько увлеклись обсуждением, что не услышали звонка.
В какой-то момент учительница в комнату вошла. Она тихонько стояла, за всем происходящим наблюдала. Ей стало очень интересно, что так увлеченно обсуждает детвора. Если честно, учительница была удивлена теми идеями, которые придумывали Настя и её друзья. Поэтому она решила урок математики на другой день перенести, чтоб сейчас дети смогли обдумать свои идеи и записать их. Учительница поразилась тому, что никто из учеников не остался безучастным, все были задействованы в составлении нового учебного плана.
Учитель математики обо всём происходящем подробно рассказала директору школы. На следующий день было решено собрать всех учителей, выдумщиков-детей и уже более детально и предметно их предложение обсудить.
Благо, директор школы мудрым был, задуманное детьми высоко оценил. Предложил завести такой журнал, где каждую новую идею нужно записать, для того, чтобы в будущем ошибок не допускать. В любом учебном процессе, в первую очередь, надо детей заинтересовать и ни в коем случае не принуждать.

  ***
Быстро и весело пробежали учебные дни. Дети стали очень дружны. Третий класс окончили со всеми пятерками, чем приятно всех удивили.
  Отличниками стали все: Настенька своими новаторскими идеями помогла ученикам в нелегком учебном труде. Учителя всех похвальными грамотами наградили и к Настеньке в гости поехать разрешили. Настя, добрая и отзывчивая душа, всех детей сплотить и подружить смогла. Директор школы решил переписать на следующий год учебный план, так как он увидел, насколько эффективны оказались простые детские мечты, когда уроки в игровой форме учителя провели.
  А экзамен – это своеобразное состязание ловкости, смекалки и ума, где каждый ребёнок в чём-то особенно проявляет себя. Но самое трудное – это, конечно, в Министерстве образования разрешение получить, хорошо, если бы ещё получилось систему оценок изменить. Но эта уже забота не детей, а учителей.


Рецензии