Дорогие мои старики... часть 3

         Часть 3           Нейтральная зона         
 
       В 2015…2016 г.г. мне пришлось десятки раз  выезжать в Украину (Северодонецк, Харьков, Беловодск, Станица Луганская) за оформлением и получением пенсии себе и жене. Образовалось много фирм и фирмочек, которые оказывают услуги по доставке пассажиров в указанные пункты. Попасть из ЛНР в Украину и обратно можно тремя маршрутами:  1) через Майорск-Зайцево-Артёмовск- Харьков ; 2)через Краснодон-Изварино- Донецк(рос.)-Белгород-Харьков; 3) через Станицу Луганскую-Северодонецк-Харьков.
                Первый маршрут. Прямого сообщения нет. От дома забирает фирменный микроавтобус, рано, в 4 утра. Едем по просёлочным дорогам до Горловки, где контрольно – пропускной пункт (КПП) ДНР.( Здесь нас проверяют по компьютерной базе, зачем?). Жара 30 градусов. Стоим в очереди 5 часов, некоторые люди падают в обморок. Далее фирмач довозит нас до Майорска. Здесь перевал-база. Опять ждём автобус, чтобы проехать нейтральную зону до Зайцево. Очередь человек 200.Воды нет, туалеты загажены. Попали где – то на 3-тий автобус, заполняют плотно, последних людей буквально запихивают. А что, водителю нужна выручка, а людям быстрее уехать! Стоим плотно: ни шелохнутся, ни вздохнуть, благо  ехать минут 40. Приехали в Зайцево, вываливаемся и бегом на украинский  КПП. Здесь тоже очередь человек 300. Жара, хорошо хоть  волонтёры выдали нам бумажные шапочки от солнца. Прошли таможенный и пограничный контроль где – то через 3 часа. И опять бегом на автобус, который довезёт нас до Артёмовска (за отдельную плату, как и предыдущий). От  Артёмовска до Харькова  едем на автобусе фирмы и приезжаем где-то в 16 часов. Спрашивается, зачем нас, граждан Украины, проверяют на украинском  КПП по компьютерной базе на наличие электронного пропуска, зачем вообще эти пропуска, если мы перемещаемся внутри страны? Можно согласиться на таможенный контроль на наличие у нас оружия и взрывчатых веществ, поскольку мы едем из зоны АТО, с предъявлением одновременно украинского паспорта.  И всё!  Это ещё одно звено в цепочке унижений, которые мы испытываем каждый день.        Нас покинули почти все операторы мобильной связи. МТС.UA (Vodofone) своё оборудование не обслуживает, поэтому связь отвратительная. Оплату за мобильную связь можно провести только через посредников по завышенному тарифу. Пенсионной банковской карточкой Ощадбанка можно рассчитываться и снять деньги со счёта только в Украине, поскольку Ощадбанк закрыл свои       отделения в ЛДНР.  Вот поэтому и едут тысячи пенсионеров ЛДНР в Украину, чтобы получить деньги. Кстати, мобильные операторы и банки России также не пришли к нам, а хотелось бы.
        Второй маршрут. Он пролегает через КПП Изварино, далее по России до КПП Белгород- Харьков. По времени – это самый продолжительный маршрут. В зависимости от того, сколько простоишь на КПП, проезд занимает от 16 до 36 часов. Процедура обычная, но многочасовая – сначала на КПП «Изварино» ЛНР проходим выборочный таможенный контроль, затем паспортный, затем  на КПП «Изварино» России более тщательный контроль с рамкой и просвечиванием вещей, а также паспортный и фейс – контроль. Ночью проезжаем Россию с небольшими остановками на заправку и туалет. Заснуть почти не удаётся. Учитывая возраст, поездка  очень утомительна.
         Третий маршрут. По этому маршруту из Луганска маршруткой добираемся до моста через Северский Донец , на одном берегу которого находится пост ЛНР, а на другом- КПП «Станица Луганская» (Украина). Возле КПП стоянка автобуса на Харьков. Вышел я из дома в 4-30 утра, приехал в Харьков в 23-00. Основные злоключения пришлось претерпеть при поездке в Станицу Луганскую, которую мне пришлось посещать ни один раз для снятия денег с банковского счёта, т.к. это ближайший путь в Украину.
          Особенно мне запомнилась последняя поездка. 23.12.16, пятница. Встал в 4 утра (вернее, разбудил родной брат жены – он остаётся с женой, когда я отлучаюсь надолго). Вышел в 4-30, на улице темно, идти страшно одному, к тому же комендантский  час, могут прихватить. Дошёл до  остановки за 15 минут, по дороге, которая свободна от снега и льда. Где-то в 4-55 пришла первая маршрутка, которая заходит в гараж для получения путёвки и медосмотра. В 5-15 был уже на начальной остановке, откуда отходят автобусы на Станицу Луганскую. Занял очередь, по ощущению попадаю где-то на 2-ой автобус. Но не тут-то было! Оказывается, списки составляются ещё с вечера, устраиваются переклички, а свободные номера организаторы очереди продают! В списках числится порядка 200 человек. Все они начали подходить и становиться впереди. Порядка никакого нет, организаторы списков берут верх. Короче, в 7-00 пошли первые автобусы, я оказался в четвёртом. Автобусы набивают битком, по 40…60 человек ( в зависимости от типа автобуса). В это время слышны крики таксистов, которые предлагают за 350 руб. довезти до места и «Вы будете в первой сотне!» (проезд  в автобусе стоит 10 руб.).
                Приехали на пост ЛНР «Князь Игорь», что на въезде в станицу и стояли в закрытом, битком набитом автобусе,   до 8-30. Некоторым стало дурно. Стоят 2 колонны: в одной – наши автобусы ( за нами выстроилось 5 автобусов и ещё подходят), в другой – легковые машины, микроавтобусы, такси, некоторые из которых приехали ещё с вечера. Начали пропускать машины на нижний КПП: 10 легковых машин – один автобус, наперегонки, кто быстрее. Доехали до нижнего поста, двери открылись и люди бегом, с сумками, тележками – быстрее занять очередь, а очередь всё увеличивается и увеличивается,  в том числе и за счёт тех людей, которых привезли таксисты и через своих людей ставят впереди. Короче, впереди около300 чел. выстроилось и сзади столько же. Никакого порядка нет. Сам пост представляет гнетущее впечатление. Туалеты в безобразном состоянии, загажены, двери оторваны. Многие идут в посадку, хотя она огорожена ленточками и знаками «Мины». Кругом кучи мусора, стоит вонь, ветер разносит бумагу и кульки. Единственное светлое пятно - это недавно открытый пункт обогрева « Международного Красного Креста», где можно отдохнуть и выпить стакан чая или чашечку кофе ( кстати обстрелянный ВСУ, благо бетонные блоки спасли от жертв). Чувствуется, что ситуация не контролируется властями ЛНР и ничего не делается для её исправления. Взять хотя бы очередь. Можно организовать проходы «змейкой» (для экономии места), установив стационарные или переносные заборы. Можно на выезде из города организовать многоместный пункт таможенного и паспортного контроля, от которого зарегистрированные  люди садятся прямо в автобус и отправляются на нижний пункт, где проходят по талонам с указанием порядкового номера регистрации (он же является номером очереди). При необходимости можно установить электронное табло, на котором отмечается ход пропуска людей через пост.                Люди  идут через переход по разным причинам: одни добираются до автостанции и далее в города и села Украины к родственникам или по делам, другие - в станицу за покупками или пенсионным делам. Большинство – граждане ЛНР, и кому как ни властям ЛНР, её депутатскому корпусу, общественным и благотворительным организациям обратить внимание на эти безобразия и навести должный порядок.
            В 9-00 военные начали пропускать людей для прохождения регистрации. По прежнему идём толпой, лишь перед самым кордоном нас выстраивают по 5 человек. Поступает команда: « Три пятёрки – марш!» И все бегом устремляются на таможенный пункт ( 50 м.), где проверяют выборочно багаж  и выдают талон с фамилией  о прохождении осмотра, затем паспортный контроль. Здесь работают всего 2 окна, очередь идёт очень медленно (в основном из – за этого такие длительные задержки –от 3 до 5-ти часов!), т.к.паспортные данные заносят в компьютер и сверяют с базой на отсутствие нарушений.
            Далее гонки продолжаются. Впереди нейтральная зона длиной 1 км. до украинского поста. Дорога не чищена, снег вперемешку с песком, а под ним лёд.  Идти очень трудно. Кроме того, один пролёт моста через Сев. Донец взорван ( благо на сухопутной её части). Там установлены временные деревянные сходни: длинные доски, скреплённые поперечными планками. Планки износились, забиты снегом и льдом, притом сходни довольно крутые, длиной метров 8 и шириной метра 2. Люди по ним спускаются и поднимаются с тележками с грузом до 100 кг. и более ( с грузом, в основном, едут со стороны станицы). Сейчас везут грибы, яблоки (польские, в обход санкций) и туши свинины. Летом – овощи, фрукты, клубнику. Передвигаться по этим сходням можно лишь держась за перила, которые местами сломаны. Со стороны смотреть – цирковые номера: одни поднимаются, другие спускаются, еле расходясь. Или ждут, когда пройдут одни, затем другие.
          Наконец, украинский пост. Очереди здесь небольшие, т.к. на паспортном контроле работают 4 окна. Кроме паспортного контроля каждого проверяют на наличие электронного пропуска, который выдаёт Служба безопасности Украины  (СБУ) сроком на один год. Для получения пропуска необходимо зайти на сайт СБУ, зарегистрироваться, ответить на задаваемые вопросы ( при этом указать вескую причину для получения пропуска – оформление и получение пенсии – не проходят!), получить пароль и логин и ждать ответа до 10 дней( для ВПЛ указать место и адрес временного проживания). Через год надо оформить продление. Тех людей, которые не имеют такого пропуска или не оформили вовремя продления,  в Украину не пропускают.  Не у всех людей пожилого возраста есть компьютеры, не все могут им пользоваться, поэтому процветает служба посредников, которые за определённую мзду выправляют людям пропуска. Судя по количеству проходящего контингента денежные суммы проходят немалые.
           Закончили прохождение поста в 12-30 и бегом по пересечённой местности, закоулками и переулками, к банкомату Ощадбанка, который находится где – то в 600…700м. от поста ( бегом – это громко сказано, т.к. дыхания не хватает, да и дорога скользкая – быстро не пойдёшь). Первый на пути банкомат пропускаю, т.к. очень большая очередь. Подхожу ко второму банкомату, записываюсь -392!, хотя в наличии людей немного. Пошёл записаться в очередь ещё в один банкомат, который находится  напротив, в помещении магазина. Не тут – то было! Оказывается,  банкомат взломали и с тех пор его не установили. Получается на всю станицу 2 банкомата. Правда есть ещё один в Новой Кондрашевской, куда  отвозят за 50 грн. (там якобы нет очереди). Короче, пришлось простоять до                16 -30, т.к. в первом банкомате кончились деньги и  все кинулись к нашему банкомату. «Я здесь стояла!» Ругань, грызня, давка. У многих не выдерживают нервы – хватаются за грудки. С горем пополам удалось снять деньги себе и жене - и бегом на украинский КПП, чтобы успеть во время пройти контроль, т.к. они работают до 18 -00, и вернуться в Луганск. 

                Очередь огромная, до самой автостанции, человек 300. Каким – то чудом удалось, как говориться, ухватится за последний вагон – пройти на территорию КПП. За нами пропуск людей прекратили.  Осталось ещё человек 50. Какова их судьба – не знаю. Летом волонтёры определяли людей по пустующим помещениям, больницам, клубам. Как на этот раз – неизвестно, возможно за определённую мзду их пропустят. Представляете состояние этих людей. Света нет ( освещение только от света фар подогнанных машин, в станице отключение электроэнергии), впереди -  полная неопределённость. Люди согласны на всё, лишь бы попасть домой.
               Для прохождения таможенного контроля показываем провозимые вещи, получаем именной талон, который вместе с паспортом подаём в одно из 4-х окошек пограничного  контроля. Проверка по базе данных, штамп на талон – и вперёд!
            Далее – нейтральная зона! Темнота кромешная, а надо пройти километровый путь всё по той же дороге из каши снега и воды. Приходиться идти на  ощупь, из темноты возникают сцены -  зомби из «Ходячих мертвецов» - согбенные старушки с клюками, старики, везущие нагруженные тачки. У меня был фонарик, но военные запрещают светить – демаскировка. Я всё равно подсвечивал – надо быстрее идти! Эта потогонка забирает последние силы. Наконец,  последний украинский пост – у нас забирают талон и предупреждают, чтобы фонариком не светили – иначе будут стрелять или заберут для проверки! Возле поста распластался мужчина, военные делают ему массаж сердца.  Но он не подаёт признаков жизни. Днём хоть стояла машина скорой помощи, а сейчас никого из медперсонала не видно. Гонка продолжается! Впечатление такое, что ты слепой и  идёшь на ощупь, хорошо хоть не на четвереньках.
             Опять этот злосчастный провал, через который надо пробираться по сходням. Несмотря на предупреждение,  включил фонарик и, держась за поручни, начал спускаться вниз. Два человека, особо нетерпеливых, решили спуститься, не держась за перила. В результате скатились вниз, Слава Богу  всё обошлось! Далее идём непосредственно через мост и выходим к заставе ЛНР. Проходим таможенный и паспортный контроль и, наконец, остановка маршрутных автобусов. Очередь – человек 180. Автобусов нет! Темно, освещается только пункт обогрева. Народ волнуется. Время 19-00. Наконец приходят 4 автобуса и становятся на отстой – начинается процесс вымогания. В это время снуют таксисты и частники –«100 руб. и быстро довезём до города». Некоторые соглашаются. В это время начинается погрузка на маршрутки : 3 полностью забитых автобуса ушли – остался один. Стоит, не отправляется. Подходит водитель и говорит: «Плата за проезд – 30 руб. Согласны?» Куда деваться – люди согласны, многие на ногах по 15 часов и перспектива остаться никого не устраивает. В лучшем случае -  ночёвка в пункте обогрева или на ночном такси, где ставки запредельные.
           Автобус подъехал. Паника, давка, никакой очереди не соблюдается, никакого уважения старикам и инвалидам. Никто этим процессом не управляет – власть толпы. Военные не вмешиваются, властям ЛНР это тоже не нужно, хотя это их граждане. Домой я попал где – то в 20-30, часть пути пришлось идти пешком, т.к. транспорт уже не ходил. Получается НЕЙТРАЛЬНАЯ ЗОНА – мы никому не нужны: ни местным властям, ни Украине, ни России. Свой вклад могли бы внести общественные организации и партии России: «Русский мир»; ЛДПР, лидер которой на словах выступает в поддержку русских. «Легко любить всё человечество, а ты сумей полюбить  ближнего…»
         Надо этим и другим общественным организациям  попытаться наладить контакт  с  властями Украины, чтобы облегчить оформление и получение пенсий жителям ЛДНР, особенно тем, которые по физическому состоянию не могут этого сделать. Открыть волонтёрские пункты по оказанию гуманитарной помощи (продовольствия, лекарств и предметов медицинского ухода). Из 54 направленных Россией  в  ЛНР конвоев только из двух первых выдали помощь всем пенсионерам. Мне жалко Мару, которую осудили в Москве на 600 часов общественных работ, а она по физическому состоянию не может  выполнять ТРУДНУЮ работу и сидит в ЖЭКе, перебирает бумаги. К нам её! У нас есть беспомощные люди, которым систематически нужно менять пелёнки и памперсы, вытирать и подмывать их, выносить горшки, готовить пищу,  кормить, протирать раны, менять бинты и т.д. Выполнима ли такая работа для неё? ЛЕГКО!
           В Луганске практически остался один пешеходный пункт пропуска людей в Украину – Станица Луганская, через который ежедневно проходят тысячи людей ( остальные – в ДНР). Давно пора отремонтировать взорванный пролёт и открыть там автомобильное движение, а также автомобильные пропускные пункты через Золотое и Счастье. Необходимо также увеличить число регистрационных окошек как со стороны Луганска, так и Украины. Если не удаётся возобновить работу Ощадбанка в ЛДНР, то хотя бы установить банкоматы в непосредственной близости от пунктов пропуска, что значительно облегчит жизнь пенсионеров.»
          Вот так живут наши старики! По правде сказать, в России они живут не лучше. По телевизору показывают сгоревшие дома для престарелых. Зачастую это  какие – то бараки и лачуги. Я не помню, чтобы в приюты приходили благотворители, приносили подарки, делали взносы на лечение и оздоровление стариков. Хотя бы раз показали, что на бюджетные или благотворительные деньги построили образцово – показательный приют для немощных стариков, оборудованный комнатами на 1-2 человек, пандусами и подъёмниками, умывальниками и туалетами, удобными для стариков.  Ведь они заслужили всей своей жизнью право на достойную жизнь и спокойную старость.
            На въезде в Станицу Луганскую, на берегу Северского Донца, высоко стоит памятник князю Игорю, охраняющего Русскую землю. Возле памятника пост бойцов ЛНР, поэтому это место пристрелено ВСУ и весь памятник буквально изрешечен осколками и пулями. Но он выстоял!!! Это место – оплот и символ стойкости РУССКОГО духа. «Там русский дух…там Русью пахнет!» Нужна мощная поддержка со стороны РУССКОГО МИРА. Ни на словах, а на  деле, ни когда ни будь, а сейчас. Нам старикам ждать некогда. «Годы проходят – а мы и не жили, мало смеялись, мало любили…» У нас каждый день – последний. Вы можете не успеть, потому что ОНИ уже идут по Киеву, с факелами! И князь Игорь может не устоять…


Рецензии