А у нас во дворе. Рассказ 8
Когда наступала зима, которая была снежной и морозной, дети в небольшую оттепель дружно приступали к постройке горки. Сначала общими силами скатывали огромные снежные шары и укладывали их друг на друга, ровняли поверхность и заливали водой. На это уходил не один день. Горка была высокой и длинной, поэтому к ней сооружали ступеньки. Кто-то из родителей шел помогать и советами, и делом. Наконец, горка была готова – чудо архитектуры!
Но тут заупрямились девочки – им нужна была красота. Они предложили слепить два снеговика. Учитывая, что девчонки принимали самое активное участие в сооружении горки, мальчики согласились с ними и стали опять катать шары. Снеговиков поставили рядом, снеговику-мужчине вручили в «руки» метлу, на голове – ведро, а у «женщины» была кокетливая шляпка из большой металлической тарелки, еще прилепили ей букетик искусственных цветов, да и нос из морковки был поменьше, зато глаза из угольков большие. Красота восторжествовала!
Наконец, можно было начинать кататься с горки. Стала подтягиваться детвора с картонками, фанерками, иногда съезжали и на собственной попе. Лихачи могли съезжать и на ногах стоя. Собиралось не менее 30 человек. Внизу горки часто устраивали «кучу-малу». Шум стоял до позднего вечера. Днем, когда дети были в школе, к горке подтягивалась малышня с родителями. Что интересно, когда в школе отменяли занятия из-за морозов (-30 и более), ребята с горки катались вовсю.
Еще зимой катались на лыжах в лесу, который был недалеко от дома, в трех км в лесу была естественная горка, один склон которой был пологим, а другой крутой с трамплином. Катя освоила трамплин, правда, сначала побаивалась, но, как говорят, смелость города берет. Такая красота была в зимнем лесу – заснеженные ели и кусты, и искрящийся снег на солнце, и тишина! Так и хочется сказать, как Савелий Крамаров: И «мертвые с косами стоят!» На самом деле, было совсем не страшно одной в лесу, про насильников и убийц в городе и слыхом не слыхали.
Зимой катались на коньках-снегурках. Такие коньки привязывали к валенкам, а затем затягивали небольшими палочками. Надо сказать, что и лыж с ботинками тогда не было, их тоже привязывали веревками к валенкам. На коньках катались в городском парке – огни, музыка, в общем красота!
Когда наступала весна и подсыхала земля, рисовали классики и прыгали по квадратам. Прыгали и через веревочку – два человека ее крутили, а остальные по очереди прыгали. Особым шиком было прыгать через две крутящиеся навстречу друг другу веревки и на счет. Еще играли «в стеночку», используя монеты. Играли в «ножички», очерчивая круг и «отрезая» у противника его «территорию». Но самой массовой игрой была «в вышибалы», когда дети делились на две команды – одна команда «вышибала» мячом другую, а та, которую «вышибают», бегала по большому прямоугольному полю и уворачивалась от мяча. Тут собиралось очень много детей. Мальчишки иногда играли в футбол, правда, редко. Любили играть в прятки, водящего определяли по считалкам. Особенно любили одну:
Вышел ежик из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить -
Всё равно тебе водить!
Девочки весной любили ходить в поле и собирать ранние цветы: желтые одуванчики и лютики. Из одуванчиков плели венки. В поле рос еще щавель, его тоже собирали.
Про летние игры Катя не может рассказать, т. к. ее отправляли в пионерский лагерь на две или три смены. Осенью игры были такими же, что и весной. Однажды затеяли криминальную игру, в которой принимали участие, как ни странно, девочки, и за которую им здорово досталось потом от родителей. Они решили построить себе «дом» из кирпича в укромном месте за сараями. Кирпич и цемент воровали на стройке, которая была недалеко от дома. Вечером рано темнело, девчонки пробирались на стройку, кирпич укладывали под кофту на молнии, которая внизу была на резинке. Ходок было сделано много. Потом стали сооружать «дом», куда мог поместиться только один человек. Дом получился на славу, с окном, дверью и плоской крышей из досок (доски тоже со стройки). Но при первой попытке туда залезть он обвалился и придавил кирпичами девочку. Отделалась она только синяками. Сложнее было потом с родителями. Мальчишки об этой затее знали, но девчонок не выдали. Зато потом насмешкам не было конца.
Особенно Кате запомнился праздник, который устраивали для жителей городские власти. Это было в конце мая, когда становилось тепло, и люди надевали летнюю одежду. Местом мероприятия выбрали огромную поляну в лесу в трех км от города (рядом с горкой, где зимой каталась Катя). К этому мероприятию готовились. Вставали рано утром, наряжали детей, которые выходили во двор и ждали родителей. У Кати было красивое платье синего цвета в мелкий белый горошек, с белым воротничком и крылышками вместо рукавчиков. Коса заканчивалась синим бантом, а второй бант привязывался у ее основания. Синие туфельки и белые носочки. В общем, умереть, не встать! У мамы было крепдешиновое платье в талию с широкой юбкой и с воланами на груди. У отца тенниска в полосочку с отложным воротником. Надо сказать, что жили тогда бедно, поэтому у мамы было только два «нарядных» платья, летнее шелковое и зимнее шерстяное.
Люди шли по лесной дороге потоком с детьми, сумками с едой, кто-то нес гитару с красным бантом. А у кого-то была гармошка. В центре поляны устраивались танцы и пляски с частушками, был массовик-затейник, который в перерывах устраивал различные игры. Устраивались и конкурсы на лучшую песню или пляску с вручением призов. По краю поляны были буфеты с водой, квасом и чаем, свежей выпечкой, пирогами, бутербродами и пирожными. Все было дешево. Продавали и мороженое, игрушки и воздушные шары. Молодежь стояла в сторонке, с насмешкой наблюдая за развлечениями «стариков». А «старикам» было за 25 и выше. У молодежи был свой праздник – танцы вечером в парке. Кто-то расстилал неподалеку одеяло, и компания садилась пировать, но пьяных не было, пили, надо сказать, умеренно. Еда была самая простая – соленые огурцы, квашеная капуста, сало, вареные яйца, картошка. Пели песни под гитару или гармонь. За детей не боялись, что потеряются в лесу. Потеряшек приводили к поляне, где их ждали родители. А большие дети могли и сами дойти до дома. О маньяках тогда не слышали. Недалеко был пруд, но никто не купался – женщины боялись испортить прическу и помять платье, а мужчины из солидарности тоже к пруду не ходили. Праздник продолжался до самого вечера.
Интересная деталь того времени. В празднике участвовало и городское начальство. Они так же, как и все, танцевали, участвовали в играх и внешне ничем не отличались. И приезжали в лес не на своих машинах. Неподалеку стояли грузовички, которые привезли еду и товары на продажу, стояла пожарная машина и машина скорой помощи. А вот легковых не было. Тогда было не принято подчеркивать свой статус. Это сейчас наша элита покупает дорогие машины, часы, золотые пиджаки и прочие побрякушки. Это называется – «из грязи да в князи».
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №217012302189