Солдат всегда солдат

Глава 6. СОЛДАТ ВСЕГДА СОЛДАТ

    Впервые увидел его на трибуне Верховного Совета СССР вскоре после тбилисских событий 1989 года. События эти были полны драматизма не только на улицах столицы тогда еще советской Грузии. Разбор их происходил якобы публично на заседании высшего органа власти страны. Только что откривлялся на трибуне известный клоун и шоумен от юстиции Анатолий Собчак. Он был назначен главным арбитром сложной ситуации, сложившейся в Тбилиси в результате массовых апрельских волнений. По своему статусу председателя комиссии и народного (тогда еще) депутата он подводил итоги проведенного под его руководством расследования от имени государства. Но вел себя, как обычный фигляр. Покрасовался модным пиджачком с острыми бортами, галстуком-бабочкой и вертлявыми ужимками. Но аплодисменты сорвал только у небольшой части записных либеральных разрушителей государства. Остальные участники заседания и телезрители сразу узрели сплошные противоречия и недомолвки в изложении "опытного юриста".
 
     После его яркой, но неубедительной речи на трибуну вышел мрачный генерал-полковник - "обвиняемый" командующий войсками Закавказского военного округа Игорь Николаевич Родионов. И тут начали происходить чудеса. На глазах многочисленной аудитории симпатии зримо переходили от велеречивого Собчака к лаконичному, сдержанному в эмоциях Родионову.  Все большей части аудитории сердце, жизненный опыт, интуиция подсказывали, что перед ними - честный солдат преданной властями армии, рыцарь долга и чести, настоящий мужчина. И внутреннее чутьё в данном случае людей не подводило.

      Игорь Николаевич был солдатом и командующим от Бога. Выходец из обычной русской крестьянской семьи окончил Орловское танковое училище, академию бронетанковых войск - с золотой медалью, академию генерального штаба с отличием. Как истинный солдат прошел по солдатским дорогам и танковым полигонам тысячи километров - от Дальнего Востока до Германии и Чехословакии, от Прикарпатского военного округа до Туркестанского, Афганистана и Закавказья. Не перескакивал не через одну ступень служебной лестницы - командовал взводом, ротой, батальоном, полком, дивизией. После академии генштаба стал командиром дивизии, корпусом в Чехословакии, командующим армиями в Дальневосточном и Туркестанском округах, первым заместителем командующего войсками Московского военного округа и, наконец, командующим войсками Закавказского военного округа. Здесь и обрушилась на него отнюдь не оптимистическая трагедия. И состояла трагедия не только в том, что стало известно широким массам о побоище на проспекте Руставели, но и тем, что войска оказались брошенными и подставленными политическим руководством страны, первые лица страны и правившей тогда партии оказались лжецами, интриганами и предателями. А вся тяжесть событий легла на плечи рядовых солдат срочной службы и их непосредственных командиров. И никто не хотел помнить, что армия никогда не училась и не предназначалась для борьбы с гражданскими массами. От рядового до генерал-полковника все готовы были воевать с внешним врагом, но не с местным населением. Но вертлявые генсеки ОПГ под аббревиатурой КПСС переложили всю ответственность на рядовых солдат и их командующего.

        Известно, что в мирное время ни один мотострелковый полк не имеет права покинуть место своей постоянной дислокации без команды на то со стороны верховного главнокомандующего, каковым являлся тогда по статусу пресловутый М.С. Горбачев. Между тем, к концу 80-х годов Закавказье оказалось оторванным от федерального центра. В Грузии формально правил первый секретарь ЦК КПГ Патиашвили, он же по своему партийному статусу являлся членом военного совета, то есть высшим политическим начальником единственно организованной и мощной силовой структуры - войск Закавказского военного округа. Он и обратился с просьбой о помощи к командующему войсками округа генерал-полковнику Родионову И.Н. Вопросы согласования привлечения войск к разгону несанкционированных манифестаций (санкционированных из-за рубежа) с Москвой обещал взять на себя.
        Игорь Николаевич уже привык к тому, что партийные руководители всех звеньев горазды врать, как сивый мерин. А потому сам связался с верховным главнокомандующим и получил от него разрешение на применение военной силы. Одного не учел генерал: иуда Горбачев врет и интригует не хуже остальных своих соратников по партии. А потому солдат в генеральских погонах поверил главковерху на слово, не потребовав письменного приказа. Это его и погубило.
         Войска, экипированные по нормам мирного времени, вступили в столицу Грузии вместе со своим командующим. По заверениям Патиашвили, они должны были лишь вытеснить толпы манифестантов с проспекта Руставели, а дальше, мол, вступят в дело силы органов внутренних дел Грузии, обученные силовым действиям с гражданским населением. Они, якобы, перекроют улицы и переулки, выходящие на проспект, чтобы не допустить возвращения на проспект вытесненных правонарушителей. Войска должны были действовать сходу, ведь их никто не учил противостоянию в непосредственном контакте с бушующей массой.
         Но едва выехав на проспект генерал насторожился: грузинскими милиционерами и не пахло. Молодые солдатики срочной службы соприкоснулись с толпой и остановились, не зная, что дальше делать. Кто хоть раз участвовал в таких противостояниях знает, что в таких условиях конфликт, возможно и кровопролитный - дело времени. И он начался. Кто-то кого-то толкнул, кто-то плеснул в глаза солдату серной кислотой, и понеслось.... Причем, у гражданских "демонстрантов" оказались и ножи, и кислота, и огнестрельное оружие, а у солдат - ничего кроме саперных лопаток.
        Что было дальше, всем хорошо известно. Большинство из нас слушало некомпетентные обвинения, прозвучавшие с трибуны съезда из уст политклоуна Собчака, люди внимательно слушали и оправдания генерала Родионова. Одно было непонятно тем, кто знает военную службу: Родионов умышленно берет всю вину на себя. Не мог он начать действовать не получив приказа из Москвы. Тогда зачем и кого он покрывает?
   Не знали мы одного: накануне разбора в Верховном Совете Горбачев пригласил Родионова к себе и произнес речь в фирменном духе горбачевской подлости и коварства. Он говорил, что в это сложное время надо им обоим поработать на укреплении в народе доверия к армии и к партии. Для этого Родионов, как истинный солдат, должен взять всю вину на себя, а он - Горбачев, дескать, выступит после него и скажет, что Игорь Николаевич благородно прикрывает его, а приказ о применении силы отдал он - Горбачев. Таким образом, будут благородно выглядеть и они оба, а главное - партия и армия.
      Честный генерал согласился, выполнил пожелания руководителя страны и стал дожидаться обещанного выступления Горбачева. Каково же было его удивление и негодование, когда Горбачев буркнул пару слов о своеволии военачальников и скрылся в неизвестном направлении. Это было одно из наиболее явных предательств армии руководством страны. Родионова отстранили от командования округом. На его просьбы о назначении командующим любым другим округом получил мягкий отказ. Видимо, боялись узурпаторы власти в стране подпускать строптивого генерала к личному составу. Назначили на почетную, но ничего не решающую должность начальника академии генерального штаба. Оттуда Игорь Николаевич, уже генерал армии, с удивлением наблюдал за движущимися к центру Москвы танковыми колоннами в августе 1991 года. Ведь он, как никто, понимал, что танкам в городских столкновениях делать нечего. Спустя пять лет его назначит уже Ельцин министром обороны, но ненадолго. Не смог боевой генерал смириться с ельцинской политикой развала армии и, демонстративно хлопнув дверью, покинул президентский кабинет, и вместе с ним - действительную военную службу.
       И вот теперь сижу в депутатском кабинете независимого депутата Государственной Думы Игоря Николаевича Родионова. Пытался он сотрудничать с коммунистической фракцией Зюганова, но, как говорится, не сошлись характерами. Да и что общего могло быть у патриота, бойца, генерала с руководителем партии, которая и коммунистической давно по сути не была? Так, сборище партийных чиновников, вернее - чинуш, последнего разлива, довольных тем, что решения можно не принимать, ни за что не отвечать и получать за это солидные деньги. Мечта рантье!
      Но Игорь Николаевич занимался в Думе вопросами военной безопасности страны. И сегодняшний разговор должен идти вокруг проблем принципиально нового вида оружия, наилучшим образом подходящего для борьбы с террористами, бандитскими группировками, уличными погромами и вообще с живой силой противника. Игорь Николаевич протягивает подарочную коробку сигар (оказалось, что мы оба не курим), разливает по чашкам великолепный чай (в отличие от коммуниста Зюганова в одиночку поедавшего при мне мартовскую клубнику) - мог ли я, еще будучи слушателем военного вуза, думать что когда-либо удостоюсь такой чести - пить чай из рук министра обороны?! Рассматриваю редкие портреты Сталина на стенах. Заметив мой взгляд, Игорь Николаевич замечает: очень честный, но абсолютно одинокий человек был. Потом мы ходили с ним по думскому коридору и долго не могли понять, что мешает комфортности нашего негромкого разговора. Когда поняли, рассмеялись. Он сказал: " Я - танкист, и правое ухо не слышит. Перейдите на другую сторону". Я возразил: "Я -авиатор, но тоже глуховат на правое ухо. Так что поменяться местами - не поможет. Придется мне ходить задом наперед".
     Не буду пересказывать разговор о технических данных нового оружия, о конструкторах, российских и украинских, которые им занимаются, о возможных направлениях использования. Когда Родионов испытывал затруднения с техническими вопросами, он подключал к разговору своего думского помощника, судя по всему, тоже отставного военного, только специалиста по вооружениям. В конце концов, я передал экс-министру обороны пакет соответствующих документов. А он, в свою очередь, переслал их руководителю союзного государства, который обратился к нему за рекомендациями по борьбе с массовыми беспорядками. Дальнейшую судьбу этого пакета не знаю, так как в вооруженных силах наступили мрачные времена "сердюковщины", когда все современные разработки оказались приостановлены. Потом Игоря Николаевича не стало.
     А история встреч и бесед с ним показала, что ни мировая закулиса, ни ее местные полицаи не допустят, чтобы во главе армии и флота оказались истинные патриоты, профессионалы военного дела высочайшего класса, подобные генералу армии Родионову. А без них армии нет и быть не может. Нет партии, нет армии. Тогда что же - стране конец? А может быть, есть выход, и кроется он не в традиционных формах ведения вооруженной борьбы, а на принципиально новых путях, не требующих ни массовой армии, ни безудержной гонки вооружений энергетического типа? Вот этим и пришлось заняться через несколько лет, когда и в силовых структурах, и в "оборонке" появились новые люди.
    А пока в вооруженных силах и в вооружениях произошел регресс. К руководству армией и флотом пришел "мебельщик" с группой подруг с сомнительными моральными качествами. Похоже, они были набраны прямо темным вечером где-то на Ленинградском проспекте. Этой лихой командой бюджетные деньги браво разворовывались, система военного образования и обучения войск разрушалась, объявленная реформа вооруженных сил не проводилась, зато "реформа" по разрушению армии и флота шла полным ходом. Мечтать о перевооружении войск на новые современные виды оружия не приходилось.
    Д.Медведев, с которым начал работу по перевооружению Г.Зюганов, в результате нового типа дворцовой рокировки с должности руководителя президентской администрации переместился на должность президента. Теперь его больше интересовала "потеря доверенности" Ю. Лужковым, перевод часов по всей стране, выполненный под его руководством не в ту сторону, вообще изменение часовых поясов, строительство никому не нужного Сколково и бесконечная игра с кнопочками на электронной технике. До армии ли ему было?! Путин, которому Геннадий Андреевич когда-то передал нашу папочку, естественно, тоже участвовал в рокировочке, переместившись с президентского трона на премьерское кресло. Теперь он уже не являлся верховным главнокомандующим. Всем было понятно, что изменения эти носят формальный характер, но "форма" уже не позволяла обращаться к премьеру с вопросами перевооружения армии, ведь по конституции Путину войска теперь не подчинялись.
     Но формальные перестановки в руководстве страны имеют одну особенность: если они действительно формальны, то со временем все возвращается "на круги своя". Так и здесь. Наигравшись с перестановкой властных кресел, участники пресловутого тандема вернулись на свои места. Путин вернулся на президентский трон с увеличенным конституционным путем сроком пребывания на нем. Дмитрий Анатольевич вернулся в премьерский кабинет, где властных полномочий у него было меньше, чем у руководителя президентской администрации. Сердюкова вместе с бандой путан убрали с должности министра обороны, правда, вопреки ожиданиям народа убрали не в тюрьму, а на какую-то новую почетную и денежную должность. А его министерское место занял вполне приличный человек, правда, не связанный напрямую с военным делом. А еще военно-промышленный комплекс возглавил новый для "оборонки" человек Дмитрий Олегович Рогозин. Сначала военные встретили это назначение с недоумением: по образованию журналист, не имеющий к ВПК никакого отношения. Да и политические его броски вызывали немало вопросов. Было неясно, как человек, активно выступавший против президентской линии во главе партии "Родина", мог быть назначенным на такую должность?! Его отец Олег Константинович был знатным оборонщиком, но сын отца не повторяет. И Дмитрий Олегович своего отца не повторил.Получалось, что обращение к руководству страны с нашими предложениями целесообразно повторить, но уже на высшем уровне. К кому следовало обращаться? Понятно, что все решения принимались одним человеком. Без него дело с мертвой точки не сдвинется.            


Рецензии
Благодарю вас за огромный труд. Читаю книгу и такое чувство, что получаю лекарство дозировано. Как капельницу. Капля за каплей в душу поступает лекарство. Перед глазами проходит череда людей и событий. И каждый раз, получая очередную главу, с первых строк ждешь следующую.Удачи вам в творчестве!
С уважением, Ольга

Неонила Кручинина   31.01.2017 16:34     Заявить о нарушении