Перестройка, 1998 год. Дефолт

Продолжение. Начало см.:
http://www.proza.ru/2016/10/18/945


17 августа 1998 года Кириенко С. В., в апреле назначенный Председателем Правительства, объявил о дефолте, курс рубля рухнул почти в 3 раза. Среди населения началась паника, люди массово ринулись забирать вклады из банков, а затем в обменные пункты — скупать твёрдую валюту на все оставшиеся наличные рубли.

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов. В те годы жёсткая денежная политика (сдерживание инфляции за счёт отказа от эмиссионного финансирования госбюджета и за счёт удержания завышенного курса рубля) сочеталась с мягкой бюджетной политикой (необоснованно раздутые бюджеты, принимавшиеся Госдумой и подписывавшиеся президентом Ельциным).

Толчок к возникновению кризиса дали два внешних фактора: резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса (основной статьи российского экспорта) и кризис в Юго-Восточной Азии, вспыхнувший в середине 1997 года. Вследствие резкого снижения спроса на энергоносители, цена на нефть марки Брент снизилась с 23,6 долларов за баррель в декабре 1996 года до 16,5 в январе 1998 года и до 12,3 в августе 1998 г. Вслед за нефтью подешевел и газ.
Резко упали доходы России от продажи углеводородов.

Для стабилизации ситуации Правительство РФ и ЦБ РФ пошли на экстраординарные меры. 17 августа 1998 года был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Одновременно было объявлено об отказе от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, до того искусственно поддерживаемого (в сторону завышения) массивными интервенциями Центробанка России.

Последствия кризиса серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля упал за полгода более чем в 3 раза — с 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года.
Негативные результаты состояли в том, что было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода, несколько банков объявили о банкротстве.

Вкладчики разорившихся банков потеряли вклады, сбережения населения обесценились в пересчёте на твердую валюту, упал уровень жизни, количество получающих пособие по безработице удвоилось. Одновременно произошёл политический кризис: вскоре после дефолта ушли в отставку премьер-министр Сергей Кириенко и глава ЦБ РФ Сергей Дубинин. Новым премьером был утверждён Евгений Примаков, его первым заместителем - коммунист Юрий Маслюков, а руководителем ЦБ — Виктор Геращенко.

Вместе с тем, шок, который испытала экономика, а также изменения в экономической политике правительства и ЦБ, последовавшие после смены их руководства, оказали положительное влияние на её развитие. В частности, возросла экономическая эффективность экспорта, то есть экспортноориентированные предприятия получили дополнительные преимущества в конкурентной борьбе на внешнем рынке; предприятия, производящие продукцию для внутреннего рынка, повысили свою конкурентоспособность за счёт того, что иностранная продукция резко возросла в цене; произошли многие структурные изменения в экономике. Кризис был краткосрочным и сменился весьма масштабным подъемом.

К моменту назначения Кириенко в России вот-вот должна была рухнуть финансовая пирамида государственных краткосрочных обязательств (ГКО), запущенная при премьере Черномырдине; доходность ГКО составляла в 1998 г. 140% годовых. Позже иностранные держатели ГКО вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму (около 1 % от суммы долга). Основные потери понёс швейцарский банк CSFB, контролировавший до 40 % рынка (попросту надули).

В программной речи перед Госдумой Кириенко сообщил, что «экономике России нанесён тяжёлый удар азиатским финансовым кризисом». В результате кризиса мировые цены на нефть упали до уровня 10 долларов за баррель с  тенденцией к дальнейшему понижению.

Общий объём годового государственного бюджета России в 1998 г. составлял около 20 млрд долларов, при этом накопленный долг по зарплатам в РФ — около 70 млрд долларов, а совокупный внешний долг — около 170 млрд долларов. Последствия азиатского кризиса ещё не стали в России для всех очевидными, предупредил Кириенко, но неизбежные потери федерального бюджета новый премьер оценил в 30 млрд долларов. Фактически уже в первые дни работы Кириенко обнаружил, что ситуация с финансами намного хуже, чем он ожидал. Средств федерального бюджета не хватало даже на исполнение текущих обязательств государства перед бюджетниками. Ресурсов для выплаты внешних долгов тем более не оказалось.

По мнению директора Бюро экономического анализа Леонида Григорьева, с нами произошло то, что происходит с любой другой страной, живущей за счёт продажи сырья. При такой структуре производства экономика подвержена циклам. Поэтому надо было разумно тратить валюту и готовиться к тому, что вслед за подъёмом непременно наступит спад.

Но не на тех напали. У нас всё пошло, как в басне Крылова про стрекозу. В 1995-1996 годах, когда цены на сырьё были высокими, мы всё пели - с песнями и плясками проводили выборы президента. Вместо того, чтобы вкладывать деньги в производство, дружно их проматывали: банкиры строили офисы, средний класс осваивал Канарские острова.

[То же самое, один к одному, повторилось и при Путине: более 10 лет разбазаривали миллиарды халявных нефтедолларов, а когда цены на нефть обрушились, власти начали выжимать последние копейки не только из работающего населения, но и из нищих стариков и старух.]

Спустя год цены на нефть и прочие виды сырья упали на 30%, и начался финансовый кризис. Денег в бюджете стало категорически не хватать. В Думе всё пытались выяснить, кто в этом виноват и куда деньги деваются. А между тем азиатский кризис набирал обороты. Некогда грозные "азиатские тигры", страны, в которых ещё совсем недавно прирост производства составлял 8-10%, валились, как подкошенные. Первый сигнал прозвучал ещё в августе прошлого года, когда кризис накрыл Южную Корею.

А дальше сработал эффект домино. Падение производства в Южной Корее, Индонезии и примкнувшей к ним Японии, странах, валовой продукт которых составлял четвёртую часть мирового ВВП, неизбежно должно было привести к резкому снижению спроса на энергоносители, падению цен на них. От этого в первую очередь пострадали поставщики сырья. Мы оказались всего лишь одним из звеньев в этой цепочке. Вслед за тем кризис перекинулся на Латинскую Америку. Эквадор и Колумбия срочно девальвировали национальные валюты. Сейчас на грани краха оказалась Бразилия. Готовится к девальвации Венесуэла. Финансовый кризис грозит Аргентине, у которой мы собрались перенимать опыт, полагая, что стоит найти умного премьера, и он, как барон Мюнхгаузен, за волосы вытащит себя и всю трану. И тогда утраченный рай снова вернётся.

Аналитики предупреждают: то, что рухнуло 17 августа, не вернётся уже никогда. Мы так жили по недоразумению. Теперь с этим недоразумением покончено, всё встало на свои места. Нам придётся начинать всё сначала. Но голода не будет. Если мы сумеем провести грамотно переговоры по внешнему долгу, восстановить банковскую систему и импорт. Сделать это непросто, но другого выхода, как уговорить иностранных инвесторов подождать, - нет.

До конца года нам надо выплатить 4,6 млрд. долларов. А в будущем году ситуация ещё хуже: мы должны будем выплатить 14-18 млрд. долларов. Таких денег у России нет и не предвидится. А если мы в одностороннем порядке не станем платить, страну могут объвить банкротом. И мы окажемся на положении Северной Кореи. Продукты - по карточкам. Вся страна выстраивается в огромную очередь.

Подробнее о событиях августа 1998 г. сказано в статье
"Краткая история Дефолта 17 августа 1998"
http://pioneer-lj.livejournal.com/470864.html



Продолжение см.
http://www.proza.ru/2017/01/24/448


Рецензии