7. Легендарный БОС

НА СНИМКЕ: Б.О. Солоноуц


Если в университете и надо ставить кому-либо памятник, так это Борису Осиповичу Солоноуцу – БОСу.

Да, идея создания университета по системе физтеха была Лаврентьева, Соболева и Христиановича. Да, первым ректором был Илья Несторович Векуа. Но создателем новосибирского университета и его духа был Борис Осипович Солоноуц. Он был носителем этого духа в МФТИ, – он и принёс его в новосибирский университет. Потрясающая по мощи фигура.

Уже написав все это, я, побегав по интернету, нашёл в воспоминаниях академика С.Т. Беляева «Через три круга физтеха» несколько строк о Солоноуце в период создания Физико-технического института (знаменитого физтеха) в период, когда сам Спартак был студентом его второго курса. Он перешёл туда с 1-го курса физфака МГУ.

Спартак пишет, что «всё только начинало образовываться, многое решалось спонтанно, наощупь.

Управлять всем этим хаотическим процессом мог только выдающийся человек. Им явно был Борис Осипович Солоноуц (или, как было общепринято, БОС), хотя и не формальный, но действующий декан. Он был центром всего, все знал и решал. Для первых студентов Физтеха БОС был главным наставником, к нему обращались по всем вопросам и всегда получали помощь. (Через много лет мои контакты с ним возобновились и продолжались до его кончины)».

Спартака Тимофеевича в 1965 г. начали сватать на должность ректора Университета. Он долго отказывался, но, в конце концов, как он пишет, «его дожали».
Не могу не привести его длинную цитату об этом:

«… Сдвиг произошёл, благодаря беседам с академиком В.В. Воеводским… Последние сомнения из меня выбил Александр Данилович Александров. Я пытался понять задачи и ответственность ректорской должности, выпытывая его опыт ректорства в ЛГУ. Любитель парадоксальных высказываний, он выдал мне: «Ваше главное преимущество как раз в том, что Вы никогда не занимали никаких административных постов». Я понимал это так: «Никаких готовых рецептов ждать не следует, надо самим думать и решать». Потом я понял, что на практике эта формула, к сожалению, требует дополнения – «всячески преодолевая внешние препятствия».

Но это я чуть отвлёкся. И вот, наконец, основная цитата о Б.О. Солоноуце:
«Не хочу здесь углубляться в трясину внешних обстоятельств (министерство, обком и т.д.) и их преодоления. Хочу лишь отдать дань глубокого уважения и благодарности за поучительные беседы и многочисленные практические советы Борису Осиповичу Солоноуцу, легендарному физтеховскому БОСу. Лаврентьев, зная о его явно неординарной роли в практическом воплощении идей Физтеха, пригласил БОСа в Новосибирск для аналогичной роли в НГУ. К сожалению, он пробыл там недолго, не найдя, по-видимому, взаимопонимания с Векуа. (Этот момент БОС никогда не затрагивал в наших беседах, но зная обоих, не могу представить рядом сановное достоинство одного и кипучую энергию, и инициативность другого.) Почти каждый раз, оказываясь в Москве, я приходил в его маленькую уютную квартиру в старом деревянном московском доме, и мы долго за чаем обсуждали дела на Физтехе и в НГУ».

Борис Осипович был знатоком науки «преодоления внешних препятствий» в нашем социалистическом государстве, и, конечно, мог многое рассказать начинающему ректору, которого «бросили» в «трясину внешних обстоятельств». Но не надо забывать, что за спиной у Солоноуца, Векуа, а потом и Беляева стоял Михаил Алексеевич Лаврентьев, умело решавший вопросы «на самом верху».

Кто бы, что ни говорил, совершенно очевидно, что всей жизнью в Университете в первые годы управлял Борис Осипович Солоноуц, казавшийся совершенно незаменимым. Его душой. Мотором всех дел. А для студентов он был просто отцом родным.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/22/415


Рецензии