Деградация

До чего же все-таки умен русский человек! Просто диву даешься. Хотя, порой, и «задним умом». Вот, оказывается, в самый угар демократизации и приватизации появилась поразительная по силе мысли и по степени диссонанса с общим мнением расхристанной интеллигенции публикация: С.Г.Кара-Мурза. «Советская цивилизация» (том II) ОТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ДО НАШИХ ДНЕЙ» http://www.e-reading.club/bookreader.php/
1004012/Kara-Murza_Sergey_-_Ot_Velikoy_Pobedy_do_kraha.html

Автор – один из столпов мировой науки и отечественного журнализма, а тема по степени охвата исторического материала просто несравнимая ни с чем иным.

Я давно подбирался к тематике «Ничто в истории не свершается просто так», в смысле, что и совок не зловредным Карлой-Марлой придуман, а выстрадан всей предыдущей историей нашего нелепого «зимовья». Что в советизме, в советском выборе, сделанном народом нашим в злопамятном 1917 году, скрыт великий смысл, которого мы пока не понимаем, а он есть, и он есть нечто главное, что надо осознать, иначе дальнейшие наши барахтанья в омуте истории ни к чему хорошему не приведут… Но не чувствовал я в себе достаточных таланта и знаний для такой темы. Пигмеем чувствовал себя в этом масштабе!

А тут как-то раз недавно искал картинку для старой своей статьи про крах «текстильного края», «Заговор обреченных» называется, и кликнул на одной, где ивановский «Памятник героям фронта и тыла», который у нас теперь «памятником текстильной промышленности» в народе зовут, - и, о Бог мой, открылась эта статья, вернее, целая книга Сергея Кара-Мурзы на эту животрепещущую тему! И какого автора, - авторитетнейшего ученого, философа, равного которому нет!

Потрясающая вещь, скажу я вам. Не буду пересказывать, можете почитать сами, приведу только малый эпизод из этой книги про книгу другого автора, по счастью изданную несколько ранее поистине великой работы Сергея Георгиевича:

«Идеализм антисоветского мышления приводит к явлению, как бы симметричному гипостазированию [наделение самостоятельным существованием в пространстве и времени абстрактных сущностей: например, «идея», «число», «равенство», «белизна», «климат» - ВС], к «гипостазированию наоборот» — когда именно самый существенный, абсолютный и объективно неустранимый фактор не замечается, или сводится к несущественной стороне действительности, от которой при построении любимой концепции можно отвлечься.

Очень наглядно это выразилось в истории с книгой А.П.Паршева «Почему Россия не Америка?». Книга эта стала широко известна, но главные ее мысли отвергаются, часто даже с неподдельной страстью, антисоветскими интеллектуалами.

Причина в том, что Паршев развенчивает одну из ключевых идей антисоветизма, согласно которой стоит только сбросить «железный занавес» и открыться мировому рынку, как в Россию хлынут иностранные инвестиции, и мы заживем, как на Западе.

На деле Паршев только изложил на доступном языке и очень наглядно тот факт, который интенсивно изучается множеством экономистов с 90-х годов XIX века. Стоит только ввести в экономическую модель российского хозяйства географический фактор (климат и расстояния), как становится очевидной необходимость довольно высокой степени «закрытости» России от мирового рынка. Иначе не только иностранные инвестиции в Россию не «потекут», а и собственные ресурсы станут «утекать».

То, что любой народ во всех своих общественных институтах, включая экономику, должен приспосабливаться к тем природным условиям, в которых ему судьбой предназначено жить, кажется очевидным — но это категорически отвергается антисоветской интеллигенцией, впавшей в гипостазирование. Она не слушает даже своего любимого «русофоба» маркиза де Кюстина. А он писал: «С первых шагов в стране русских замечается, что такое общество, какое они устроили для себя, может служить только их потребностям; нужно быть русским, чтобы жить в России, а между тем с виду все здесь делается так же, как и в других странах. разница только в основе явлений» («Записки о России». М.: Интерпринт, 1990).

Превращенный в простейшую задачку тезис Паршева блестяще подтверждается эмпирически: иностранные инвестиции в Россию не идут, а свои капиталы утекают. И политика или идеология тут ни при чем, это видно на примере и Китая с Вьетнамом, и Кубы. О том, что тезис Паршева имеет смысл, говорит тот факт, что обсуждение его книги было проведено в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Это — самый элитарный экономический институт, кузница кадров для правительств времен Ельцина, хотя руководство Института, в отличие от «завлабов», всегда было разумным. Меня тоже пригласили на то обсуждение, и я там просидел около 4 часов. Впечатление было тяжелое.

Первый докладчик («консерватор») говорил по делу и возразил Паршеву лишь в одном пункте. Он сказал, что при благоприятных обстоятельствах технологический фактор в принципе может уравновесить географический, к чему мы уже подходили в позднем СССР. Сейчас реально эта возможность быстро утрачивается. Все остальные выступавшие были «сердцем» не согласны с Паршевым, но ни один этого прямо не высказал и ни один не затрагивал самой «теоремы Паршева». Все толкли воду в ступе, обходя проблему и отвергая тезис Паршева «спинным мозгом». Вывод был очевиден: рациональных аргументов против тезиса Паршева у верхушки главной интеллектуальной бригады антисоветских реформаторов нет.

Конечно, средний антисоветский интеллигент более разумен, чем эти корифеи, и было бы очень интересно услышать его доводы против утверждения Паршева. Пусть бы сказал, из каких соображений инвестор-космополит, решивший строить «завод Х», будет делать это в Вологде, а не на Тайване. Что компенсирует высокие по сравнению с Тайванем издержки производства в Вологде, определяемые стоимостью отопления, телогрейки, валенок и водки для рабочих, а также перевозки продукции до ближайшего порта на Балтике?
Как это ни странно, наш воображаемый разумный антисоветчик этих факторов в упор не видит.

С 1992 г. наши реформаторы прямо на коленях ползают перед западными «инвесторами», за рукав хватают, в грехах коммунизма каются — но не идут деньги, - кот наплакал. Куба ни в чем не кается, сохраняет страшный «тоталитарный» режим, сбивает залетающие к ней из Майами самолеты и плюет при этом на вопли Мадлен Олбрайт. Но как только она была вынуждена с 1995 г. разрешить иностранные инвестиции, туда стали вкладывать деньги — несмотря на угрозы и санкции США. К 1998 г. иностранные инвестиции на душу населения составили в РФ 50 долларов, а на Кубе 200 (С.Кононученко и В.Бородаев. Куба сегодня. — «Мировая экономика и международные отношения», 2000, № 2).

При этом на Кубе все иностранные инвестиции пошли только в реальный сектор экономики, а у нас львиная доля — в спекуляции ценными бумагами. Почему же это? Нравится канадским буржуям Фидель Кастро? Нет, им нравится, что издержки производства на Кубе ниже, чем в Сыктывкаре. Отопления не надо.

Добавлю интересный факт. Мне прислал целый труд (53 стр. машинописного текста) один из крупных деятелей строительства, ныне пенсионер. Он, например, руководил строительством Ульяновского авиационного промышленного комплекса. О масштабах комплекса говорит тот факт, что для него строили новый левобережный район Ульяновска на 400 тыс. человек. Суть труда в том, что автор как бы «переписал» книгу Паршева применительно к строительству. Он приводит дотошные сведения о стоимости всех элементов промышленного строительства в России, Западной Европе и Юго-Восточной Азии.

У нас в целом любой объект выходит в 2–2,5 раза дороже, чем в Европе и в 5–6 раз дороже, чем в ЮВА. И для любого инвестора это очевидно из самого краткого бизнес-плана.

С 1992 г. этот человек вел переговоры с десятками фирм Запада по использованию сети заводов, построенных в 80-е годы в селах Западной Белоруссии для выполнения заказов авиационной промышленности (там на селе тогда возник избыток женской рабочей силы). Заводы новенькие, оборудование прекрасное, люди обучены — но все рухнуло в 1992 г. Так используйте этот готовый производственный потенциал на самых выгодных условиях!

Наши тогда снизили зарплату до 40 долл. в месяц, чтобы привлечь фирмы. Это — зарплата рабочих в Юго-Восточной Азии. Но инвесторы, посчитав реальную стоимость нашей рабочей силы (включая отопление и т. д.), быстро вычисляли, что так или иначе придется выплачивать по 200 долл. в месяц — даже для мягкого климата Западной Белоруссии. Ни одного контракта они так и не заключили. В дело вошла только чешская фирма «Отован», у которой был подряд на пошив рабочей одежды для Запада. Но, начав с использования завода с 1000 работников, она после первого же цикла производства сократила проект до одного цеха с 70 рабочими. Завод был закрыт.

Никто из этих инвесторов и наших директоров не читал книги Паршева, во всем этом нет никакой идеологии и никакой теории — человек рассказывает голые факты. Но наши рыночные энтузиасты все еще надеются на поток западных инвестиций — и, что еще более удивительно, - многие люди им верят.

Паршев рассмотрел первостепенный по важности неизменяемый фактор, который исключается из рассмотрения во всей антисоветской доктрине. Но в такой же степени и почти чудесным образом антисоветское мышление ухитряется не видеть и не брать в расчет главных, массивных динамических факторов и тенденций. Но зато в ранг главных, решающих изменений возводят ничтожные по значению колебания, флуктуации.

После 1991 г. правители РФ периодически разжигают огонь оптимизма. Дескать, процветание уже за углом. То Ельцин говорил, что надо потерпеть два месяца, то Черномырдин говорил о стабилизации, теперь Путин — об экономическом росте, который надо всего-навсего «закрепить».
На деле же мы видим колебательный процесс перестройки системы на ином уровне и в иной структуре, нежели старая, советская система. Это значит, что уровень, на котором стабилизируется новая система, столь низок, что выжить с таким хозяйством сможет только небольшая часть народа в анклавах современного производства. Но ведь укрепление этих анклавов вовсе не является общей тенденцией для всего «тела России». А главного ухитряются не замечать». Конец цитаты.

Это достойный ответ на истошную «критику» работы А.П.Паршева, и, вместе с тем, приговор всем этим «гайдаровским» мастурбациям на тему «инноваций-мудернизаций» вкупе с «бизнес-климатом». Очень доходчиво сказано, ни убавить, ни прибавить.

Увы, наше географическое положение определило нашу историю. С самого начала государственности в экстремальном Заполярье, между Европейской цивилизацией и нами возникла глубокая трещина (именно ее и видел, и о ней писал де Кюстин, или по правилам французской грамматики «де Кюстэн»), трещину, которая с веками только росла и углублялась. И, как нынче оказывается, наше российское «схождение с ума» произошло вовсе не в 1917, а в 1992 году.

Тогда, в 17-м, как раз была попытка создания искусственной экономической модели, способной «примирить» наше российское «зимовье», навек застрявшее в феодализме, со стремительно развивающимся окружающим миром. Каждая страна так или иначе выбирает ту степень открытости своей экономики, которая наиболее комфортна именно ей, - просто в нашем ортодоксальнейшем случае эта «степень открытости» превратилась в «степень абсолютной закрытости». Дикие, нечеловеческие географические условия практически полностью исключили не только глобализм, но и сам рынок!

В результате Великой Криминальной революции мы это искусственное сооружение демонтировали. Да, несомненно, в истории ничего не делается просто так, и для этого действа были объективные причины, которые всем известны. «Совок» оказался нежизнеспособным, мертворожденным дитём. И мы снова у разбитого корыта. Куда двигаться, какие «реформы» выдумать, чтобы на свете нашелся бы хоть один идиот, который согласился бы вложить в наше производство хотя бы цент?

А вообще-то, есть ли хотя бы шанс у нас стать частью глобального рынка, или логика экстремального зимовья предполагает только реинкарнацию СССР? И «идеализм антисоветского мышления» нам предстоит заменить на реализм мышления советского? А все эти мечты «жить как в Европе» так и останутся мечтами, по крайней мере, для тех, кто не успеет убежать из «встающей с колен»?

Нет, можно, конечно, поэкспериментировать со «степенью открытости», но тут тоже не все так безоблачно: при малой закрытости продолжится «трубоцентризм», и по мере иссякания того, что еще не успели украсть, Россия будет превращаться в огромное кладбище, - а при «большой» закрытости - в пустыню, из которой убегут все, независимо от благосостояния и талантливости. Ведь механический возврат в СССР означал бы возврат в пещерную дикость, подобную Северной Корее!

Это ясно как день, и чем дольше мы продолжим заниматься онанизмом на всевозможных «форумах» вместо того, чтобы искать реальный выход из западни, тем меньше у нас остается шансов.

И в конце вот из «Заключения» поистине великой, опередившей время, книги С.Кара-Мурзы:

«Эта книга — лишь начало разговора. По мере того, как я собирал ее из множества образов нашего советского прошлого, открывались все новые и новые стороны того строя жизни. Закончить рукопись — это как бы заморозить живой рост знания, остановить мгновение. Поставив точку, я уже был в чем-то не согласен с написанным, что-то я уже знал лучше и полнее.

Прочитав предисловие к первой части, некоторые товарищи упрекали меня в том, что я поставил задачу лучше понять советский строй, изучая его с любовью. Это, мол, предопределяет необъективность, а значит и недостоверность. Это неверная мысль. Достоверность определяется не отношением к предмету, а целью исследования. И убийца, ненавидящий свою жертву, и врач, желающий спасти любимого человека, нуждаются в достоверном знании и при должном умении могут его получить.

Строя нашу жизнь по советскому проекту, мы сделали много ошибок — плохо был изучен грунт, под какими-то устоями фундамента оказался плывун, где-то мы не поняли смутный чертеж. Что-то мы сделали неумело, а кто-то и специально подпиливал стропила, отвлекая байками наше внимание. Дом рухнул, хотя основа еще цела и будет использована в восстановлении. Значит, надо достоверно изучить и грунт, и фундамент, и все несущие конструкции. И форточки сделать поудобнее, а то ведь и такие нервные люди среди нас есть и будут, что из-за неудобной форточки готовы дом поджечь.

Поэтому нам нужно достоверное знание, а если и прорвется теплое слово о родном доме, то не так уж это мешает делу. Если забрели мы в болото, имея неверную или непонятную нам карту местности, надо просто получше в этой местности разобраться и составить новую, более достоверную карту. Любовь и к людям, попавшим в болото, и к местности, этому не помеха.

Советский социализм, видимо, убит, причем злодейски. Последняя возможность мирно восстановить его основные черты утрачена. Четыре срока антисоветской команды у власти создали слишком много «необратимостей». Выросли новые поколения, не связанные тайными обетами с теми, кто строил и отстаивал СССР, молодежь не несет в себе очарования Победы или полета Юрия Гагарина. Жизнь идет вперед, и надо строить, а не реставрировать.

Может быть, в идейном плане выгоднее «наплевать и забыть»? Перевернуть страницу истории и не спорить об ушедших возможностях? Нет, нельзя. Прежде всего, если честно не выплатить духовные долги убитому, его тень схватит нас за горло. Нельзя позволить, чтобы всякая продажная сволочь безответно плевала на могилы наших отцов. Да, сейчас их время, и мы не можем помешать глумлению — но мы обязаны объясниться между собой.

В документах левых движений дается такая схема гибели советского строя: в 60-70-е годы плановая система показала свою неспособность ответить на вызов времени, оказалась менее эффективной, чем рыночная, и СССР проиграл состязание с развитыми капиталистическими странами. Разразился кризис, приведший к краху советского социализма. Предательство верхушки и т. д. — отягчающие болезнь обстоятельства. Но теперь, взяв все лучшее из советского проекта, мы «пойдем к обновленному социализму, где будем жить богаче, чем в СССР».

То есть, в этом вопросе многие авторитетные деятели оппозиции приняли, как очевидный факт, выводы, сделанные Горбачевым, Яковлевым и более мелкими «демократами». Отсюда — все последующие неувязки, туманности и даже невозможность критиковать противника по сути: он же демонтировал то, что и так потерпело крах. Сейчас, когда схлынул перестроечный и реформаторский угар и мы реально видим, что означает демонтаж советского строя, можно более разумно вернуться к вопросу.

Я думаю, что надо честно сказать людям: так зажиточно жить, как в послесталинское советское время, большинство наших граждан не будет очень долго и, возможно, никогда. Советский строй в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой во всем пространстве социально-экономических вариантов жизнеустройства. Сейчас даже трудно объяснить, как нас занесло в эту точку — настолько маловероятно в нее было пробиться.

Сегодня, видя, насколько слаб, податлив и греховен человек, как легко его соблазнить бусами и побрякушками, мы должны преклониться перед русским народом первой половины ХХ века. Он самоотверженно, на своих костях построил доброе, спокойное, экономное и щедрое общество. Хозяйство в нем было, в меру своего развития, необычайно, необъяснимо эффективным. Множество сил объединилось, чтобы нас с этой точки столкнуть, и это удалось. Сойдя, мы сразу оказались в глубокой трясине, и нас засасывает все глубже и глубже — по всем показателям, и материальным, и духовным. И даже нет гарантии, что мы вообще выберемся на какую-либо твердую кочку. Ничего же иного, подобного по эффективности советскому укладу, нам не светит. Возможно, для нас другой такой точки и нет.

Это — мое утверждение, к которому я пришел от критического отношения, общего для нашей интеллигенции, в результате интенсивного изучения, в течение пятнадцати лет, множества фактических данных и их философского, экономического и даже богословского толкования — как в России, так и на Западе. Как ни странно, примерно тех же взглядов, что и я, придерживаются люди, которые ничего не читают — ни «Правды», ни «Московского комсомольца». Особенно люди из сел и малых городов России. Эти взгляды у них выработала обыденная трудовая, тяжелая жизнь.

Ко многим левым идеологам я обращался с вопросом: по каким критериям вы обнаружили кризис, а тем более крах советского социализма? Мне отвечали даже с возмущением: да ты что, слепой, сам не видишь? Я честно признавал, что не вижу и прошу объяснить внятно, нормальным языком. Мне говорили: но ведь крах налицо, Запад нас победил. Да, но ведь это разные вещи. Разве убийца всегда прав?

Бывает, что красавцу-парню, здоровяку, какой-то хилый сифилитик воткнет под лопатку нож, и парень падает замертво. Можно ли сказать: его организм потерпел крах, видимо, был в маразме? Сказать-то можно, но это будет глупость. Из этого еще не следует, что наш строй был здоровяком, но следует, что факт убийства о здоровье убитого ничего не говорит.

Казалось бы, вопрос об эффективности советской экономики сейчас абсолютно ясен после того, как мы повидали в России экономику Гайдара-Черномырдина-Касьянова. Поначалу еще можно было подозревать их в каких-то злодейских замыслах, но сегодня-то видно, что лучше они в принципе сделать не могли. Дальше будет только хуже. Ликвидация плановой системы в СССР, кем бы она ни была проведена, привела бы именно к этому результату — немного хуже, немного лучше в мелочах.

Разрушение советской системы быстро и необратимо убивает науку, технологию и образование. РФ утрачивает облик цивилизованной страны, а значит, понятие экономической эффективности вообще теряет смысл. Огромные массы людей уже просто заняты поиском пропитания — образно говоря, заняты собирательством съедобных кореньев.

Мы не стали западным обществом рациональных индивидов, без сонма наших священных символов и сокровенных смыслов мы хиреем. Мы и не сможем в большинстве своем переползти в западное общество, разеваем рот, как рыба на песке — а дышать нечем. Традиционное общество с разрушенным миром символов и властью, утратившей авторитет — общество тяжело больное. Об этом говорилось в книге, и в Заключении я подчеркну тяжесть второго удара.

Последние десять лет мы были объектом небывало мощной и форсированной программы по созданию и внедрению в общественное сознание новой системы потребностей. С помощью экономических рычагов, средствами культуры и идеологического воздействия массу людей побудили отказаться от двух главных устоев советского жизнеустройства — нестяжательства и непритязательности. Этот отказ частичен, он не глубок и не осознан — но под его прикрытием идет разрушение всего здания нашей культуры.

Создание сильнейшего стресса (почти поголовное обеднение) в совокупности с мощной атакой СМИ привело к тому, что массовое сознание населения России расщеплено. Говорят даже об «искусственной шизофренизации» населения. Люди не могут сосредоточиться на простом вопросе — чего они хотят? Их запросы включают в себя взаимоисключающие вещи. В условиях обеднения усилились уравнительные архетипы, и люди хотели бы иметь солидарное общество — но так, чтобы самим лично прорваться в узкий слой победителей в конкурентной борьбе. И при этом, если удастся, не быть хищниками а уважать себя как добрых патриотов.

Это — не какая-то особенная болезнь России, хотя нигде она не создавалась с помощью такой мощной технологии. Начиная с середины ХХ века потребности стали интенсивно «экспортироваться» Западом в незападные страны. Разные страны по-разному и в разной степени закрывались от этого экспорта, сохраняя баланс между структурой потребностей и теми реально доступными ресурсами для их удовлетворения, которыми они располагали. У нас, например, осознание смертельной внешней угрозы, формирующей потребности «окопного быта».

Этот процесс протекал в СССР начиная с 60-х годов, когда ослабевали указанные выше защиты и мы стали, в общем, «сытым» обществом. Культурные и психологические защиты были обрушены обвально в годы перестройки под ударами всей государственной идеологической машины. При этом новая система потребностей была воспринята населением не на подъеме хозяйства, а при резком сокращении средств для их удовлетворения. Это породило массовое шизофреническое сознание и быстрый регресс хозяйства — с одновременным культурным кризисом и распадом системы солидарных связей. Монолит народа рассыпался на кучу песка, зыбучий конгломерат мельчайших человеческих образований — семей, кланов, шаек.

Когда идеологи и «технологи» планировали и проводили эту акцию, они преследовали, конечно, конкретные политические цели — в соответствии с заказом. Но удар по здоровью страны нанесен несопоставимый с конъюнктурной задачей — создан порочный круг угасания народа. Система потребностей даже при условии ее более или менее продолжительной изоляции обладает инерцией и воспроизводится, причем, возможно, во все более уродливой форме. Поэтому даже если бы удалось каким-то образом вновь поставить эффективные барьеры против «экспорта образов», какой-то новый железный занавес, внутреннее противоречие не было бы решено. Ни само по себе экономическое «закрытие» России, ни появление анклавов общинного строя в ходе нынешней ее архаизации не подрывают воспроизводства «потребностей идолопоклонника». Таким образом, перед нами возникла реальная опасность «зачахнуть» едва ли не в подавляющем большинстве.

В середине 90-х годов теплилась надежда на то, что биологические инстинкты (самосохранения и продолжения рода) поставят достаточно надежный заслон, чтобы преодолеть воздействие нагнетаемых с помощью идеологических СМИ потребностей. Время показало, что эти надежды тщетны — инстинкты без соединения с культурными защитами слишком слабы, чтобы справиться с современной технологией превращения людей в толпу.

Мы затягиваемся в новую «экзистенциальную» ловушку — как и перед революцией начала ХХ века. Вспомним, как она складывалась в тот период. До начала ХХ века почти 90 % населения России жили с уравнительным крестьянским мироощущением («архаический аграрный коммунизм»), укрепленным Православием (или уравнительным же исламом). Благодаря этому нашей культуре было чуждо мальтузианство, так что всякому рождавшемуся было гарантировано право на жизнь. Даже при том низком уровне производительных сил, который был обусловлен исторически и географически, ресурсов хватало для жизни растущему населению. И было можно выделять для сравнительно небольшой элиты достаточно средств для развития культуры и науки — создавать потенциал модернизации. Это не вызывало социальной злобы вследствие сильных сословных рамок, так что крестьяне не претендовали на то, чтобы «жить как баре».

В начале ХХ века, под воздействием импортированного зрелого капитализма это устройство стало разваливаться, но тот кризис был разрешен через революцию. Она сделала уклад жизни более уравнительным, но, в то же время, производительным. Жизнь улучшалась, но поддерживался баланс между ресурсами и потребностями — благодаря сохранению инерции «коммунизма» и наличию психологических и идеологических защит против неадекватных потребностей. На этом этапе так же, как раньше, в культуре не было мальтузианства и стремления к конкуренции, так что население росло и осваивало территорию.

После 60-х годов произошла быстрая урбанизация, и большинство населения обрело тип жизни «среднего класса». В массовом сознании стал происходить сдвиг от советского коммунизма («архаического крестьянского») к западной социал-демократии, а потом и либерализму. В культуре интеллигенции возник компонент социал-дарвинизма и соблазн выиграть в конкуренции — идея борьбы за существование и подавления «слабых». Ведь жить «как на Западе» можно было только создав внутри страны свой «третий мир». Из интеллигенции социал-дарвинизм стал просачиваться в массовое сознание. Право на жизнь (например, в виде права на труд и на жилье) стало ставиться под сомнение — сначала неявно, а потом все более громко. Положение изменилось кардинально в конце 80-х годов, когда это отрицание стало основой официальной идеологии.

Одновременное снятие норм официального коммунизма и иссякание коммунизма архаического (при угасании влияния Православия) изменило общество так, что сегодня, под ударами реформы, оно впало в демографический кризис, обусловленный не только и не столько социальными причинами, сколько мировоззренческими. Еще немного — и новое население России ни по количеству, ни по качеству (типу сознания и мотивации) уже не сможет не только осваивать, но и держать территорию. Молодежь не желает, да и по состоянию здоровья не может ни строить новую Братскую ГЭС, ни служить в армии. Такое население начнет стягиваться к «центрам комфорта», так что весь облик страны будет быстро меняться.

Таким образом, опыт последних десяти лет заставляет нас сформулировать тяжелую гипотезу: РУССКИЕ МОГЛИ БЫТЬ БОЛЬШИМ НАРОДОМ И НАСЕЛЯТЬ ЕВРАЗИЮ С ОДНОВРЕМЕННЫМ ПОДДЕРЖАНИЕМ ВЫСОКОГО УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ И ВЫСОКИМ ТЕМПОМ РАЗВИТИЯ ТОЛЬКО В ДВУХ ВАРИАНТАХ: ПРИ КОМБИНАЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ С АГРАРНЫМ КОММУНИЗМОМ И ФЕОДАЛЬНО-ОБЩИННЫМ СТРОЕМ — ИЛИ ПРИ КОМБИНАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОГО КОММУНИЗМА С БОЛЬШЕВИЗМОМ И СОВЕТСКИМ СТРОЕМ. ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ, ХОТЬ ЛИБЕРАЛЬНОМ, ХОТЬ КРИМИНАЛЬНОМ, ОНИ СТЯНУТСЯ В НЕБОЛЬШОЙ НАРОД ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ С УТРАТОЙ СТАТУСА ДЕРЖАВЫ И ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Выработать новый проект солидарного общества с полноценным универсумом символов — трудная задача, но без этого нас ждет угасание. Для решения этой задачи нам и надо восстановить в памяти и понять проект и реальность советского строя».

Увы, дважды вступить в одну и ту же воду не удавалось еще никому. Аминь.

Валентин Спицин


Рецензии
В начале 90-х я был одним из тех, кто надеялся на социализм с человеческим лицом, но, в отличии от большинства советских граждан, у меня, вроде бы, появилась возможность поучаствовать в этом практически. Вкратце я был тогда старпомом на гребешколове и мы с капитаном (имен называть не буду) предложили компании отдать нам это судно в аренду на условиях хозрасчета. Так-как я уже давно был кандидатом в капитаны, мы задумали работать вахтенным методом, двумя экипажами с ротацией в 1 месяц. До этого мы с капитаном получили достаточный опыт, работая в совместном экипаже на датском гребешколове. Хозяин платил команде из расчета 27% чистой прибыли, а мы подсчитали, что сможем работать 2-мя экипажами за 5-7%. Правда оставались сомнения, т.к мы не знали точно эксплуатационных расходов и это нужно было обговаривать с компанией. В компании над нами только посмеялись, т.к первый гребешколов в стране был золотым дном. Датчане продавали французам тонну гребешка за 18000 долларов, а компания тому же покупателю продавала ее за 10000 долларов. Кому шли откаты осталось тайной. Когда ко мне пришел следователь из ОБХСС и стал задавать вопросы, то интуиция подсказала мне: "Если хочешь жить - держи язык за зубами".
Следователь тогда сказал мне: "Ведь Вы же честный человек?! Если все мы будем молчать, то скоро они разворуют всю страну!" Но я уже тогда понял к чему приведет эта перестройка и решил уехать из СССР.
Я всю жизнь любил и люблю свою страну - СССР, но когда почувствовал, что все идет к концу, то интуитивно понял, что в новой стране мне не ужиться.
Я никогда не верил, что система себя исчерпала и понимал, что развал страны был не неизбежным, но злонамеренным.
Спасибо Вам за Ваши статьи, они подтверждают мои интуитивные убеждения, и, хотя это уже не имеет никакого значения, все-таки легче жить, зная, что есть люди, которые думают также как я.

Александр Блейхман 2   27.02.2017 12:31     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, как Вам американка? Правда, гений?

Валентин Спицин   27.02.2017 18:54   Заявить о нарушении
Да, мне нравится ее стиль и она очень много знает.

Александр Блейхман 2   27.02.2017 21:55   Заявить о нарушении