Идентификация

  Пытаться казаться более важным и сильным, чем на самом деле,- эта черта присуща не только отдельным людям, но и слабым государствам, особенно тем, кто только недавно обрел свою государственность.
  Естественно возникает вопрос:кто мы есть? Что считать нашими корнями? На какое прошлое мы можем опереться?
  Особенно остро эти вопросы стоят для бывших советских республик, и, в частности, для Беларуси, никогда не имевшей опыта государственности, если не считать совместной с Польшей в период Великого Княжества Литовского.
  До недавнего времени вопросы идентификации поднимала исключительно небольшая часть националистически настроенной белорусской интеллигенции. Некоторые из них даже утверждают, что белорусы - это литвины, и так и следует именоваться.
  Официальная власть в таких обсуждениях не участвовала, её это даже не интересовало. Лукашенко считал, что Беларусь должна наследовать то лучшее, что было в советском прошлом бывшей великой страны, а также подчеркивал, что белорусский и русский народы - братья, а иногда и вовсе утверждал, что это единый народ.
  Однако за последний год риторика изменилась, хотя это началось и гораздо раньше, когда в Украине "случился" Майдан, а против России Запад ввел санкции.
  Лукашенко, видимо, решил, что и ему пора стать "европейцем", тем более, что Россия уже не делает ему скидок на газ и нефть.
   Ну а в Европу не пойдешь же с советским наследием, да еще разбавленного русским. Надо показать, что Беларусь - это особое государство, со своими особыми же корнями,не имеющими никакого отношения к России.
  Миссию выполнения этого "задания" взял на себя министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей.  20 января нынешнего года он заявил, что "белорусскую историю присваивают многие другие государства(прямо повторение украинских утверждений, не правда ли?). Поэтому,-продолжил он,- мы просто обязаны сделать так, чтобы белорусская история была написана объективно, чтобы все видели, что корни белорусского государства ведут  далеко в прошлое, и что нам есть чем гордиться".
  Макей сообщил, что вскоре состоится встреча МИД и Национальной Академии наук, на которой будет обсуждаться эта тема. "Надо сделать так, чтобы история наша была объективной, чтобы наш народ видел, что мы являемся государством с большими давними традициями"(это уж совсем "по-украински"!).
  В общем, "заберем" присвоенное!
  Признаться, когда я прочла про "присваивание" белорусской истории другими государствами, я подумала, что Макей бросает очередной камень в российский огород. Ан нет, он имел в виду...Чили и США. Чили якобы "присвоило" белоруса Игната Домейко, а США - Тадеуша Костюшко.
  Оба поляка родились на польских землях, которые теперь являются частью Беларуси. Их юность, общественная и политическая деятельность никогда не была связана с Беларусью, но с Польшей, а потом, после разгрома восстания Костюшко,- с зарубежными странами.
  Домейко осел в Чили, женился на местной девушке, получил чилийское гражданство. Он стал выдающимся ученым в разных областях науки, многие годы возглавлял Чилийский университет.
  Костюшко после разгрома восстания участвовал в Гражданской войне США, стал национальным героем, прославившись своим мужеством и отвагой.
  Заманчиво, конечно, иметь таких людей в пантеоне белорусской истории. Но обвинять Чили и США в том, что они их "присвоили", просто смешно и нелепо. Ведь не по месту рождения судят о человеке, а по тому вкладу, который он внес в государство, в котором  жил и работал.
  В Израиле с пол-десятка премьеров и президентов, которые родились в Польше, в местах, перешедших потом под юрисдикцию Беларуси. Так они тоже стали её уроженцами, и в какие-то даты на каких-то совместных мероприятиях об этом вспоминают в Израиле и Беларуси.
  Но это израильские государственные деятели, потому что они работали на свою страну, её развитие и укрепление.
  Равно как и Домейко - на Чили. А Костюшко, кстати, вообще последние годы жил и умер в Швейцарии.
  А ведь в белорусской истории есть немало других имен, которыми Беларусь действительно может и должна гордиться. Поскольку Домейко был разносторонним ученым, то по аналогии с ним мне вспомнилось имя такого же по масштабу ученого Ефима Карского, тоже уроженца Беларуси. Никто до и после него не провел такую исследовательскую работу по изучению этноса белорусов, как он, который для этого предпринял экспедиционную поездку по краю.
  Результатом её стал трехтомник "Белорусы", который был признан "энциклопедией белорусоведения".
  Мог ли его упомянуть Макей? Наверно, мог, но, похоже, Карский не походит для нынешней политики Беларуси, ведь Карский был членом Российской Императорской Академии наук.
  Для определения белорусской идентичности на вооружение явно взят национализм "украинского" разлива. Пока еще в начальной стадии. Но, похоже, голова уже начала кружиться от предстоящего опьянения будущим "величием".   


Рецензии