Одна ночь детства

Грозный, Чеченская Республика. Год 1996.

 Все тот же, небольшой кирпичный дом, в который мы переехали до войны. Участок огороженный деревянным забором. Часть забора была сломана, прогнившие опоры не выдерживали веса и прогнулись вовнутрь,  придав ему зигзагообразную форму. В этом месте забор подпирался болванкой от танка,  предназначенной для разрушения зданий, либо это был неразорвавшийся снаряд, случайно упавший в нашем дворе. Никто об этом не задумывался, он просто стоял там. Два сарая были забитыми овощами - картофелем, капустой и морковкой. Летний душ,  небольшая собачья будка - там жил Дик, молодой кобель породы "немецкая овчарка" - моя искренняя, детская радость.  За этими постройками располагался огород.

Дом состоял из кухни, трех комнат и небольшой пристройки, служившей прихожей.  Из кухни можно было попасть в разные комнаты, как в отдельную, так и в остальные две, смежные между собой. Отдельная комната использовалась как склад, тут хранились картонные коробки, забитые разными вещами, ящики с консервами и соленьями. Пакеты и мешочки с различными крупами. Была в комнате и мебель. Прямо, от двери, возле стены стояла небольшая софа. Чуть правее у окна располагался стол, перпендикулярно ему небольшой шкаф, забитый посудой. Мне не нравилась эта комната, она напоминала темницу. Со стальными решетками на окнах, тусклым светом. Как дневным, потому что окно выходило в огород и было расположено в тени дерева, которое не пропускало солнечный свет, так и светом от одной единственной лампочки, зловеще отбрасывающей тени от  различных предметов. Тени раскидывались по комнате, словно руки старухи-смерти тянущиеся за живыми.  Здесь жила мама. Но в ту ночь именно я спал в этой комнате.

Справо от кухни, были расположены две другие комнаты. В первой из предметов интерьера был диван располагавшийся у стены справа, кондиционер, низкий раздвижной столик, на котором стояли телевизор и моя игровая приставка. Стены увешаны коврами, а пол застелен паласом. Здесь было гораздо уютнее и это комната по праву считалась моей. В следующей по счету комнате, прямо по курсу стоял небольшой сервант и двуспальный диван. Также присутствовали и коробки с различными вещами. В серванте, за стеклом помимо посуды, стаканов и чайного сервиза , стояли мои модели автомобилей в масштабе 1:43, коллекционированием которых я занимался с самого детства и несмотря на свой юный возраст,никогда не играл ими. В этой комнате жил старший брат с женой и годовалым ребенком. В обеих комнатах было достаточно светло, окна выходили на улицу, и ничто не препятствовало проникновению солнечных лучей.

 В тот день, 11 января 1996 года уже с утра ощущалось приближение праздника. Для корейцев это особенный день, день рождения ребенка. Моему племяннику исполнился год. По данному случаю в доме кипела бурная деятельность. Кто то готовил, кто то занимался уборкой, кто то ездил за покупками. Нужно было приготовить массу корейских блюд, обязательных для данного мероприятия. Салаты из различных видов овощей, обильно притравленных острым, красным перцем и пахучими специями. Множество блюд из курицы и говядины. Накрыть на стол. Ожидалось много гостей. По поверию в доме, где отмечается это важное событие, должно быть много приглашенных. Так как считается, что чем больше людей поздравит малыша с днем рождения, тем счастливее будет его будущее.

Само празднование дня рождения заключается в следующем: в определенный час ребенка сажают за стол, предварительно на который сложено много предметов, не связанных между собой. Здесь и расчёска, ножницы, катушка ниток, игрушечная машина, другие различные предметы обихода. И конечно же деньги, все гости в виде подарка преподносят деньги. И есть такое поверие, какие предметы выберет ребенок, отражающие какую либо профессию,  тем он и станет в жизни.
 После того, как ребенок делает свой выбор все родственники и гости, по очереди начинают поздравлять ребенка, и дарят ему свои подарки.
Конечно, это всего лишь ритуал. Я например тянул деньги, но к сожалению не стал богатым.

 Далее гостей приглашают к праздничному столу и предлагают угощение. В этот день в доме царила особая солнечная атмосфера радости и счастья, все улыбались и веселились. Глядя на моего племяника который делает первые шаги в этой жизни, в свое светлое будущее, все были счастливы.

Впервые в Грозный, пересилив свой страх, приехали тетя с сыном. Она не могла пропустить день рождения внука. Само мероприятие ей понравилось. А послевоенный город уже не внушал такого страха, и сомнения в опасности были развеяны.

К вечеру гости разошлись, в доме оставалось семь человек. Я, мама, тетя с восьмилетним  сыном, брат с женой и маленьким ребенком.

Я же готовился ко сну в отдельной комнате-темнице. Около одиннадцати ночи, слышатся непонятные звуки, вроде голоса, но очень тихие или топот, но еле различимый. Дик не лает, а как то повизгивает. Может нашел ежика? Хотя зима, их не должно быть. Опять непонятные звуки. Мне не нравится эта комната. Одеваюсь, с желанием найти их источник. Выхожу из комнаты. На кухне никого, все тихо. Лишь Дик повизгивает где то в огороде. Миновав кухню вышел во двор, тут тоже тишина, и ничего не изменилось. Все так же. Старый автомобиль "Нива" со спущенными колесами и поломанным двигателем, посуда возле уличного крана, из него капает вода.  Открыл калитку, вышел на улицу. Улица безлюдна, и пустынна. Постоял немного, прислушиваясь, в надежде снова услышать непонятные звуки. Тихо. У соседей напротив горит свет, тем самым давая понять что рядом есть кто то живой. Но в душе наростало ощущение тревоги. Зашел назад, запер калитку. Вернулся на кухню, опять никого. Решил проверить две другие комнаты. Открыл дверь. Для меня это стало неожиданностью, в мою сторону повернулись двое людей в масках, и направили оружие. Один был с автоматом, другой с гранатометом "муха". Сейчас я знаю, использовать гранатомет в доме нельзя и был он лишь для устрашения. Мне сказали, войти и сесть на диван.

 Мама прокричали - "не стреляйте, это ребенок".
 Мне было 14 лет.

Описывать эти события гораздо дольше, чем все происходило на самом деле. В моей голове крутилось много мыслей, а время словно остановилось. Я знал что путь на улицу свободен. Нужно закрыть дверь, развернуться и выбежать на улицу. Звать на помощь соседей, возможно поднятый шум отпугнет грабителей. Но что если, убежав я спровоцирую чужаков?! И они вместо бегства откроют стрельбу. Я мог потерять своих близких и родных. Страх говорил бежать, а здравый смысл остаться. Я остался с мамой. Так я буду рядом. И знать что происходит. Возможно смогу защитить. Послушался, сел на диван. Шум разбудил тетю. Увидев людей в маске она сильно истерично закричала. Ей сказали не шуметь. Вскоре нас всех собрали в этой комнате. Появился третий грабитель, привел на прицеле брата.

Именно в тот момент в доме не было оружия. Из за регулярных рейдов и зачисток Российских внутренних войск, две гранаты Ф-1 отдали знакомым, чтобы в случае чего,  не быть уличенными и обвиненными в участии в подпольных банд-формированиях. Но будь оружие в доме, сложно предугадать как развивались бы события той ночи. Этого я и никто из нас, никогда не узнаем.

Они не были профессионалами. Да, они общались строго позывными - "первый",  "второй",  "третий", говорили тихо, пытаясь не выдавать себя, но у каждого была индивидуальная черта, выделявшая его. Все трое были абсолютно разные. Первый очень высокий и худой. Второй несколько ниже и полноват.  Третьего помимо маленького роста, несмотря на маску и камуфляж выдавала необычайно рыжая борода и волосы. Возможно я знал этого рыжего. Парень с этого района, либо очень похожий на него. Эту догадку можно подтвердить еще и тем что нас не убили, не пытали, а только пытались напугать. В комнате сделали несколько предупредительных выстрелов из автомата. Женщины в слезах просили не убивать.  Если это был он? Тогда он тоже знал нас.

Вскоре они разбрелись по комнатам, нас караулил лишь один бандит. Остальные искали ценные вещи. Перевернули все коробки, распотрошили подушки, повытаскивали ящики шкафов. Нас перегоняли с одной комнаты в другую.

Когда искать было нечего, один из них сказал - " Говорите где еще есть деньги? Если мы найдем сами, будет еще хуже"
Я прошептал маме -  "в коробке, одной из моделек лежит пять тысяч рублей" . Пришлось пойти и отдать. Пять тысяч рублей до деноминации, составляли нынешние пять рублей.
Брать у нас больше было нечего. Они забрали золото, кожаные куртки, модную в то время норковую шапку, и все деньги имеющиеся в доме. На мою радость они не забрали игровую приставку "Сега". Казалось прошло много часов, а на самом деле сорок минут.

Уходя они велели нам,  не выходить из дома еще тридцать минут и никого не звать на помощь.
Я  набрался смелости и напоследок попросил - " если собака будет лаять, его кличка Дик, не убивайте" .

Нас не убили, оставили в живых,  но мы все получили  психологические травмы, кошмары от которых, будут многих из нас преследовать на протяжении долгого времени. Все женщины были очень сильно напуганы. Тетя дрожала от страха, а ее сын не выдержал и описался.

Как только они ушли, прекратились все звуки и собачий лай, я выбежал на улице. Стал звать соседей. Стучал в железные ворота, безотрывно, пока не открыли. Позже выяснилось, что грабители ушли через огород. И прилегающий пустующий, соседский дом. Там же на снегу были обнаружены следы от легкового автомобиля. Но мы не в силах были что то изменить. Главное что все остались живы. Так чудесный, радостный, праздничный день сменился ужасной, трагичной, пугающей ночью...


Рецензии