Следуя за сталкером

Пожалуй,  сначала  буду  пользоваться  местоимениями.  Не  столько  ради  сохранения  интриги,  сколько  для  того,  чтобы  избежать  излишней  патетики…  Которая,  как  мне  кажется,  весьма  опасна  тем  (особенно,  если  заложена  в  первых  строках  текста),  что  может  сразу  же  насторожить  разборчивого  читателя  и  вызвать  недоверие  как  к  сочинению,  так  и  к  самому  сочинителю.  Нет,  я  вовсе  не  гонюсь  за  громкой  популярностью  и  не  ожидаю  чудесного  превращения  собственного  тщеславия  в  литературные  премии  и  миллионные  тиражи.  Мне  не  нужна  писательская  слава.  Обойдусь  как-нибудь  без  неё.  Однако  я  кроме  всего  прочего  являюсь  читателем.  Своих  творений  в  том  числе…  В  отношении  к  которым  пытаюсь  быть  особенно  строгим…  Настолько  строгим,  что  до  сих  пор  так  и  не  смог  определиться,  чего  во  мне  больше:  диссидентской  критичности,  старшинской  придирчивости  или  старческой  занудности…  Как  и  не  смог  избавиться  от  постоянного  страха  разувериться  в  себе.

Итак,  Она  и  Оно.

Эти  два  разнополых  близнеца  довольно  похожи.  Порой  различить  их  бывает  невозможно.  Поэтому  для  простоты,  а  также  для  окончательного  освобождения  от  досадных  промахов  и  назойливого  конфуза  неузнавания  в  народе  решили  считать  их  синонимами.

В  определённом  смысле  так  и  есть.  Это  случается,  когда  они  совпадают.  Точнее,  Она  всегда  является  Им,  а  вот  Оно  далеко  не  всегда  является  Ей.

Эти,  на  первый  взгляд,  весьма  туманные  выводы  сигналят  о  том,  что  мы  уже  стоим  у  входа  в  Зону.  Дальше  идти  опасно.  Можно  попасть  в  ловушку  или  навсегда  заблудиться.  Требуется  сталкер.

Где  его  найти?  В  первоисточнике,  или  в  его  киноверсии?

Разумеется,  в  фильме.  Там  гораздо  больше  аргументов.  Целая  вереница…  Авторитетная  и  неопровержимая…  Даже  без  учёта  заманчивого  полумрака  кинозала,  кожаного  кресла-трансформера  и  внушительного  ведёрка  с  попкорном...  Для  правильного  выбора  вполне  хватило  бы  известного  ленинского  афоризма,  сурового  обаяния  Кайдановского  и  громкого  имени  прославленного  режиссёра…  Который,  по  собственному  признанию,  «легально  коснулся  трансцендентного»…
   
Пока  не  станем  следовать  его  примеру…  Может,  как-нибудь  потом  прикоснёмся  и,  возможно,  даже  пощупаем…  А  сейчас  нам  бы  с  этими  местоимениями  разобраться.  По  нехитрому  замыслу  автора  они  непременно  должны  раскрыться,  сопровождая  нас  в  непростом  поиске  вожделенной  Комнаты.

Откладываем  книгу  и  смотрим  на  экран.

Она.

Чёрно-белое  начало  не  только  указывает  на  Её  отсутствие  здесь  и  сейчас,  но  и  намекает  на  Её  обязательное  появление  чуть  позже…  Когда  туман  рассеется  и  зритель  облегчённо  вздохнёт,  убедившись,  что  ещё  не  разучился  различать  цвета.  Да,  Она  цветная,  и  это  первое  Её  качество.  Кроме  того,  унылые  декорации  призваны…  Нет,  не  нагонять  тоску…  Они  должны  помочь  нам  понять,  что  именно  тут,  среди  них,  в  окружении  этих  мокрых,  облупившихся,  серых  стен,  в  этой  хлюпающей,  депрессивной,  зловещей  атмосфере…  и  находится  идеальное  место  Её  рождения…  Понять,  почему,  едва  вылупившись,  Она  оставляет  эти  безнадёжные  места…  Отрывается  от  земли,  взлетает,  окрашивается  в  яркие  цвета,  обретает  лёгкость  и  расплывчатые,  больше  похожие  на  космические,  чем  на  земные  формы…  В  какой-то  момент  останавливается  и  ждёт  нас…  Чаще  всего  в  конце  жизни…  Многоликая  и  настолько  разнообразная,  что  порой  наше  воображение  лишь  растерянно  озирается,  не  в  состоянии  ухватить  ускользающие  черты  и  написать  Её  узнаваемый  портрет.  Мы  нервничаем,  торопимся,  всячески  пытаемся  приблизить  встречу  с  Ней…  Поэтому  так  решительно  покидаем  насиженные  места  и,  рискуя  здоровьем  и  даже  жизнью,  отправляемся  вместе  с  Профессором  и  Писателем  на  поиски  заветной  Комнаты.
   
Оно.

При  первых  же  чёрно-белых  кадрах  зрителю  не  терпится  поскорее  оказаться  в  привычном  цветном  мире…  Что  свидетельствует  о  Его  присутствии...  Оно  уже  здесь…  Рядом…  В  нас.  Оно  чаще  всего  приземлённо…  Постоянно  копошится  вокруг,  тревожит,  по-буддийски  причиняет  страдания  и,  как  правило,  не  собирается  никуда  лететь.  Поэтому  рано  или  поздно  растерянное  воображение  натыкается  на  Него,  ошибочно  принимает  за  Неё  и  быстренько  рисует  Его  попсовый  портрет.  Так  обычно  и  происходит  незаметная  подмена  в  нашем  восприятии  этих  разнополых  близнецов.  Нам  кажется,  что  Оно  –  это  Она,  и  мы  на  какое-то  время  успокаиваемся.  И  объявляем  об  этом  друзьям:

-  Я  счастлива!  Наконец-то  осуществилась  мечта  всей  моей  жизни!  Я  пересела  из  «Лады»  в  «Мерседес»!

Этот  вполне  типичный  возглас  достиг  моих  ушей  в  кафе.  Прилетел  с  соседнего  столика,  проник  в  сознание  и  реанимировал  давние,  почти  забытые  мысли  о  Ней  и  о  Нём.  О  двух  разнополых  близнецах,  известных  под  именами  Мечта  и  Желание.  О  нестареющем  советском  фильме,  его  героях  и  Комнате…

Едва  разогнавшись  после  нескольких  глотков  эстонского  ликёра,  мои  слегка  захмелевшие  мысли  вынуждены  были  притормозить  и  сделать  остановку  в  этом  киношном  загадочном  помещении,  которое  в  реальной  жизни,  в  собственной  ежедневной  суете  осталось  мною  незамеченным…  и  которое  впопыхах  проскочил.

В  том,  что  Комната  существует  не  только  на  экране,  но  и  где-то  рядом  со  мной,  я  не  сомневаюсь,  поскольку  много  лет  назад  глубоко  уверовал  в  версию  режиссёра…  Более  того,  я  убеждён,  что  однажды  побывал  в  ней…  Что,  ни  о  чём  не  подозревая,  находился  в  её  стенах  и  каким-то  непостижимым  образом  доверил  ей  свою  Мечту…  Может,  беззвучно  поведал  во  сне…  Может,  прошептал  в  бреду.  Не  знаю.  Зато  знаю  точно,  что  Мечта  моя  осуществилась…  Что  все  те  смутные,  расплывчатые  образы,  которые  давным-давно  грезились  мне,  вдруг  пару  лет  назад  ожили,  наполнились  конкретным  радужным  содержанием  и  сделали  меня  счастливым.

А  ещё  я  допускаю,  что  вся  наша  жизнь  и  есть  эта  Комната.

Где  единолично  хозяйничает  наша  судьба,  мастерски  жонглируя  своим  главным  желанием,  которое  мы  простодушно  присваиваем  себе  и  нежно  называем  своей  Мечтой….


Рецензии
Утончённый, звенящий, мастерский слог! Тема такая бесконечная - комнаты, желания, мечты... Тарковский наснимал ребусов, которые ввели его ещё дальше в зрительно-ассоциативные заблуждения, лишь прикоснувшись с этой многоликой теме про смысл жизни. Нет никаких комнат, где сбываются мечты - это такая сладкая нега от Димы Белана и его единомышленников с микрофоном. Во время чтения ко мне пришла забытая мысль - нам не надо никуда мечтать - мы пришли из совершенства - комната внутри нас. Реальность иронично с нами заигрывает и подталкивает через испытания - иди обратно - иди к самому себе - там гармония. В недосказанности Ваших размышлений и есть наслаждение, которое находит читатель - каждый по своему. Спасибо!

Герман Лён   20.04.2017 09:43     Заявить о нарушении
Рад Вашему отзыву, Герман!

Воспринимаю его, как продолжение и дополнение моей миниатюры... Меткое, красивое, изящное)))

Абсолютно согласен, что комната внутри нас.

Спасибо!

Валерий Хорошун Ник   20.04.2017 09:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.