14. Про аппарат человеческой зависимости

Начало:
1.Сон или намёки на какую-то другую реальность? http://www.proza.ru/2016/12/27/1258
Предыдущий материал:
13.Математика не чувствует измерений. А мы? http://www.proza.ru/2017/01/17/888

Итак, мы всё же решились как-то определить, что в нашем восприятии мира принадлежит самому миру, а что – нам самим.

Выясняя отношение «я» к внешнему миру, глубоко копать особого смысла и нет, потому что всё это будет субъективность. Всего лишь требуется «заценить» наш аппарат восприятия и обратиться к элементарной психологии.

Как бы самой элементарной единицей восприятия является ОЩУЩЕНИЕ. Как бы, потому что ощущения могут быстро менять сложность. Ощущение – это некая перемена в состоянии сознания, производимая, как нам кажется, какой-нибудь переменой в действиях внешнего мира по отношению к нам.

Но справедливости ради надо отметить, что вполне это может быть перемена в состоянии нашего сознания по отношению к внешнему миру.

Наука учит, что каждое тело, в том числе человека, является частью внешнего мира. Не будем входить в рассмотрение научных парадигм и построений, а определим ощущение как переменную величину в состоянии сознания, как определяющий элемент этой перемены. То есть, испытывая ощущение, мы полагаем, что оно является отражением каких-то изменений во внешнем мире.

Испытанные ощущения оставляют след в уме и зарубку в памяти. Запомненные эпизоды ощущений накапливаются и сортируются сознанием в группы по сходству, ассоциируются, слагаются или противопоставляются. И из групп ощущений образуются ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Можно и так выразить: представления – это суммы групп ощущений. Причём при образовании представлений ощущения группируются по двум ясно выраженным направлениям. Первое направление – по характеру ощущений, второе – по времени получения ощущений.

При дальнейшем усложнении психической жизни с представлениями происходит то же самое, – накапливаясь, «образы представления» ассоциируются, слагаются, противопоставляются, образуют группы и на этом уровне образуют ПОНЯТИЯ.

Образование понятий привело человеков к образованию слов и к появлению речи. Речь состоит из слов, каждое слово выражает какое-то понятие. Понятие и слово в сущности одно и то же, только понятие как бы сидит внутри, а слово вырывается наружу, и снаружи действует.

Словами выражают не токмо понятия, но и идеи – группы разнородных представлений или даже группы понятий. Идею можно представить как сложное или отвлечённое понятие.

Есть ощущения органов чувств: вид и цвет, запах, звук, осязаемость и вкус и прочие. Есть ощущения эмоций: удовольствия, неудовольствия, радости, страха, гнева, смеха и других.

Сложные ощущения и эмоциональные переживания уже относят к интеллектуальной, моральной, эстетической, религиозной составляющим психики.

Содержание даже простых ощущений, не говоря уже о сложных, никогда не укладывается в понятия или в идеи и никогда не может быть правильно и точно выражено в словах. Слова могут только обозначить, навести на какое-то ощущение.

Передача эмоциональных переживаний и эмоционального состояния – это вообще-то цель искусства. Его формами люди стараются выразить и передать то, чего они не могут выразить и передать только словами.

Если предполагать за человеком, за его восприятием наличие развития, то должно существовать или образоваться нечто высшее по отношению к идее. И это высшее уже известно, хотя его название всеми не признаётся. Интуиция – самое подходящее этому слово.
Однако понятие интуиции деградирует, потому что её часто смешивают с низшими видами восприятия, пребывающими в подсознании, которые образуются из представлений, закреплённых эмоционально.

Развитие требует как-то выражать всё новые и новые ряды впечатлений, идей и понятий в сочетании с различными эмоциональными тонами. Это уже будут СОСТОЯНИЯ, получаемые из ПЕРЕЖИВАНИЙ.

А переживание – это… Это – ого-го! Это то, что уже не выбивается ничем, кроме более заряженного переживания. А состояния – это то, что нами полностью владеет и во многом определяет даже устремления!

Искусство всегда шло в авангарде эволюции человеческого восприятия. До недавнего времени. А с недавнего времени что-то произошло. С искусством прежде стали связывать то, что отражает искажённые, извращённые формы восприятия.

Если пространство есть свойство нашего сознания, а не внешнего мира, то трёхмерность мира так или иначе должна зависеть от устройства нашего психического аппарата.

Вопрос конкретно можно поставить так: как к трёхмерности мира относится тот факт, что в психическом аппарате человека имеются ощущения, представления и понятия?
Или: как доказать, что трёхмерность мира зависит от устройства нашего психического аппарата?

А доказать или опровергнуть это можно только при помощи опыта. Всё остальное просто не будет иметь доказательной силы.

Если бы мы могли изменить свой психический аппарат и увидели бы тогда, что мир вокруг изменился, то это было бы доказательством зависимости свойств пространства от свойств нашего сознания.

Конкретно, если к трём существующим у нас единицам психической жизни прибавить четвёртую, а именно – признать самым эффективным, главенствующим инструментом интуицию, и если бы при этом пространство из трёхмерного стало четырехмерным, – то это доказало бы, что пространство с его свойствами является формой нашего чувственного восприятия.

Но такой опыт проделать невозможно, изменить свой или чужой психический аппарат мы не способны. Приходится искать другие способы доказательства.

Если недостижим опыт, то может быть, возможно наблюдение? Но наблюдение даст результат только при условии, что будут обнаружены существа с психикой выше или ниже наших свойств. Но таких существ, а может быть СУЩНОСТЕЙ, существующих в наших условиях, мы не знаем.
Вернее, знать не хотим, а особенно этого не хочет наука. А существа с психикой ниже нашей, несомненно, есть – это животные. У них психика строится целиком на инстинктах. Инстинктивными действиями называются действия целесообразные, но совершаемые без сознания выбора и без сознания цели.

Они появляются с чувственного ощущения, то есть с того момента, когда с ощущением сознание связывает чувство удовольствия или страдания. И ими управляет удовольствие или страдание.

Выходит, что до уровня самосознания и собственно человеческого интеллекта, всё животное царство управляется стремлением получить или удержать наслаждение, или избегнуть страдания. И можно напрямую связать инстинкт и удовольствие - страдание, которое как положительный и отрицательный полюсы заставляет животное совершать сложные действия, вплоть до настолько целесообразных, что они выглядят сознательными. И не только сознательными, но и основанными чуть ли не на предвидении будущего. Например, явное ощущение приближающихся природных катаклизмов.

Но все эти действия в действительности объясняются одним инстинктом. Инстинкт – руководитель животной жизни.

Но это только пока инстинкт целесообразен. Как только он перестает быть целесообразным, он делается руководителем смерти, и вид быстро вымирает.
Удовольствия - страдания приятны и неприятны не для той пользы или вреда, которые они приносят, а вследствие этого. Нормально, да?!

У двух разных видов одно и то же внешнее  воздействие  может быть для одного полезным и приятным, для другого - вредным и значит, неприятным. Поэтому подчинение удовольствию - страданию должно быть целесообразно. Приятное приятно, потому что оно полезно, неприятное неприятно, потому что оно вредно.

А у человека, обладающего «надстройкой» интеллекта, эта надстройка может напрочь сносить этот регулирующий механизм. Мы можем получать удовольствие от того, что причиняет явный, осознанный вред.

Следующей ступенью за инстинктивными являются действия сознательные и автоматические.

Иногда сознательные действия совершаются так быстро, что кажутся бессознательными. Но всё-таки это сознательное действие, если совершающий его субъект знает, что он делает. Автоматические действия раньше были у данного субъекта сознательными, и от частого повторения стали совершаться без привлечения сознания. И они часто путаются с инстинктивными, но между ними - огромная разница. Автоматические действия создаются в течение жизни конкретного субъекта. Инстинктивные действия создаются в течение жизни вида, и способность к ним в готовом виде передаётся через наследственность. Они никогда не были сознательными у индивидуумов данного вида, а образовались как развитие сложных рефлексов.

Инстинктивный разум напрямую связан с эмоциями, которые дают ему возможность производить тот выбор между сложившимися представлениями, а со стороны это производит впечатление суждения, умозаключения. Но это – сказочное впечатление, в действительности животное не обдумывает своих поступков, а подчиняется наиболее сильному побуждению.

Теперь, сравнивая свойства восприятия примитивной животины и отошедшего от примитивного животного состояния человека, можно попробовать определить, будет ли при изменения свойств психического аппарата происходить изменение мироустройства.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/23/1403


Рецензии