Рута майя 2012, или конец света отменяется 54
ДЕКАБРЬ 2012 ГОДА
Луис Альберто Буеналус нервничает.
Сегодня, 23 декабря 2012 года, в день 4 ахав 3 числа месяца канкин завершается тринадцатый бактун, и календарь майя обнуляется. Весь мир ожидает страшных потрясений вплоть до апокалипсиса.
Сегодня заканчивается тринадцатое четырехсотлетие и, как предсказано в стеле №6 из Тортугеро, произойдет нисхождение бога Болона-Октэ. Его приход сулит войны, разрушения и окончательный катаклизм.
Сегодня, 23 декабря 2012 года, произойдет его, Луиса Альберто, перевоплощение, и он спасет свою паству от гибели. Для свершения торжественного обряда глава секты истинного бога Болона-Октэ Тата, как его любовно называют «илюстрадос», посвященные, избрал площадь перед Зданием 1 археологической зоны Бекан.
Всех здесь принять невозможно, поэтому «крейентес», верующие, могут собраться и в других городищах зоны майя, где «посвященные» проведут ритуал кровопускания. И после перевоплощения сила бога Болона-Октэ подействует и на расстоянии и даст всей пастве спасение от неминуемой катастрофы.
Луис Альберто Буеналус, загримированный под майяское божество, ожидает в утренней предрассветной мгле своего выхода из близлежащего лесочка и восхождения на трехступенчатую платформу, которая усеченной пирамидой возвышается над площадью. Он ждет сигнала от главного жреца. Имя избранного накануне тайным голосованием «посвященных» главного жреца до сих пор неизвестно Тате.
Пока он ожидает, «илюстрадос» и «эхекуторы» с факелами в руках пускают среди верующих, собравшихся на площади, тыквенные пиалы и обсидиановые иглы. Каждый «крейенте», проткнув руку обсидиановой иглой, собирает кровь в пиалу, которую передает следующему. И слитая из пиал в большой керамический горшок кровь обретет силу сакральной субстанции всей паствы. Главный жрец поместит часть этой святой жидкости в Сакральный Сосуд с изображением Болона-Октэ и добавит алкогольный нектар. И наступит черед Таты.
Луис Альберто Буеналус сомневается. Да, этот тот самый Сакральный Сосуд, во имя которого он изучал майнистику и занимался исследованием керамики, во имя обретения которого он ввязался в эту страшную историю с русским коллекционером и чуть не поплатился. Но Болон-Октэ уберег его от подозрений, потому что именно он, Луис Альберто Буеналус, избранный. Арестовали только Педро. Конечно, жаль малого, он много лет служил Тате верой и правдой, и они были друзьями. И все же сам Буеналус лично Ветрова не преследовал и не убивал, да и приказа такого не отдавал, если уж на то пошло.
Да, это тот самый сосуд. Тот да не тот. Это точная копия той васихи. Добыть истинный сосуд так и не удалось. «Эхекуторы» безуспешно пытались выкрасть его у археологов, но он содержался за семью печатями. К счастью, несмотря на следствие по делу об убийстве русского коллекционера, качественные фотографии вновь обретенного сосуда были опубликованы в научном журнале «Arqueolog;a Mexicana». И его сектанты-умельцы изготовили точную копию сакральной васихи.
Луис Альберто Буеналус беспокоится. А что, если фальшивая васиха будет непригодна для перевоплощения? Безусловно, паства не подозревает, что сосуд фальшивый, да пастве это и безразлично. На самом деле об этом не знает никто, даже «посвященные». А умельцы считали, что копия изготовляется для музейных целей.
Он успокаивает себя тем, что перевоплощение предначертано давно, что Болону-Октэ ведомо, кто станет его воплощением на земле и, скорее всего, не столь важно, настоящая это васиха или ее копия, главное, там изображен сам ритуал.
Луис Альберто Буеналус предпочитает поверить в это. Он ждет, когда раздастся сигнал гонга, и он выступит из укрытия, гордо прошествует вокруг платформы и торжественно взойдет по ее ступенькам на верхнюю площадку. Там главный жрец протянет ему обсидиановый нож. Он прольет капли крови в керамический горшок, чтобы его святая кровь слилась с субстанцией всей паствы. Главный жрец затем зажжет курильницу, откуда священный дым поднимется к богам. Главный жрец подаст ему Сакральный Сосуд, и туда Тата тоже прольет капли свой святой крови.
И наступит решающий момент всей его жизни, свершится его предназначение на этой земле. Мелкими глотками будет он вкушать священный нектар, и с каждым глотком будет проникать в его существо, пока не вселится полностью, великий древний бог, первый владыка, сам Болон-Октэ. И он, Луис Альберто Буеналус, перестанет быть простым Татой, а превратится в живое воплощение бога на земле. И закрепится его владычество на земле, когда главный жрец вручит ему белую повязку.
Сегодня, 23 декабря 2012 года, когда завершится тринадцатое четырехсотлетие в день 4 ахав 3 числа месяца канкин, на восходе солнца он, Луис Альберто Буеналус, станет владыкой нового мира, господином людей, спасенных им от грядущей катастрофы.
Луис Альберто Буеналус волнуется. Этот внутренний трепет он приписывает исключительности момента. Доносится долгий звенящий звук гонга и постепенно эхо его заполняет все уголки древнего города.
Луис Альберто Буеналус делает шаг вперед, но чья-то рука ложится ему на плечо. Он с удивлением оборачивается. Его окружают люди. На них полицейская форма.
– Что случилось, господа? – спрашивает он в недоумении. – Сейчас не время…
– Сеньор Буеналус?
– Да, – он все еще не понимает, что происходит.
– Конец света отменяется. Вы арестованы.
***
– Андрей Михайлович! Гуров беспокоит.
– Добрый день, Максим Анатольевич! Давненько не общались.
– Да уж, с той мексиканской эпопеи и не созванивались, – признал Гуров.
– Чем могу быть полезен?
– А что, собирается ли российская майянистика каким-то образом встретить апокалипсис?
– Непременно, – засмеялся Танеев. – Соберемся в Центре мезоамериканистов, сначала поделимся научными достижениями, а затем плавно перейдем к большой гулянке по случаю конца света.
– Позволите прислать к вам корреспондента? Нам надо достойно закрыть эту тему в нашем журнале.
– Почему бы и нет? Присылайте, пусть молодой человек приобщиться к нашему апокалипсису…
– Я вообще-то думал направить к вам человека, не чуждого майяской древности. Только это девушка. Коль уж она весь год вела эту тему, пусть и завершает.
– Марину? Томину? – обрадовался Танеев и почему-то подумал о Беловежском. – Будем рады видеть ее в нашем Центре.
– Спасибо!
23 декабря 2012 года. Центр культуры и эпиграфики Мезоамерики в Москве. Российские майянисты с воодушевлением готовятся к встрече апокалипсиса. Это особенное сообщество людей. Они с нетерпением ждут даже официальную часть вечера, где предполагается несколько докладов, как непосредственно связанных с тематикой дня, так и просто о текущих научных изысканиях.
Первым в повестке дня значится доклад «Чего ждать от 23 декабря 2012 года?» Когда докладчик зачитал название, народ развеселился, намекая на неофициальную часть, дескать, знамо дело, чего ждать, большой пьянки, конечно.
Затем последовало коротенькое выступление справочного характера о Монументе №6 из городища Тортугеро, штат Табаско, где, когда и как он был найден, как и кем прочитан и что может означать сия информация о нисхождении бога Болона-Октэ. Следующий докладчик пытался разобраться в личности и функциях этого загадочного божества.
Последним в череде докладчиков выступал Александр Беловежский. Он поведал трагичную историю сосуда Ветрова, но поделился радостью, что весной сосуд удалось обнаружить. Фотографии сосуда, которые сам докладчик сделал еще на месте находки в Калакмуле, а также последующая публикация качественных снимков в мексиканском журнале, позволили, наконец, обратиться к исследованию надписей на вазе.
И Александр увлеченно углубился в эпиграфические подробности, аргументируя прорисовками иероглифов на слайдах. Он отметил, что, как обычно, владельческая надпись на венчике сосуда никак не связана с его иконографией. Изображение, похоже, иллюстрирует какой-то древний ритуал и, согласно иероглифическим подписям к изображенным фигурам, на сосуде действительно Болон-Октэ Кух, то есть бог Болон-Октэ. И теперь надо поломать голову над иконографией.
Внезапно Александр зацепил взглядом соседку Танеева. Лицо девушки оказалось знакомым. До боли. Ее присутствия здесь сегодня он никак не ожидал. Это была Марина Томина собственной персоной. И он невольно улыбнулся и добавил:
– Итак, будем считать, что Болон-Октэ уже снизошел на нашу вечеринку. Так что конец света отменяется.
– А вместо апокалипсиса объявляется большой праздник майянистики, – провозгласил Танеев. – Начало нового бактуна – четырехсотлетия. Не каждый день такое празднуем!
Беловежский поспешил к Марине. Они не виделись с тех самых пор, как она отвезла его в Каса де Роман в Коиштлауаке, где их бурно встречала вся экспедиция, и только утром она уехала в Мехико. До конца июня Александр работал в экспедиции Полонского, потом сменил ее на экспедицию в Гнездово под Смоленском. Марина, обретя доверие Гурова, много ездила по стране и писала. Конечно, они обменялись парой-тройкой писем по имейлу, и несколько раз созвонились, уже будучи оба в Москве. Она даже выражала желание как-нибудь встретиться, где-нибудь посидеть и повспоминать их приключения. Но это так и осталось на уровне «как-нибудь – где-нибудь».
– Ну, здравствуй, попутчица! – Саша сразу выбрал дружественно-фамильярную манеру общения. И Марина ее приняла, ответив так же.
– Нам, наверняка, есть о чем поболтать? – и он подмигнул ей.
– Да, надо как-нибудь встретиться.
Он поморщился и брякнул:
– Мы уже встретились.
Она немного смутилась:
– Я здесь по работе.
– А, ну, не буду тебе мешать.
Он собрался было отвернуться, но она виновато добавила:
– Саш, извини, я, правда, с удовольствием бы с тобой поболтала.
– Я понял. Не бери в голову.
Он отошел. Почему не клеилось их общение? Его раздражало, что они будто чего-то требовали друг от друга, предъявляли какие-то претензии друг другу. Если б они просто вели себя непринужденно, как старые знакомые! Почему это не получается? Потому что они не друзья? Дружба уже невозможна между ними? Или пока невозможна?
Оглянувшись, он с неприязнью заметил, что Томина как ни в чем не бывало беседует то с одним, то с другим его коллегами. И тут он похолодел. К ней радостно кинулся Роберт Валеев. Они приветственно обнялись и облобызались. Через минуту Марина обнималась с Аней Львовой. Этого Саша уже не видел: он обсуждал с Танеевым свое сегодняшнее выступление.
Через неделю Марина сама позвонила Александру и попросила его о встрече. Ей просто необходимо с ним поговорить и что-то ему передать.
Они встретились накануне нового года.
– Саша, у меня есть новости, которые тебе могут быть интересны, – сразу приступила к делу Томина, когда они устроились за столиком в кафе.
– Я весь внимание, – улыбнулся Беловежский.
– В Мексике арестован Буеналус.
Саша присвистнул.
– Гуров узнал продолжение этой истории от Леонардо, а тот от Рамиреса.
– О, знакомые все лица!
– Прикинь, мы оказались правы!
– В смысле?
– Буеналус возглавлял секту.
– Опа!
– Да, представляешь, он арестован 23 декабря в момент, когда собирался совершить какой-то обряд.
– Надо же! А как узнали?
– Рамирес завел дело на Гутьерреса за его противоправные действия в Калакмуле. Раскрутилась и наша авария. Мы же заявили о ней. Кстати, тот выплатил нам сумму, которую с меня взяла фирма по аренде.
– Круто!
– К тому же Гутьеррес оказался тоже членом секты, и он рассказал, что действовал по приказу того, кого «Пакаль» называл Педро. Помнишь, Льоса говорил, что снял видео, как нас преследовали. Имя этого человека было ему известно. Это одно и то же лицо. Педро арестовали. И потянулась ниточка.
– Ну, дела! А не выяснили, как тело Ветрова попало в Четумаль?
– Докопались и до этого. Но это жуткая история.
И Марина рассказала историю убийства и укрытия тела Ветрова. Беловежский от шока и возмущения не смог вымолвить ни слова, только горько покачал головой.
– Гуров сказал, что любыми средствами скроет это от Николая Андреевича. Так что это между нами.
Саша кивнул, все еще не в силах что-то сказать.
Постепенно они отвлеклись от грустной истории и стали болтать о том о сем. И внезапно Александр оживился:
– А ведь мы не случайно именно сегодня встретились.
– Как так?
– Мы же эту встречу назначили еще в Теуантепеке. Помнишь?
Марина, точно вспоминая, задумчиво проговорила:
– «В шесть часов вечера после конца света».
Она решительно подняла на него глаза и обезоруживающе улыбнулась. И Саша вдруг спохватился:
– Что же я? У меня же для тебя есть новогодний подарок.
Он извлек небольшую вишневую бархатистую коробочку для ювелирных изделий и протянул ее Марине. Девушка в недоумении уставилась на нее, побледнела и подняла чуть увлажнившиеся глаза на собеседника:
– Что это?
– Открой.
Она повиновалась. На темной шелковистой подушечке лежал кусочек зеленого обсидиана в форме сердечка. Это был наконечник стрелы, Сашина находка в Коиштлауаке, которую он выпросил у Полонского. Уже здесь, в Москве, он сделал из обсидиана кулон.
Марина положила камень на ладонь, его неровные грани играли дымчатым свечением. Саша глубоко вздохнул и отважился произнести слова, которые долго вчера репетировал, но опасался, что так и не решится сказать:
– Дарю тебе сердце.
Марина, будто в знак согласия, махнула своими длинными темными ресницами, и улыбнулась:
– Спасибо!
Она достала из сумки плоский прямоугольный сверток в красивой рождественской бумаге.
– И у меня для тебя подарок.
– Что это? – в свою очередь поинтересовался Саша.
– Это сборник моих видений, – лукаво склонив голову на бок, промолвила она.
Он осторожно развернул бумагу. Перед ним лежал декабрьский спецвыпуск журнала «Кругосветка» с собранными в одном номере Мариниными статьями о Мексике.
– Это наши видения, – засмеялся Саша. Он потянулся к девушке и накрыл ладонями ее руки. Она рук не отдернула, а смело посмотрела на него ясными серымии глазами.
На обложке журнала значилось: «Рута майя-2012, или конец света отменяется».
(Конец)
Свидетельство о публикации №217012200200