Страница жизни 2

Простая работа
- А сколько у Вас сегодня уроков? – спросил улыбчивый мальчик Костя с веснушками на лице. Гардины были раскрыты, поэтому сквозь пластиковое окно на учительский стол падал яркий солнечный свет. В кабинете жарко, вопреки лютому морозу за пластиковой плоскостью окна. На стенке ритмично выстукивала секундная стрелка, как солдат в строю.
 Кажется, открой окно, прыгни с первого этажа – с виду не высоко, а за ним свобода. Снег прошлым вечером лёг пушистым покрывалом на позавчерашнюю гладь ледяного зеркала. И носиться бы по этим сугробам, кидаясь в товарищей увесистыми снежками. Но не судьба. Сейчас математика. И вместо резвой беготни надо выводить аккуратные цифры, и чтобы без зачёркиваний и корректора. А потом долго думать, разыскивая ребро куба, скосившегося из-за того, что Вася, сосед по парте, толкнул линейку. А Вася – он такой, ему никогда не сидится на месте: то ластик положит под парту, то обзовётся, то матюк нехороший на парте напишет или нарисует чего! А вечером – тоже математика, потому, что учитель – «просто зверь, задаёт килотонны взрывных примеров и задач» Поэтому тоже не погуляешь по снежку. Вот так и проходит детство. А ещё говорят – лучшая пора. Вот маме – той точно хорошо. Пришла с работы, уроки учить не нужно. Пельменей налепила, сварила, и посуду даже мыть не надо: старшей сестре опять перепоручит. Или Костю заставит. Строгая она! Папа, тот вообще шахтёр.
«Точно шахтёром стану!» - подумал Костя.
- Я устал на работе, - говорит он.
«А я не устал в школе? Пять уроков подряд высидел!»
Шахтёрам можно лежать весь вечер у телевизора, только раз в час вставая, чтобы покурить на балконе. Даже посуду мыть не надо, не говоря уж об уроках!
- У меня это последний урок, - сказала Марья Ивановна.
- Последний?! – почти в один голос прошептали дети, раскрыв от удивления рты. – Везёт Вам. А у нас ещё русская литература! Мы будем стих рассказывать. Такой длинный: четыре четверостишья, представляете! А Марина Сергеевна, она злая такая: чуть что, сразу пару лепит, приходится учить. А если двойка, то мама на улицу не выпускает. И посуду заставляется мыть!
- А что Вы дома делать будете?
- Ребята, я же сразу не поеду домой, - улыбнулась Марья Ивановна загадочно.
- Как не поедете? А что в школе делать?
- Работа учителю в школе всегда найдётся!
- Да какая там работа! – улыбнулся Костя. – Болтаете целый день, вот и вся работа. Нам и то больше работы домой задаёте, чем сами делаете. Такая вот у вас простая работа. У учителей.
Прозвенел звонок, и орава кричащих, шумящих, толкающих друг друга пятиклашек понеслись к выходу. А Марья Ивановна продолжила наслаждаться «простой» работой.
***
Пять утра. А это значит, что пора вставать, о чём недвусмысленно намекает на всю квартиру смартфон. А выключить нужно его быстрее, чтобы не разбудить супруга, который уже начал ворочаться на соседней подушке. Раньше женщина любила просыпаться в десять или позже, но расписания готовили точно не «совы»
Приготовить тормозки мужу и сыну. Ведь в столовой дорого, нужно экономить, чтобы летом поехать на курорт. И вкуснее домашняя еда, чем столовская. Разбудить всех, чтобы не опоздали на работу. И скорее на остановку, автобус ждать не будет. Это любой из учеников может опоздать, и войти в класс, даже не извинившись.
- Я не виноват, это автобус долго ехал. Вы же знаете. Как далеко я живу!
А Марья Ивановна такой роскоши не может себе позволить, нужно быть минута в минуту.
Нужно собрать деньги на питание. Отметить отсутствующих.
- Эх, Вани сегодня нет, наверно снова голова разболелась.
Потом пять уроков к ряду «просто разговаривать», а на переменах нужно дежурить в столовой, где пахнет булками и котлетами и у раскрытого окошка стоит очередь из растущих старшеклассников, которых не накормишь уже одной порцией жидкого супа, даже если взять второе (кусок курятины, которую достали из кастрюли, когда сварился бульон для супа, и затем зажарили) Им бы есть и есть. А девочки завидуют, что мальчикам не обязательно следить за фигурой.
А после уроков нужно заполнить все журналы, отправить фотографии в приёмную общественного движения, членами которого почти добровольно стали все члены коллектива, иначе будут ругаться, что не провели вовремя мероприятие. Раньше без документов не было человека, а сейчас без фотографии все думают, что ты лежишь целыми днями и ничего не делаешь. И, конечно же, педсовет.
Проверять тетради можно и дома. И к урокам готовиться тоже.
- Бросай ты эту работу! – почти каждый вечер говорит ей Семён. – Раве я мало зарабатываю на нас двоих.
Но перед глазами Марьи Ивановны стоит улыбчивый мальчик Костя с веснушками на лице, который тянет руку, желая решать пример у доски. Что угодно, лишь бы не сидеть на месте дольше минуты. А на перемене он обнимет легонько:
- Мы Вас любим, Марья Ивановна.
- Не сегодня, - говорит женщина мужу. – Не смогу я сейчас уйти из школы. В ней остаётся частичка моей души.
- А для меня остаётся там место?
- Мы же договаривались: не ревнуй! Прости, но я такая, и меня уже не изменить. И когда ты бросишь курить, Семён, это же вредно!
Трудно выключить учительский характер: нет такой кнопки!
А за окном уже полная луна. Ходят грозные патрульные, вылавливая нарушителей комендантского часа, которые так и норовят прогуляться в запрещённое время. А где-то в соседнем доме, так и не дочертив куб, за тетрадкой в клеточку уснул улыбчивый мальчик Костя.
***
Как быстро они растут. Раньше я не замечал этого. А теперь, проработав в школе год, когда смотрю прошлогодние фотографии, замечаю, как многие вытянулись на голову за лето, как изменились их черты, как повзрослели. Изменились и взгляды на жизнь, у некоторых уже пришло понимание, что такое хорошо, а что не очень. В такие моменты понимаю, для чего от нас требуют постоянно фотографировать каждое маленькое мгновение из проведённого мероприятия.
Годы идут. Время – наш неусыпный страж. И вот заглядываешь в застывшие мгновения, и понимаешь, что с момента изобретения электронной фотографии, мы стали бессмертными, и мы действительно проживаем каждое мгновение. Я успел забыть, что происходило пятнадцать лет назад. И фотографий-то не особо много, у меня был фотоаппарат с плёнкой на 24 кадра. А теперь целый цифровой мир каждого человека.
С лёгким недопонимаем смотрю на их радость каждому дню рождения. Для меня это давно уже не праздник. Обычный день, и не хочется, чтобы кто-то напоминал, что сегодня стал старше ещё на один год. А у них это возможность пригласить весь класс товарищей к себе домой, послушать пожелания.
А учитель вместе с ними всегда остаётся молодым, никогда не постареет. Пусть несутся по коридорам младшие классы, веселятся, искренне радуются жизни. И ты переживёшь детство вместе с ними. Пускай неуверенно признаются в любви первые классы, и ты вспоминаешь первую любовь и первые, не всегда удачные, попытки общения с девушками. Тем, кто младше, кажется, что старшеклассники к ним слишком строги. Но им не понять, что для тебя нет особой разницы в возрасте: что 10 лет, что 15, и те, и другие пока что дети, только ростом отличаются. И тебе в такие моменты одновременно и десять лет, и пятнадцать.
***
Не поверите, но в этом году исполняется ровно десять лет с момента окончания школы. И пять лет с тех пор, как мне вручили диплом магистра (нет, не Йоды, а аналитической химии) Ещё недавно песня группы «Тараканы» «Десять лет назад десятый класс» казалась чем-то далёким и непонятным. И вот оглядываешься назад, и понимаешь, как неумолимо время, которое, как неусыпный страж, всё бродит на посту кругами и безразлично поглядывает в твою сторону. И вроде незаметно, минута к минуте, мгновение к мгновению. Но пролетели дни, месяцы, годы, будто перелистнул страницу любимой книги.
Всё течёт, всё меняется. А помнишь, как в шестом классе мы шутили друг над другом?
Двое мальчиков, загадочно ухмыляясь, вели третьего под мышки, который недоверчиво поглядывал в их сторону.
- Хочешь, фокус покажем тебе. Хотя, это не фокус, почти магия!
- Какая ещё магия?
- Ну, мы машину откроем вот этой скрепкой.
- Да ладно, таки машину откроете!
- А то!
- Зуб даю! Вот покажи любую машину, а мы её откроем.
- Вот с этой проверните ваш фокус.
- Только мы тебе глаза закроем.
- Это ещё зачем?
- Я пять фишек с Покемонами отдал, чтобы узнать секрет. А ты хочешь бесплатно его узнать.
- Ну ладно! – разочарованно вздохнул паренёк. Он не обратил внимания, как ехидно улыбались его друзья, когда один из них закрыл глаза.
- Эх, не получается что-то у меня! – сказал второй, засунув руку в выхлопную трубу, вымазав руку в её содержимом.
Парень, который с закрытыми глазами, захохотал:
- Фокусники нашлись! Так и думал.
- Вась, может ты попробуешь? А я ему глаза подержу.
Фокус в том и заключается, что твоё внимание сосредоточено на чём-то одном, а смотреть надо в другую сторону, там и творятся чудеса. Мальчишка, измазанными руками, «чтобы не открыть секрет фокуса», притронулся к глазам жертвы.
И идёшь потом по городу, как Зорро, не догадываясь, что твои глаза скрыты под чёрной маской=)
Да, и в фишки с изображением покемонов мы играли.
Компьютеры были у единиц, поэтому приходилось идти в компьютерный клуб, чтобы поиграть в простенькие игры.
К слову, чтобы найти какую-то информацию, я ходил в библиотеку. От одного из учеников услышал фразу:
- Я не написал сочинение, у меня компьютер сломался!
Промолчал, но про себя подумал: «Какие же вы неподготовленные к жизни. Без компьютера – как без рук»
Десять школьных лет пролетели, как пуля. И мы оказались на распутье. А потом жизнь развела дороги. Есть одноклассники, с которыми не встречался с тех самых пор, когда встал со школьной скамьи. Есть и те, с которыми жизнь сводила неоднократно.
И вот вроде бы хочется вернуть 2007 год, прожить ещё раз студенческие годы. Что-то можно исправить, что-то повторить. Есть небольшая белая зависть, когда смотрю на студентов. Они ещё не знают, что им готовит Судьба, все мы в её руках и на неё лишь уповаем. Им можно брать всё, и не давать ничего взамен. Можно ошибаться, и не казаться при этом глупым. На то она и молодость, чтобы ошибки совершать.
И вот хочется иногда сделать замечание ученикам, дать «умный совет». А потом думаю: разве не поступил бы я в их возрасте точно так же?
Но жизнь – чистовик, а не черновик. В ней ничего не исправишь. Можно только смотреть с ностальгией старые фото и вспоминать былые денёчки.
***
2007 год. Да-да, тот самый, когда горел сентябрь и который многие хотят вернуть. Это тот же год, когда жизнь моя сделала крутой поворот, и потом никогда уже не станет прежней. Я поступил в несколько вузов (на несколько специальностей), и пришлось делать непростой выбор, который пал на химический факультет после долгих размышлений. Жизнь забила ключом, забурлила. Появились первые друзья (как теперь понимаю, те люди, которые были в моей жизни до химфака, друзьями всё же не были, товарищами, может быть) Не то, чтобы первая, но первая настоящая любовь встретила меня, стоящего с папочкой возле первого общежития.
И, конечно же, в этом году я впервые взял в руки акустическую гитару. Сначала мне дядя дал свой инструмент. Старенькая потрёпанная гитарка с проржавевшими толстыми струнами, которые больно впивались в пальцы, оставляя болящие «канавки». Потом дедушка подарил мне «Трембиту», на которой и по сей день играю. Всё в жизни случается впервые, и обычно, как и первый блин, идёт комом, но однажды получилось взять баррэ.
Концерт любимой группы «Король и Шут» в дворце спорта «Дружба». Жаль, что того человека, который пел сказки на ночь, уже нет в живых. Помню удивлённые глаза одногруппниц, которые впервые увидели меня, спокойного отличника, с небольшим «ирокезом» на голове, сделанным цветным лаком для волос. Недавно ученик решил похвастаться, мол, его испугался прохожий, когда услыхал, что играет из его телефона. А ведь было время, когда мне самому очень нравилось удивлять людей своим непохожим ни на кого музыкальным вкусом.
Потом мы с Димкой купили электрогитары. Мне достался б/у Washburn. Музыкантов с нас не получилось сразу, но уже к концу третьего курса на День Химического Факультета мы в актовом зале Донецкого Национального Университета играли «Сид и Нэнси» и «Это наш химфак»
Потом появилась группа, название которой многие стеснялись произносить вслух. E-bemol’. И моль тут ни при чём, только название гитарного аккорда =) Изначально группа состояла из троих гитаристов, один из которых стал в последствии барабанщиком, а мне ребята на день рождения подарили бас.
Нашу комнату, 409(б) старались обходить стороной. Официально в ней жило три человека, а неофициально десять-тридцать. Постоянные репетиции, песнопения. Один раз даже барабанная установка стояла у нас! А когда не было её, в ход шли подручные средства: степлер вместо педали, кастрюля вместо бочек и т.п. «Песня о носках», слыша которую, крестились впечатлительные любители «Кати Лель»
Первый «слэм» на концерте групп «Тол» и «Тонкая красная нить». Первые попытки экстрим вокала. И последняя песня «Годы вновь проходят неустанно в реактивами пропахшихся стенах» на пятом курсе. И на этом, похоже, музыкальная жизнь закончилась.
Затем война, и участники моих рок-банд разъехались по краям света. Так, скованные узами дружбы, мы и распались. Надеюсь, музыка когда-то возвратится в мою жизнь снова, хотя бы часть её, которая связывала когда-то.
Отчего же не радуют ноты?
Где же счастье? Внутри пустота…
Повторяю себе я: «Ну что ты?!»
Что ты сделал, чтоб жила мечта?!
***
Мы никогда не скучали. А ведь не зря говорят, что студенческие годы – они самые лучшие в жизни. Мы брали от жизни всё. Хотелось всё попробовать, на ощупь, собственными руками, слухам верить не хотелось. Потом взрослеешь, втягиваешься, уже нет жгучего желания бороться за свободу. Но тогда казалось, что все дороги перед тобой открыты, стоит только сильнее постучать. И не было запретов.
В конце августа мне позвонила одноклассница, которая раньше меня поселилась в общежитии. Она с ужасом рассказала всякие страшилки:
- Тут все пьют! А ещё… ещё они наркоманят! Никогда не селись в общежитие! Я тоже съезжаю.
В тот же миг принято решение: буду ездить в универ из дома. Не позволю никому мешать моей учёбе!
Сказано – сделано. Но хватило меня ненадолго.
Время близилось к двенадцати, а я всё ещё сидел за переводом английского текста. К своему стыду хочу признаться, что английский в то время я знал не очень хорошо, поэтому приходилось даже пользоваться переводчиком. Не зря говорят, что уровень интеллекта компьютера ниже, чем у трёхлетнего ребёнка. Если ему не объяснишь пошагово, что делать, он выдаст отнюдь не тот результат, что от него ожидаешь. В общем, перевёл, не читая, положил распечатку в портфель.
Жалобы все пресекала мама словами: «Не хочешь учиться – можешь сразу идти работать на завод» Первый курс – он сложный самый. Потом начинаешь понимать, где можно найти информацию, чтобы не делать самому, что можно взять у старшекурсников, что можно скачать или вовсе не делать. Но в самом начале пути приходилось делать всё честно. Причём в те дни не было интернета, поэтому приходилось находить информацию в библиотеках или вовсе делать самостоятельно, без помощи.
А утром, без десяти шесть, нужно вставать под гнетущий вой будильника. Тогда у меня был старенький советский будильник, который звенел, как колокол. Привычным движением разбил два яйца на сковородку, оделся. И айда на остановку, до которой идти минут десять.
Но студенты – народ дружный, поэтому ехать на пары собираются в одно время. Кто ловит попутку, но я дожидался автобуса, так как мне ехать дальше Крытого Рынка. А в транспорте «не соскучишься» и от одиночества не умрёшь! Точнее, между людьми негде яблоку упасть. Кое-как становишься на последнюю ступеньку, а сзади ещё человек десять, которые тебя заталкивают внутрь. Человек, который стоял в самом низу, вряд ли был способен самостоятельно закрыть за собой дверь (в автобусах задняя дверь закрывалась и открывалась самостоятельно, а передней управлял водитель) «В тесноте – да не в обиде», - это точно о нашем транспорте сказано. Начиналась перипетия о том, стоит ли открывать окно. Кому-то было жарко, а кому-то дуло и он боялся простыть. С тех пор я почти каждую поездку занимал прослушиванием плеера. Это позже уже приобрёл электронную книгу, и дорога проходит теперь за чтением новых интересных книг.
Пробка вблизи «Мотеля» с утра незыблема. Конечно, нам далеко до краснодарских заторов, но с утра хочется как можно быстрее выйти из переполненного автобуса. В общем, через часик вышел, изрядно помятый, но живой.
Последняя пара – английский язык. Кроме меня мало кто подготовился (если считать подготовкой машинный перевод) Есть преступления, и наказание обязательно тоже будет. Всё в соответствии с законами Мёрфи: если что-то может пойти не так, так оно и будет. Спросили не меня, а одну из одногруппниц, которая отксерокопировала мой вариант перевода. Girl wearing glasses любезная машина мне перевела «Девочка, которая носит стаканы», хотя героиня статьи носила очки. В общем, с тех пор не доверяю компьютерным переводам, хотя техника с тех пор шагнула вперёд.
После занятий мои друзья стайками мчались в общежитие, которое находилось в пяти минутах ходьбы от факультета. Но не я. Мне приходилось стоять в длинной очереди за билетом, ехать в душном переполненном автобусе. Кстати, в те дни научился спать даже стоя, держась за поручень!
В общем, хватило меня ненадолго, и в конце сентября уже поселился в общежитии. Правда, не в «копейке», где ещё не доделали ремонт, а в старом четвёртом общежитии.
А здесь жили иностранные студенты. Китайцы любили готовить жаренную селёдку. А ещё они постоянно разговаривали на своём полуматерном языке, причём не только в коридоре, но и по пути в душевую, во время купания.
Впервые меня поймал оперотряд за использованием электрочайника. У нас на этаж работали лишь две конфорки электроплиты, поэтому греть чайник на кухне не прельщало мой юный, жаждущий чая, организм. А потом мы стояли в длинной очереди к коменданту общежития с объяснительными.
- Тебе бы учиться на филологическом, а не на химическом факультете, - сделала она мне сомнительный комплимент. Никогда не называйте химика гуманитарием!
«Я купил маме в подарок электрочайник и решил его испробовать», - было написано в моей объяснительной.
- Можешь вот ещё перлы почитать, - протянула мне комендант стопку объяснительных.
«Мы использовали чайник в качестве ковша для поливки комнатных растений»
« Я случайно обнаружила в дорожной сумке электрочаник, и решила включить, чтобы убедиться, действительно ли это чайник. И тут вошёл оперотряд»
Мне погрозили пальцем и протянули пропуск. В общем, с тех пор я закрывал дверь на ключ, когда пользовался электроприборами=)
Через время переселился в новое общежитие, где жили уже все химики.
Помню свою первую шпаргалку. Одногруппница выписала формулы на листочки. А мы с другом решили их отксерокопировать. Чтобы получилось дешевле, работница канцелярии предложила нам сделать копию в формате А3, но за перемену мы так и не успели разрезать копии. В общем, такая вот самая «маленькая» шпора в мире, которой мы так и не воспользовались. К слову, писал шпаргалки практически к каждому экзамену и контрольной, но ни разу ими не пользовался. Просто это лучший способ запомнить информацию. А самую длинную шпаргалку по коллоидной химии мы развесили гирляндой в комнате, ведь она получилась длиной больше двух метров!
Так вот, в общежитии ни один человек не спился, никому не помешало оно учиться. Да, первая стопка была выпита именно здесь. Но к экзаменам мы готовились намного эффективнее тех, кто учился дома. Мы собирались накануне группами человек по шесть и спрашивали друг друга вопросы, помогали учить материал, зазубривать формулы.
Те далёкие дни вспоминаются с лёгкой ностальгией. Жаль, что их не вернуть.
***
О вредных привычках.
- А Вы когда-нибудь пробовали наркотики? – спросил меня ученик. Конечно же, на уроке – они нередко готовы на всё, лишь бы не писать конспект. А может, и правда они мир таким образом изучают?
- Нет, я против наркотиков. Я за здоровый образ жизни!
- А предлагали? – с той же наивной улыбкой спросил меня парень. А ведь все они – дети. До двадцати одного, как на Западе, даже не до восемнадцати лет! Только внешне выросли, на две головы за лето. Теперь приходится смотреть на них снизу вверх. Но в душе такие же мальчики, какими были в пятом классе. Только материться стали чаще и характер показывать, и вместо игрушечного мотоцикла хотят на день рождения теперь настоящий. Нередко дерутся. Целуются они теперь не с помидорами, как пять лет назад. В объявлениях можно встретить: «Крепкий мужчина 14 лет ищет спутницу жизни для серьёзных отношений», - и понимаешь, что ты уже старик, похоже, в свои двадцать шесть! И к никотину у них отношение поменялось:
- Так это же не сигарета, эта всего лишь «электронка»
Почему-то среди них бытует мнение, что электронные сигареты безопасные, как водяным паром подышать. Правы разработчики рекламы или нет покажет лишь время, сейчас этого не поймёшь. Время – главный судья и лекарь. Строгое, но справедливое, как хороший отец. Учит, но иногда остаются синяки на спине от учёбы.
И вот как им объяснить, что все мы живём в одном и том же мире, и он не сильно изменяется с течением времени? Да, приходят новые технологии. Я в школьные годы писал рефераты от руки, так как не было у меня дома компьютера, это было недешёвое удовольствие. И в библиотеку ходил, чтобы информацию получить для сообщения. Старики любят говорить: «Вот молодёжь! В наше время…» А что - в Ваше время? Точно такими же Вы были в их годы, и не нужно завидовать чужой молодости. У них всё впереди: и жизнь, и мечты, и свершения. И ошибки, и их исправление – но для того она и молодость, чтобы ошибки совершать.
И почему-то в этом мире, как тщательно ни выбирай себе круг общения, всегда находятся те, кто хочет подговорить тебя на что-то плохое, вредное, иногда даже противозаконное. И редко встретишь случайного прохожего, который предложит невзначай: «Давай спортом займёмся. Вот прямо сейчас - пошли на стадион бегать! Или в качалку. Или, на худой конец, в бассейн» или «Пошли в книжный магазин – там вышла новая книга С. Лукьяненко!» Такие люди встречаются редко, особенно среди незнакомых прохожих. Но если встретил – нужно за них держаться, чтобы не потерять среди потока будней.
Зато чаще встречаются те, кто хотят предложить свои вредные привычки. Может, им легче становится от того, что не одни в силки привычек попали.
Мир для всех одинаков. Он отличается лишь тем, как мы реагируем на его выходки. И как принимаем (или не принимаем) его искушения.
А наркоманов я не уважаю. И не жалко их. Можно пожалеть обделённых природой людей. Но как можно понять и принять людей, которых Бог дал обе руки и ноги, голову на плечах и всё-всё то, чего достаточно для полноценной жизни. Но они решили добровольно стать инвалидами, рабами на привязи белого порошка.
- Да Вы наверно сами матюкаетесь, когда из школы выходите. И курите! – ничего более обидного пойманные за вредной привычкой подростки придумать не смогли, чтобы защититься. Да, люди в разных обстановках иногда ведут себя абсолютно по разному. Строгий непреклонный начальник дома любящий муж и ласковый отец.
- Нет, я не курю. И вам не советую.
Нет на свете людей абсолютно положительных, без негативных черт. Но зачем надевать на себя этот поводок вредной привычки, от которой потом не откажешься? Есть ведь и другие способы получить положительные эмоции и разрядку. Можно, например, съесть шоколадку.
А ребятам улыбнулся в ответ на их неумелые попытки уколоть. Я знаю, в глубине души они добрые. Просто пытаются показаться взрослее. А взрослый мир в их глазах жестокий, несправедливый и грубый. Может, так оно и есть, но главное – быть оптимистом. По другому жить не получается.
***
История о «Жз»
Первая встреча с учениками оказалась не очень приятной. Помню, как вчера: тёплый сентябрь. Причём не тот сентябрь, что горел в 2007 году для неформалов, не давая поступить иначе. Нас определили на педагогическую практику в техникум. Строгая полная тётечка рассказывала студентам первого курса обо всех прелестях нарушений техники безопасности на уроках химии всякие страшилки, как в пионерском лагере, в стиле: «Однажды маленький непослушный мальчик опустил руку в серную кислоту и умер» А будущим механикам и сварщикам наука вовсе не интересна.
Потом и нам, нерешительным студентам, дали возможность проявить себя в роли «мудрых наставников». Конечно, под чутким наблюдением нашего куратора.
Кабинет, пропахший реактивами. Холодный неоновый свет. Отверстия для раковин в партах. Пробирки, наполненные разноцветными растворами для опытов. Склянки, в которых разлиты все цвета радуги. А ведь это многообразие красок когда-то и привлекло меня в «благоухающий» мир химии.
Вызвал одного юношу к доске. Я на пять лет старше его, или ещё меньше разница в возрасте. Но под неусыпным взором моей опытной наставницы он встаёт из-за парты, прячет ехидную ухмылку и неуверенным шагом направляется к доске.
- Напиши реакцию горения железа, - сказал невысокому парню. Полный ужаса и недоумения взор направлен в сторону товарищей. Одногруппники «незаметно» для меня жестами пытались объяснить, как написать загадочные для любителя «Доты» латинские символы химических элементов. К слову, все ученики почему-то считают, что стоящий у доски учитель ничего не замечает и не слышит, что творится за партами. Иногда можно им и подыграть.
- Пиши – «железо», - бросаю ему «спасательный круг»
«Железо» - появилось на доске.
- А теперь то же самое, но символами из таблицы Менделеева.
«Жз», - шах и мат моей логике. Это хуже того момента, когда на первом курсе нам рассказали, что есть способ ноль разделить на ноль. Рядом появился ещё один загадочный элемент – «Ок», он же кислород. В общем, поклялся в тот день, что НИКОГДА не пойду работать в школу.
Никогда не говори «никогда». Такая вот простая истина жизни. Всё течёт, всё меняется. С того дня прошло четыре года, и вот я снова оказался в стенах школы. За это время успел поработать в лаборатории. К слову, скучаю за теми деньками. Потом пара месяцев работы продавцом-консультантом в магазине бытовой техники. Потом менеджер по продажам – этот неуютный ад с телефонной трубкой у уха. Конечно, много есть и негативных моментов в жизни учителя. Похоже, у входа в кабинет нужно сразу ставить бутылочку с успокоительным. Но не будем зацикливаться на плохом, как советуют психологи. Но многого стоят слова учеников из моего класса: «Юрий Андреевич, мы Вас любим», улыбки на добродушных лицах. Теперь я не могу представить себе, что когда-то придётся работать где-то в другом месте.


Рецензии