Сфинкс

На вершине холма тропинка расходилась: одним концом она спускалась в небольшую, около сорока метров, долину и далее заворачивала за широкую монолитную скалу, другим поднималась дальше ввысь, в безлюдные и тихие горы.
Когда я взошел на холм, то услышал жуткий, леденящий душу нечеловеческий крик. Над поворотом, меж двух отвесных скал, высоко в воздухе витал сфинкс. Мне показалось, что он не заметил меня, несмотря на мое открытое положение. Сфинкс был погружён в свои мысли, описывал в небе восьмерки, задевая оперенными крыльями белые тучи, будто чего-то ждал или даже выжидал. В моё сердце закралось чувство, что ждал он именно меня.
 — Здравствуй! — вдруг громогласно прокричал Сфинкс и, грациозно развернувшись в полете, подлетел ко мне. Его мягкие лапы коснулись горячих камней на вершине холма. Я почувствовал, что мне стало жарко.
 — Я надеялся, что ты поздороваешься, — пробормотал он. — Я хочу поиграть с тобой, человек.
 — Хорошо, — сказал я. Мой голос дрожал. — Ты ведь хочешь загадать загадку, верно?
 — Верно, — подтвердил Сфинкс, — Думаю, ты даже знаешь её. Как-то я дал одному хитрецу пройти, но этого больше не повторится. У тебя есть две попытки и неделя времени. Тут неподалеку есть пещера, в которой ты можешь спать, а если ты захочешь поесть, я посажу тебя на себя, обовью хвостом и отправлюсь на охоту. Надеюсь, ты любишь сырое мясо.
 — Выбирать не приходится, — сказал я и добавил. — Говори свою загадку.
 — Хорошо, человек, — согласился Сфинкс, — На свете живет существо. Утром, с восходом солнца, оно ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех.
Я шумно выдохнул и успокоился, так как знал ответ на эту загадку.
 — Это человек? — улыбаясь сказал я. Мое сердце прыгало от радости.
 — Нет, — ответил Сфинкс и вздохнул, — не человек.
Я судорожно сглотнул. Радость мгновенно испарилась.
 — Давай я провожу тебя к себе в пещеру, — предложил Сфинкс. Он обвил мое тело крепким хвостом и пересадил на себя. — Мой дом вон за теми холмами. Ты не смотри, это недалеко.
Его пещера действительно была недалеко, всего в полминуты быстрой езды. Сухой ветер гладил меня по волосам и шевелил гриву Сфинкса. Вокруг была лишь выжженная земля, да горячие камни, но когда мы подъехали к пещере я увидел несколько высоких пальм. Мы остановились у подножия скалы, там, где слева в рыжей породе кто-то будто вырезал вход в пещеру, а справа раскинулась чудесная роща: росли высокие финиковые пальмы, нежно шелестела изумрудная трава и тихо звенел источник.
 — Тебе нравится здесь? — спросил Сфинкс.
 — Да, конечно, как здесь может не нравиться.
Я подошел к источнику и умылся, вода была совсем холодной, так что от нее даже бежали мурашки по коже.
 — Выпей, — попросил Сфинкс. В его голосе послышались медовые нотки угрозы. Я зачерпнул ладонью из источника и выпил. Вода была обжигающе холодной.
 — Ты не сможешь уйти отсюда, пока я не разрешу. Я отправляюсь на охоту и вернусь поздно, — Сфинкс улыбнулся, и, подняв в воздух мелкий песок, взмыл вверх, развернулся и улетел прочь.
Вечером, когда солнце уже зашло, я все еще сидел у входа в пещеру. Земля вокруг окрасилась в ровный шелковый черный цвет. Стало очень холодно, и я развел костер. Вскоре прилетел Сфинкс, он держал в зубах незнакомую коричневую тушу. Я освежевал ее, и мы поужинали.
 — Многие боятся меня первые несколько дней, — протянул Сфинкс, — а некоторые даже прячутся в пещере от страха, но ты даже развел костер.
Он засмеялся.
 — Делать нечего. Лучше согреть врага, чем мерзнуть самому, — сказал я. Больше вопросов он не задавал, лишь свернулся клубочком и уставился на горячие языки пламени, такие же яркие, как и его глаза. Когда костер почти погас, он указал когтем на небольшой круглый камень неподалеку.
 — Это ж ты его переставил? Я помню, что он стоял за источником, а теперь совсем рядом с пещерой.
 — Да, — ответил я, — Решил продолжить работу над загадкой. Через неделю будет готово.
Сфинкс лишь кивнул и отправился спать в пещеру. Я посидел еще немного у костра, потушил оставшиеся угольки и пошел за ним.
Целую неделю он приносил мне пищу, а я готовил её. Сфинкс рассказывал мне, что никогда не покидал этого места. В молодости его тянуло на приключения, но сейчас его единственной забавой было поджидать путников на главной дороге и задавать им одну единственную загадку: "Что утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?". Я спросил его о причине, но он не ответил.
Ровно через неделю, когда Сфинкс собирался улетать на утреннюю охоту, я остановил его и подвел к круглому камню около входа в пещеру. Я глухо стукнул кулаком по макушке камня три раза и он ожил. У него было четыре тонких ноги, камень тут же упал, но, неуклюже поднявшись, медленно заковылял к источнику. Сфинкс рассмеялся:
 — Я боюсь представить, что будет, когда солнце достигнет вершины.
И действительно, когда солнце дошло до зенита, то камень откинул две тонкие ножки, оставив себе только одну пару. Теперь он неторопливо перекатывался, не в силах более стоять ровно. Вечером, на заходе солнца уставший камень вернулся ко входу в пещеру. Дойти ему помогла третья нога.
 — Я всегда мечтал найти того, что смог бы разделить со мной эти пустынные земли, потому и придумал эту загадку, — сказал Сфинкс, глядя на закат. — Никто до тебя не мог отгадать его и подарить мне друга. Я благодарен тебе, человек. Ты можешь идти.
Я улыбался не то счастливой, не то невероятно глупой улыбкой.
 — До свидания! — крикнул я на прощание Сфинксу и отправился прочь.
 — До свидания, — эхом повторил Сфинкс. И лишь камень тоскливо промолчал, помахав мне вслед тонкой каменной ножкой.


Рецензии