Два мудреца

(Из цикла "Сказки несуществующих народов")

Встретились однажды два мудрых старца и стали спорить, о том, каким должен быть самый краткий путь к совершенству и познанию Сути Вещей.
Один из них был худ и гибок, как тетива старого, но проверенного в боях лука. Удар его руки был столь же быстр и точен, как и любое им сказанное слово.  Его тело покрывали шрамы великих битв, а душа познала великую мудрость. Многие его ученики стали прославленными героями, некоторые из них своими подвигами сумели даже вписать свои имена в Книгу Извечных Судеб. Его называли Мастером.
«Путь – это борьба», - говорил он, - «Борьба с ложью и ненавистью, со злом, искушающим род людской. Для того, чтобы познать весь мир в себе самом, нужно изгнать из души демонов, мешающих это сделать. Только тогда ты не будешь покорно поддаваться искушению и слепо следовать велению Судьбы, а будешь делать ее сам. Не твои страсти будут управлять тобой, но ты возьмешь над ними верх, и только тогда душа твоя познает силу мудрости».
Его собеседник был тучен и спокоен. Он никогда не брал в руки оружия, посвящая все свободное время созерцанию и медитации. В глазах его сквозила такая глубина, что, казалось, вся вселенная сокрыта в них. У него было очень мало учеников, принимал он только тех, кто способен отринуть суету мира в душе своей, познать Великий Смысл капли росы на цветке, услышать откровение в бранном слове уличного торговца. Его называли Учителем.
«Путь - это умение отвергнуть лишнее и принять Истину» - говорил он, - «Борьба – это суета материального мира, что мешает принять Суть Вещей. В борьбе мы отвергаем то, что было предначертано нам, борясь с демонами внутри себя, мы делаем их сильнее. Нужно просто принять и понять их, и они уйдут сами. Путь подобен движению лепестка по течению реки. Он плывет, ничего не касаясь, ему чужда суета. Познать Истину можно лишь тогда, когда душа твоя спокойна, как озерная гладь, а разум чист и готов к прозрению. Истинный Путь Духа -  в недеянии и следовании движению мира».
«Тогда скажи мне, друг мой», - вопрошал Мастер, - правильно ли поступил один из моих учеников, когда сверг с престола узурпатора, который из-за безумия своего мог всю нашу страну утопить в крови, сделать несчастным целый народ?» 
«Неужели не понимаешь ты, мой досточтимый собеседник,» - отвечал Учитель,  - «Что испытания приходят к нам не для того, чтобы бороться с ними? Этой борьбой мы противимся самому течению жизни, пославшего нам их, вместо того, чтобы принять их и преумножить сою мудрость. Вот суть истинного подвига и истинной мудрости. Даже если народу нашему суждено было прожить тяжелые времена, значит недостаточно чисты наши души и помыслы. Истинного чистый дух не приемлет никакого зла».
Так шли они по дороге, беседуя между собой, пока не повстречали третьего старца. Он был бедно одет, солнце сделало его тело почти черным, а руки его были узловаты и натружены. «Вот человек, который рассудит нас», решили мудрецы, увидев в его появлении знак свыше. Тогда обратились они к крестьянину с просьбой решить, кто из них прав.
Крестьянин долго молчал, а потом ответил: «Я хоть и стар, но не познал всей мудрости жизни, как вы, досточтимые мудрецы. Я работал всю жизнь, не отрываясь от сохи и мотыги, никогда не брал в руки оружия и не открывал разум в созерцании. Преклоняюсь перед вашей мудростью, ибо не знаю ничего ни о смысле жизни, ни о сути вещей. Скажу только то, что если все будут воевать с демонами ли в себе, с несправедливостью ли людской – весь мир превратится в хаос.  Если же все будут исповедовать недеяние, мир остановится. А Истина будет существовать всегда, каким бы путем к ней не шли. Пока существуете вы и ваш спор, все будет идти своим чередом».
И два мудреца в великом почтении склонились перед крестьянином.


Рецензии