Уроки прошлого

Сейчас уже не публикуются материалы об эпохе шестидесятых, или публикуются, но крайне мало. Это тема прошлая и сейчас не очень актуальная, а я к ней хочу вернуться. Я киношник и по своему очень привязана к тем далёким годам. Это молодость наших родителей и молодость страны, которая вошла в период оттепели. И ещё я думаю, что тема шестидесятников актуальна и сегодня, в пору кардинальных изменений общества. Разве годы, которые дали сильный толчок к раскрепощению сознания, к освобождению от идеологических фетишей и догм, не оставили свой поучительный опыт, свои уроки - политические, экономические, нравственные? Сейчас, как никогда для нашего нормального развития этот опыт, эти уроки особенно ценны.
  "Никто не начинает на пустом месте. Лишь немногие начинают с красной строки", - пишет в своей статье В.Кардин. И если ныне одной из главных задач является духовный подъем и морально-патриотический, как здесь не оглянуться на шестидесятые и не вспомнить о том духовном подъеме, который обусловил тогда поворот литературы и искусства от фальши и фальсификации к подлинной правде, к истинным ценностям, от мертвых стереотипов - к живой судьбе и сложной психологии человека. На этой волне родилась и стала властительницей дум новая молодая поэзия, формировались "лейтенантская" и "деревенская" проза, взросли ефремовский театр "Современник" и любимовский Театр на Таганке, были созданы перевернувшие кинематограф такие произведения, как "Летят журавли" Михаила Калатозова,"Баллада о солдате" и "Чистое небо" Григория Чухрая, "Застава Ильича" Марлена Хуциева, "Иваново детство" и "Андрей Рублёв" Андрея Тарковского, "Чужие дети" и "Мольба" Тенгиза Абуладзе, "Тени забытых предков" Сергея Параджанова, "9 дней одного года" Михаила Ромма, "А если это любовь?" Юлия Райзмана...
  Шестидесятые - это жажда обновления, нравственного совершенствования, острота гражданского чувства, столь индивидуально проявившиеся в творчестве Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Галича, Василия Шукшина. Это и особая роль в литературно- общественной жизни Александра Твардовского  его "Нового мира". И "окопная" правда произведений Василя Быкова. И становление творческой личности Юрия Трифонова. И самовыражение в кино большой плеяды талантливой молодежи...
  Но административно-бюрократическая система, сложившаяся ещё в сталинские годы, не могла и не хотела выйти за рамки общепринятого, попросту боялась. "Тащить и не пущать!" - под этим лозунгом шли отнюдь не безобидные игры. Таковы были правили поведения и нормы тех, кто не хотел или не мог отказаться от старых идеологических схем. Естественно, что в столкновении с такой преградой получали серьезные ушибы и раны, а то и смертельные удары произведения, идущие наперекор трафарету, банальности, фальши. Какие наглядные тому примеры: история с "Историей Аси Клячиной..." А.Кончаловского, печальный детектив с "Комиссаром" А.Аскольдова!
  Да и сами шестидесятники случалось, не выдерживали командного напора, отступали под натиском стереотипных требований, шли на заведомые компромиссы. Какие грустные коррективы вносило все это в судьбы художников, успевших заявить о себе значительно, интересно!
  Поднимая сейчас архивы, делая общественным достоянием хранившиеся до сих пор под спудом времени страницы неизвестной кинолетописи, так хочется, чтобы были глубоко осознанны, по-настоящему извлечены уроки не столь давнего прошлого. Ведь должны же они предупредить от новых ошибок, от новых опасных шагов! Тем более, что нынешняя практика творческой жизни подает весьма тревожные сигналы. Только теперь все происходит с точностью наоборот. Уходит из литературы и с экранов духовность, её заменяют на рекламную коммерцию. Опасные симптомы! Получается какой-то внутренний запрет на глубокие темы, выпускается на первый план зрелищность.
  Шестидесятые оставили нам огромное наследство. Разное. Усилиями публицистов, киноведов, критики накоплено большое исследование этого времени. Пробудившего чаяния, зародившего надежды, но не сумевшего выполнить до конца ту миссию, которая оказалась на него возложенной. Так уж исторически сложилось, что начатое в шестидесятых сомкнулось с концом восьмидесятых. На них легли нерешенные тогда задачи. Они решили их, увы, по своему, что привело к печальному финалу распада огромной страны. Да, у шестидесятых был нелегкий опыт, но эти годы были светлыми и в творческом смысле полетными. Как бы хотелось, чтобы и теперь новые прекрасные начинания не были задвинуты в угоду всепоглощающего коммерческого мрака. Где эти прекрасные шедевры 90-х и 2000-х? И вспомнить то нечего.


Рецензии
Вы правы, Таня, сейчас на экранах только боевики.
И чему они научат молодёжь? Ещё большему ожесточению?


Валентина Столярова 2   27.12.2019 18:58     Заявить о нарушении
Да, страшно детей у телевизора оставить. Но, не всегда же так будет, опомниться люди должны...

Татьяна Павловская 2   28.12.2019 16:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.