Нельзя объять необъятное

Где – то в июле прошлого года, когда мне было плохо во многих отношениях, я отправил в мусорные баки десятки тетрадей, блокнотов, в которых были наброски еще незаконченных вещей, какие – то творческие планы и т. д. Выбросил их в мусорные баки часто неразорванными, что дало мне повод, несмотря на такое состояние, поразмышлять о возможном сочинении одного любопытного рассказа.
Пожалел, конечно, о своем поступке, особенно когда вернулся из Осиново, где моя племянница Ира постаралась поставить меня на ноги. Потом долго ругал себя: нельзя умирать раньше положенного срока. Записывал я в те блокноты не только свое, но и мысли и чувства авторов, к которым  был неравнодушен с детства. 78 лет – это возраст, в котором трудно вспомнить даже сильные изречения. Но есть такие, которые забыть невозможно. Наверное, потому, что они соответствуют переживаемому периоду. Не выходят из головы две мысли Л. Н. Толстого, которые он высказал уже в солидном возрасте. Естественно, они были записаны его друзьями, которые были частыми гостями Ясной Поляны.
Вот одна: «Жизнь есть зло». А вот вторая, которая особенно потрясла меня: «Смерть лучше жизни». Эти мысли не давали мне покоя долгие годы.
И однажды я подумал, а смог ли бы Лев Николаевич, имея он некоторые резервы здоровья, времени, душевных сил, совершить великую внутреннюю перестройку и сосредоточиться на творческом осмыслении поднятых им вопросов. Моя вера в этого удивительного человека так велика, что я ответил бы: да, смог! И вот тогда из – под пера Толстого вышли бы самые мудрые, самые смелые, самые бунтарские книги, которых когда либо знал человек.
Но этому не суждено было случиться. Льву Николаевичу суждено было остаться в истории литературы автором «Войны и мира», «Смерти Ивана Ильича», «Крейцеровой сонаты». Почему? Ответ прост: даже могучей фигуре Толстого нельзя объять необъятное.

19.01.2017 года


Рецензии