Щелкунчик трогательное очарование детской сказки

«Щелкунчик»: трогательное очарование детской сказки
Все-таки из всех типов сказок больше всего я люблю волшебные! Хотя в этой фразе ключевым словом является «сказок». Как бы я ни была занята, чем бы ни занималась, в конце дня душа требует «сказки» – в виде кинофильма, книги или каких-то собственных историй. Поэтому всегда радуюсь возможности увидеть или услышать не просто сказку, а музыкальную сказку, особенно такую красивую, как балет «Щелкунчик» в традиционной версии (либретто Мариуса Петипа, хореография и версия либретто Василия Вайнонена)! А уж если эту сказку исполняют воспитанники Академии русского балета на сцене Мариинского театра, иду несмотря ни на что. Очень люблю их вдохновенный танец, красивые костюмы и милые сердцу музыкальные истории.
С первого мгновения спектакля (22 января 2017 г.) душу заполнила радость от очаровательной «картинки» (зал аплодировал при открытии занавеса, все-таки тоскуют люди по красоте, сколько бы их ни пичкали ее суррогатами «продвинутые» театральные режиссеры), делающей еще прекрасней великую музыку непревзойденного композитора-волшебника Петра Ильича Чайковского. А удивительная – изящная и такая «естественная» – хореография пленяла настолько, что хотелось плакать от восторга и благодарности и к тому, кто ее создал, и к тому, кто ее сохранил и воспроизвел на сцене! И это чувство возникало всякий раз, когда музыка совпадала с тем, что происходило на сцене – а это было ВСЕГДА – когда действие танцующих РЕАЛИЗОВЫВАЛИ заложенную в звуках музыки историю! Резвились дети, танцевали, дразнили друг друга, бегали мыши, величественно утверждал свою власть их Король… Я не устаю восхищаться танцами вагановцев, они всегда отточены, отрепетированы, выразительны и техничны. Конечно, бывают мелкие погрешности, но все искупается удивительным воодушевлением, как часто говорят, драйвом, без которого не бывает настоящего балета. А спектакли воспитанников лучшего в мире хореографического учебного заведения – это настоящий балет, без всяких скидок на возраст и опыт танцовщиков! Больше всего меня вчера поразили две вещи в танцах (понравилось мне ВСЁ и ВСЕ!). Во-первых, это маленькая жизнерадостная непосредственная девочка Маша (Анна Шарова), которая трогательно, но очень профессионально, можно сказать, захватывающе исполнила свою роль, глаз не оторвать! Во-вторых, это мыши, которые ухитрились так натурально воспроизвести, если можно так выразиться, «мышиный шаг», точнее сказать, бег. Любой, кто когда-нибудь видел бегущую мышь, оценит эту потрясающую находку хореографа, а может быть, и репетитора танцовщиков! Браво и Маше, и мышкам!
А еще меня восхищало (после версии Шемякина), что когда в музыке звучит менуэт, то и на сцене танцуют менуэт, когда вальс, то вальс, когда гавот, то гавот… Словом, приятно, что в этой постановке музыку Чайковского не насилуют, а растворяются в ней! Вихрь белых снежинок – еще один шедевр вчерашнего спектакля! Так и видится метель, кружащий снег, увлекаемый порывами ветра, летящий в глаза, за воротник, облепляющий шубу и шапку… Полный восторг! Милые легкие снежинки, браво!
Почему-то, глядя на веселые забавы детей-персонажей балета «Щелкунчик» на фоне украшенной елки, я думала, что весь спектакль, словно пропитан новогодними и рождественскими мотивами, кажется, что он даже пахнет хвоей и мандаринами. И музыка Чайковского программирует на чудеса, доброту и волшебство. А еще мне все время вспоминалась одна чудесная история, что изложена в детской и, в то же время, не детской книжке «Маленький лорд Фаунтлерой» американской писательницы Френсис Бернет, очень популярной в России до революции 1917 года и опубликованной вновь в 1990-х. Эта повесть рассказывает о том, как дети делают взрослых лучше, как доброта и детская неиспорченность помогают взрослым выбраться из очень непростой коллизии. Это беспроигрышное чтение, когда надо восстановить душевный покой и веру в людей. Как и балет «Щелкунчик» в исполнении вагановцев…
Розовый вальс, классическое трио (Полина Муржо, Анастасия Волошко, Аслам Гарифуллин), восточный танец, русский трепак – все было чарующе прекрасно, легко и изящно. Хорош был испанский танец, так темпераментно прописанный в музыке и так эмоционально исполненный Марией Булановой и Вахтангом Херсеулидзе. Но вершиной стилизации мне показался китайский танец в исполнении учащихся из Японии – Канон Судзуки и Юки Ямада. Ни одного лишнего движения, точные позы, выверенные акценты, красивые линии, словом, отрада для глаз! Браво!
Замечательно танцевали и главные герои – Маша-принцесса (Влада Бородулина) и Щелкунчик-принц (Руслан Стенюшкин), блеснув в финальном па-де-де виртуозным танцем! Украсили спектакль и забавный Паяц (Иван Поддубняк), милая куколка (Анита Ворошилова), энергичный негр (Ахлгрен Расмус), смелый Щелкунчик (Эрик Ботоев), задиристый и насмешливый Франц, брат Маши (Давид Джалиашвили), гордая и слегка коварная Луиза, сестра Маши (Габриэлла Джалиашвили), величественный Король мышей (Сергей Осминкин) и другие персонажи балета. Без преувеличения этот спектакль – это тот случай, когда хочется ВСЕМ воскликнуть «Браво!» Вы подарили незабываемое ощущение радости, добра, красоты и волшебства! Это так важно, особенно сегодня, когда позитива вокруг все меньше, а негатива все больше. Спасибо вам, воспитанники, преподаватели и сотрудники несравненной Академии русского балета имени А.Я.Вагановой!
И, конечно, особое восхищение оркестру Мариинского театра под управлением Гавриэля Гейне! В любом балете Чайковского музыка – это основа его успеха! Вчера она звучала поистине волшебно, и это позволяло верить во всякие чудеса, в том числе и в те, что происходили на сцене! Браво!


Рецензии