Учительница первая моя! Рассказ 6
В школе тогда не было пропускной системы и охранников. Эту роль выполняла строгая старенькая баба Маша, которая работала в раздевалке и мыла плиточный пол в вестибюле. Но слушались ее беспрекословно. Проштрафившийся ученик не «огрызался», а покорно слушал выговор и обещал, что больше озорничать не будет. Старшие ученики вели себя чинно, но могли потом отвесить подзатыльник озорнику, чтоб неповадно было. Коридоры были широкими, где шумная малышня играла на переменах. В школе был большой актовый зал, где проходили торжественные мероприятия со сценой, деревянными стульями с откидными крышками. Зал к праздникам украшали сами дети. Еще были мастерские для уроков труда, там учили столярным и токарным премудростям. Катя до сих пор помнит, какой противный скрежет был напильника по металлу. Но куда же денешься? Надо, значит, надо!
В классах еще пахло краской, они были светлыми, парты с откидными крышками. Тогда дети сами не убирали классы, а в обязанности дежурного входило – в начале урока доложить об отсутствующих и следить, чтобы доска была чистой, тряпка, которой стирали с доски, чистой и влажной. Вот и все обязанности дежурного.
Учительница первая моя! Высокая, худощавая женщина, небогато одетая, обычно ходила в одной и той же юбке и серой шерстяной кофте, только блузки менялись. Ее отличала необычайная доброта и одновременно строгость. Всегда готова была помочь, не жалела на это своего времени. Она была строгая к озорникам и лентяям и доброй к детям, которым плохо и бедно жилось. А уж, как она давала уроки, теперешним учителям можно только позавидовать!
Раз уж упомянули о внешнем виде учительницы, надо сказать и о том, как выглядели тогда ученики. Мальчиков обычно стригли коротко, одеты были в утепленные спортивные рубашки на молнии из хлопка с начесом, к которым пришивался белый воротничок. У девочек было коричневое, шерстяное, форменное платье и два фартука – белый (для праздников) и черный (повседневный). Платье освежалось белыми манжетами и воротничком – отложным или стоечкой. Воротнички и манжеты стирали и пришивали обычно сами дети. Особым украшением был алый пионерский галстук, но это уже в средних классах.
С Катей рядом сидел удивительно красивый мальчик: высокий с соболиными бровями и длинными, черными, загнутыми почти до бровей ресницами. Но очень скоро Катя поняла, что мальчик этот не блещет умом и учится неважно, а ресницы при таком раскладе уже значения не имели. Он постоянно пытался у нее списывать, а вредная Катя загораживала от него свою тетрадь промокашкой. Промокашка - это лист пористой гигроскопичной бумаги, легко впитывающий чернильную влагу. Промокашками снабжалась каждая ученическая 12-ти листовая тетрадь. Чернила высыхали долго и без нее было не обойтись.
Писали тогда перьевыми ручками, которые макали в чернильницу-непроливайку. После окончания уроков чернильницу забирали с собой. Для предохранения от пролива, чернильница в верхней части имела конус, направленный узкой часть во внутрь чернильницы. Поэтому ее и назвали «непроливайкой». На самом деле, могла и пролить чернила, если неаккуратно поставишь в портфель. А если еще этим портфелем надо было кого-нибудь огреть по спине? Или прокатиться зимой на портфеле вместо санок? Но это больше касалось мальчиков, девочки были более аккуратными.
Учебники, дневник и тетради оборачивались бумагой, специальных обложек еще не было. Бумага была разной: газетная или одноцветная, которую покупали в книжных магазинах. У Кати сохранился дневник за 8-ой класс, который обернут серой бумагой, в него вложена и промокашка. Дневник велся аккуратно, стоит везде подпись классного руководителя и родителей. Вот только замечаний нет, одни оценки. Но у некоторых мальчиков они были. Обязательным атрибутом был деревянный пенал с выдвигающейся крышкой.
Еще в портфеле мог быть завтрак, завернутый в бумагу. Но чаще родители выдавали детям по 10 копеек на два пирожка, которые продавались в буфете школы. Ах, какие это были вкусные пирожки – с повидлом, капустой, рисом, мясом, картошкой! Обедали дети дома, т. к. уроки заканчивались рано, а дом был недалеко от школы. Пообедав и сделав уроки, можно было прийти в школу и заниматься в кружках – спортивных, танцевальных, хоровых, кройки и шитья, кулинарных, радиотехнических и др.
Писать красиво учили в школе на уроках чистописания. Писали с нажимом, тщательно выводя толстые и тонкие линии. Тетради у Кати были просто загляденье! И почерк потом был очень даже неплох. Если тетрадь была с помарками, родители заставляли переписывать, и не только последний текст, а целую страницу – вырывался испорченный лист, если не было еще оценки, и вставлялся новый. Вот так родители следили за своими детьми.
В школе всегда поддерживалась дисциплина и порядок. Нарушения, конечно, были, но они строго наказывались. Сейчас многие говорят о муштре в советских школах. На взгляд Кати, ничего подобного не было. Просто дети четко знали, что можно себе позволить, а что нет. Сейчас гораздо больше «свободы» в школах, и это привело к негативным последствиям. Дошло уже в некоторых школах до того, что учителя стали бояться учеников. Профессия учителя стала непрестижной. Школа стала деградировать. Нет уважения к взрослым, а нашу «бабу Машу» сейчас никто и за человека не считает.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №217012200085