Экзистенциализм Мартина Хайдеггера

1. «Бытие и время» М. Хайдеггера крупным планом
2. Философы Мареевы о экзистенциализме Хайдеггера
3. Интервью М. Хайдеггера в журнале "Экспресс"
4. “Чёрные тетради” о философии Мартина Хайдеггера
5. Алекс Стайнер о философии Мартина Хайдеггера

1.  «Бытие и время» М. Хайдеггера крупным планом
Одним из родоначальников немецкого экзистенциализма по праву считается Мартин Хайдеггер (1889 – 1976). В творчестве мыслителя выделяют два периода. Первый период продолжался с 1927 г. до середины 30-х гг. В этот период философ пытался создать целостную систему, представляющую собой учение о бытии как основе человеческого существования (“Бытие и время”,  “Кант и проблемы метафизики” (1929), “О сущности основания” (1929), “Что такое метафизика?” (1929)). Второй период творчества начинается с 1935 г. и продолжается до конца жизни. Значительными работами второго периода является “Введение в метафизику” (1953), “Гельдерлин и сущность поэзии” (1946), “На пути к языку” (1959), “Ницше” (1961) и др.
«Среди великих мыслителей Хайдеггеру может быть отведено два места – в зависимости от того, как мы на него посмотрим, до какой степени мы его изучим и в какой мере мы ему поверим. Как минимум Хайдеггер является величайшим мыслителем современности, входящим в плеяду лучших мыслителей Европы от досократиков до наших дней» [3]. Посмотрим, стараясь быть объективным, насколько это славославие соответствует действительности.

1. Термины и определения
1.1. Современная традиционная  философия
• сogito (лат. «мыслю», «думаю») – всякий рефлексивный акт сознания субъекта (представление, мысль, желание и т. п.), в наличии которого субъект отдаёт себе отчёт.
• антитетический  – антитетичный, диаметрально противоположный,  контрастный,  полярный,   противоположный.
• апофатический метод  – метод теологического исследования в области богопознания, подразумевающий суждения о том, что не присуще Богу.
• аутентичность – аутентичным называют человека, осознающего свои переживания и чувства и способного проживать и адекватно выражать их в общении с другими людьми.
• банальность как качество личности –  склонность проявлять отсутствие своеобразия, оригинальности, самобытности; склонность мыслить тривиально, заурядно.
• бытие – «мир как целое».
• герменевтика – наука, связанная с истолкованием текстов, первоначальный смысл которых неясен ввиду их древности или неполной сохранности.
• декаданс – упадок, культурный регресс.
• демон – собирательное название сверхъестественных существ или духов, занимающих низшее по сравнению с богами положение, и бывающих как хорошими, так и плохими.
• имморальный – безразлично, равнодушно относящийся к нравственным, моральным нормам.
• интенциональность (от лат. intentio – намерение) – понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.
• интроспекция (психология) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов
• историзм (с точки зрения марксизма-ленинизма) – «научное» понимание действительности.
• историцизм (с точки зрения марксизма-ленинизма)  –  буржуазные концепции истории от В.Дильтея и О.Шпенглера до Р.Д.Коллингвуда и А.Тойнби.
• конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с позицией большинства.
• логос –  термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл).
• модус (от лат. modus) – мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо
• монада (греч. monas — единица, философия Лейбница)  – неделимая, непротяжённая, нематериальная, вечная субстанция. В основе мира лежит множество монад, которые образуют иерархию. В монаде заложено некое стремление к саморазвитию
• ноумен – умопостигаемое, в отличие от феномена, того, что постигается чувством.
• онтология (в идеалистической  философии) – метафизическое учение о бытии.
• парафразировать – перелагать что либо для пояснения.
• пролегомены – рассуждения, формулирующие исходное понятие и дающие предварительные сведения о предмете обучения; разъясняющее введение в изучение той или иной науки.
• протенция – акт проецирования на будущее приобретённого знания. Протенция предполагает удержание, т.е. воспоминание о прошлых ощущениях.
• ретенция – задержка, удерживание или сохранение чего-либо.
• референтная система – система закодированных представлений в сознании, производящая сравнение и «тестирование» поступающей информации об её истинности.
• симулякр – семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности.
• существование как экзистенция (по Баумгартену)  – действительность.
• сущность –  смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи
• топика (греч. topos - место) – техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на её основе мыслительное пространство.
• трансцендентный (идеалистическая философия)  – недоступный для познания.
• эксплицитное (латинское "explicito", "вовне явленное") – объяснённое, открыто выраженное; антоним – имплицитное.
• фундировать (от лат. fundus – основание) – обосновать, обосновывать.
• эго (лат. ego — «я») – часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и реагирует на воздействие физического и социального окружения.
• экспликация – объяснение условных обозначений на планах, картах; легенда.
• эссенция – это сам смысл вещи, то, что вещь есть сама по себе и чем отличается от других вещей.
• эсхатология:  1.религиозное учение о загробной жизни человека, о конце света, входящее составной частью во многие религии. 2.Краткое письменное сопровождение, содержащее правила пользования и т. п.
• эфемерный – скоропреходящий, непрочный, мимолётный, временный.
1.2.  Философия Хайдеггера
• All des Seienden – Gesamtheit aller Entit;ten, все объекты.
• Ausstand – то, что принадлежит делу, но чего ещё нет.
• Dasein – бытие человека. „Dasein“ ist Heideggers Ausdruck f;r Mensch. Wenn ich von Dasein spreche, meine ich immer mich selbst, immer mein Dasein. Wenn Sie von Dasein sprechen, meinen Sie immer sich selbst. Dasein gibt es somit nie in der Mehrzahl.
• Mitdasein – „Mitdasein“ ist Heideggers Ausdruck f;r Mitmensch. Wenn ich von Mitdasein spreche, meine ich nie mich selbst, sondern immer die  anderen Menschen. Wenn Sie von Mitdasein sprechen, meinen Sie immer die anderen Menschen und nie sich selbst; не Я*.
• Nichtdaseinsm;;iges Seiendes: Alles, was nicht den Charakter des Daseins hat, also alles andere, was es gibt, ist nichtdaseinsm;;iges Seiendes; всё, что не имеет характера Dasein
• Sein – существование, бытие, естество.
• Seink;nnen – различные возможности в будущем для Dasein.
• Sein und Zeit – Ты и Твоё становление*.
• Sein des Daseins – Leben des Menschen; жизнь человека.
• Seiendes vom Charakter des Daseins – подразделяется на Dasein und Mitdasein.
• бытие –  существование вещей во времени, или экзистенция.
• вычисляющее мышление  –  планирует и исследует, калькулируя возможности, но не анализируя последствия их реализации.
• осмысливающее мышление – в своих крайностях отрывается от действительности, но при наличии специальной подготовки, и упражнений способно постичь истину. 
• истинное –  это действительное.
• метафизика в традиционном понимании – синоним философии вообще или синоним фило
  софии, игнорирующей диалектику.
• неподлинное бытие –  перевес моментов настоящего. Мир вещей заслоняет от человека его конечность. Неподлинное существование это мир анонимности.
• нигилизм – приходящая к господству истина о том, что все прежние цели сущего пошатнулись. Нигилизм установливает новые ценности. 
• Ничто – определяет обыденное человеческое существование.
• подлинное существование – осознание человеком своей историчности, конечности и свободы. Оно возможно и осуществимо только перед лицом смерти.
• сущее – наличное бытие;  в старой философской традиции  –  dasein.
• существованием в “Меn” – существование человека в Ничто.
• феноменология –  знание толкования (синоним – герменевтика).
• экзистенциальное существо – существо, открытое для познания сущего

1. Понятие историцизма и историзма
В работе «Бытие и время» Хайдеггер выступает против историзма – философски оформленного культа истории: она есть «особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей». Цели эти почитаются либо заведомо благими, соответствующими глубинным нравственным запросам нашего существа, либо сверхморальными, лежащими как бы «по ту сторону добра и зла». История сама знает, куда ей идти, располагает полными гарантиями успешности своего предприятия и «в конечном счёте» окупает все жертвы и издержки. Что бы ни делали люди, история не может ни потерпеть крушение, ни изменить своё направление. Рано или поздно» она исправляет все ошибки, зализывает все раны, нанесённые ей волюнтаризмом и авантюризмом..
Историческое действие становится чем-то «одномотивным» с повседневной борьбой за экономическое выживание, подчиняется тому же самому стремлению не отстать, не оказаться в числе неудачников, не сделаться жертвой плохо понятой конъюнктуры.
Характерные черты историцизма как философски оформленной доктрины [4]:
1) финалистский детерминизм;
2) идея провиденциальной (разумной) необходимости;
3) стремление оправдать зло, несправедливость и насилие в качестве действенных орудий прогресса;
4) истолкование настоящего как полной истины прошлого и презрительно-ироническое отношение к проблеме упущенных и нереализованных возможностей.
Исходные историцистские установки ярче всего представлены в гегелевской «Философии истории» и в контовской «Системе позитивной политики».Термин «историзм», с точки зрения марксизма-ленинизма – «научное» понимание действительности.
2. Фундаментальная онтология Хайдеггера как версия неоисторизма
Тенденция и пафос «Бытия и времени»: «Изначально исторично Dasein и только оно одно...». Хайдеггер пишет: «Тезис: Dasein исторично,  не исчерпывается констатацией того факта, что человек представляет собой более или менее важный «атом» в передаточном механизме мировой истории. Dasein – утверждаем мы – является первично историчным. Все же прочее, встречающееся в мирской сфере, представляет собой вторично историчное... Можно сказать, что вульгарное понятие «всемирной истории» возникает именно из ориентации на эту вторичную историю и из непонимания её производного характера...». Хайдеггер  с самого начала накладывает запрет на идею вечного, вневременного, надисторического бытия. Тем самым он отделяет свою философию от учений, признающих существование надвременного царства «идей», «ноуменов», «сущностей», с одной стороны, вечной и неизменной «природы человека» — с другой.
   Признавая истинность историзма как объективного воззрения, Хайдеггер вместе с тем настаивает на том, что само это воззрение (в «Бытии и времени» оно именуется онтическим) вовсе не является единственно возможным. Существует ещё собственно онтологический взгляд на реальность, обеспечиваемый феноменологией.
      Феноменологическое рассмотрение позволяет человеку увидеть себя самого как такой род сущего, который, непременно пребывая во времени, не является тем не менее полностью подвластным ему, не является потому, что по способу своего бытия он сам есть время, или «сам простирает и длит время, сам себя временит». Если общество, природа, мир в целом в лучшем случае «имеют историю», то человек обладает онтологической привилегией непосредственно «быть историей». Свою собственную задачу Хайдеггер видит в том, чтобы, принимая «онтическую истину историзма», освободиться от гипостазирования онтического подхода к бытию и открыть людям глаза на мистически глубокую историчность их собственного индивидуального существования.
Два обстоятельства, которые редко принимаются во внимание при анализе хайдеггеровской фундаментальной онтологии: во-первых, Хайдеггер прямо рекомендует себя как критического наследника предшествующего историзма и, во-вторых, главная претензия фундаментальной онтологии есть претензия на преодоление историзма.
    Следует отметить, что сами термины «историчное» и «историчность» имеют у Хайдеггера совершенно необычный и парадоксальный смысл. С начала XIX столетия философия понимала под историчностью человека изначальную включенность человеческого индивида в историю, его принадлежность к известному периоду, стадии, эпохе общественного развития.
Хайдеггера такое толкование историчности не устраивает. «Бытие и время» отстаивает такую историчность человеческого бытия, которая не определяется историей общества и не зависит от этой истории – человек историчен сам по себе, изначально и извечно, безотносительно к смене периодов и эпох общественного развития. Жизнь человека биографична и людские биографии имеют некоторую всеобщую, воспроизводящуюся смысло-временную структуру, которая и есть история в её первичном, исходном, досоциальном значении.
Гегель представлял себе единичного индивида как персонажа во всемирно-исторической драме, для Хайдеггера же драмой является жизнь каждого единичного индивида, независимо от того, вносит ли он какую-либо лепту во всемирно-историческое движение. Сыграть эту драму, воплотить её,  как бы от века предначертанный сюжет, свершить свою собственную историю, не выводимую ни из каких общественных тенденций, потребностей и коллизий – такова, согласно Хайдеггеру, подлинная миссия всякого явившегося на свет человеческого индивида. По своей формальной структуре история эта одинакова для всех индивидуальных судеб. Выявление такого рода структуры, тождественно-единой формы историчности и есть непосредственная задача «Бытия и времени».
Какова же эта форма? Человеческое существование, пишет Хайдеггер, имеет характер события – простейшей исторической реальности, исторического факта, исторического явления. Быть событием непосредственно означает «быть самим собой», «осуществиться», «состояться», «обрести свою собственную самость». Экзистенциально  понятое человеческое бытие и есть первоисторическая реальность, от которой заимствуют свою историчность все другие явления и процессы, возникающие как результат человеческой деятельности или вовлечённые в её поле.
Хайдеггер поставил перед собой задачу:
1) «оставить в стороне» «мировую историю» с её стадиями и периодами, тенденциями и закономерностями;
2) сосредоточить внимание на временной структуре любой и всякой индивидуальной жизни, на фазах («экстазисах») самого акта сбывания, осуществления неповторимо личной судьбы;
3) после того как эта структура будет аналитически прояснена и обрисована с помощью специфических, только ей адекватных категорий (экзистенциалов), вновь вернуться к проблеме строения «мировой истории» и решить её без рационалистических мистификаций.
Общий замысел фундаментальной онтологии – это неоисторизм, но ни один из западных интерпретаторов фундаментальной онтологии не уделил этому притязанию  сколько-нибудь серьёзного внимания. В «Бытии и времени»  видят все что угодно: оригинальный вариант философской антропологии, необычную разработку феноменологической темы «жизненного мира», парадоксальную разновидность психоанализа, один из первых набросков концепции «массовой культуры», «новую психологию творчества», но только не претензию на «коперниканский переворот» в области философии истории.  Дело в том, что всё его творчество – лишь «прицеливание и примеривание» к решению проблем философии истории. Ничего серьёзного в этой области Хайдеггер не создал. Плод его труда – неоисторицистски  ориентированная антропология и этика. Каждый  человек неморален  и нравственно неполноценен, если он не умеет или отказывается жить в духе «первичной историчности Dasein».  Мало того, эта вера и приверженность рассматриваются Хайдеггером в качестве необходимой предпосылки  превращения фундаментальной онтологии в действительную теорию исторического процесса.
Фундаментальна онтология Хайдеггера:
-  во-первых, возвышает требование самосознания и самоосуществления над всеми другими нравственными императивами, не останавливаясь перед имморалистическим выводом: «Все позволено в видах самореализации»;
- во-вторых, трактует самоосуществление как действие, вызывающее в индивиде полный антропологический переворот, принципиальные изменения в самоощущении, в переживании мира, людей и времени;
- в-третьих истолковывает задачу самоосуществления как необходимо антитетическую по отношению к истории, к реализации её запросов, потребностей и тенденций.
Неоисторизм Хайдеггера — это прежде всего особого рода моральная проповедь и лишь затем методологический принцип, инструмент перестройки исторического знания и сознания.
Буквальные требования этой проповеди, в сущности говоря, очень просты: «Пойми себя самого!», «Сбудься!», «Свершись!», «Осуществи свои собственные возможности !».
Персоналистская идея борьбы за свою подлинную личность в фундаментальной онтологии неотделима от идеи противостояния общественно-историческому развитию и переноса на личность того достоинства историчности, событийной содержательности, которое классическая философия связывала в первую очередь с обществом как целым.  Хайдеггеровское «сбудься» непосредственным образом подразумевает: «Посвяти себя собственной судьбе, а не трансцендентному, возвышающемуся над тобой и несоизмеримому с тобой историческому процессу».

3. Философия поступка М.М. Бахтина
     В 1921 году М. М. Бахтин, проживавший тогда в провинциальном Витебске, написал работу «К философии поступка». Ни на какое построение «новой онтологии»  Бахтин не посягал, никакого неоисторизма учреждать не собирается.  Оригинальное устремление М. М. Бахтина достаточно выразительно обрисовано следующей его декларацией:
«Жизнь может быть осознана только в конкретной ответственности. Философия жизни может быть только нравственной философией... Отпавшая от ответственности жизнь не может иметь философии: она принципиально случайна и неукоренима... она непроницаема для понимания».
     Автор «К философии поступка» гораздо ближе к методологическим новациям современной философской герменевтики, чем создатель фундаментальной онтологии. И это как раз то, что нужно для дальнейшего развития традиции  историзма в противовес историцистским иллюзиям, унаследованным от XIX столетия.

4. Не ускоряй грядущее, а только спрашивай, да вслушивайся
Хайдеггер: люди не могут ускорить приход грядущего [1], но они могут увидеть его, только надо научиться спрашивать и вслушиваться в бытие. Изучать мир посредством прислушивания может лишь новая философия, которая не должна быть связана ни с прежней “научной философией”, ни с наукой.
//1. Маркс говорит, что светлое будущее человечества в его руках, но для этого следует не «спрашивать» мир, а всё время активно изменять его. Убогость позиции Хайдеггера играет на руку буржуазии. Применительно к российским условиям: у тебя украли твою страну, а ты – быдло, не ищи справедливости. Только сиди и «спрашивай»... да «вслушивайся!».   
2. Истинная современная философия базируется на достижениях всей прежней философии и науке. Поэтому у новой  реакционной хайдеггеровской философии нет будущего.   

5. Только перед смертью человек начинает понимать себя
     Хайдеггер: Смерть – это способ быть, который человек берет на себя, едва он рождается. То есть смерть Хайдеггером парадоксальным образом трактуется не как небытие, а как вид бытия, как часть бытия, причём как часть подлинного бытия-в-мире. Смерть открывает саму человеческую самость, предельно обнажает саму сущность Dasein, смысл человеческого существования. Как же нам приоткрывается эта предельная возможность, как нам приоткрывается сама смерть? Здесь огромную роль играет феномен Ужаса и так называемая экзистенциальная ситуация. "Ужас» в корне отличен от боязни и от страха. Брошенность в смерть приоткрывается человеку именно в расположении ужаса. В ситуации ужаса выявляется не только смерть, но и сама жизнь, сам смысл существования, само бытие. Посредством ужаса сущее, жизнь, человеческое существование не уничтожается, как раз наоборот – в ужасе приоткрывается и сущее как таковое.
//Ну конечно, человек, понимая свою смертность, построил дом, родил сына, посадил дерево, написал признанные миром шедевры... Но что он такое, он так и не понял. Озарение пришло лишь в состоянии агонии перед положение во гроб. 
Заключение
1. Славословие Хайдеггера профессором Дугиным означает, что «учитель» либо сам ничего не понял в опусе бывшего нациста, либо осознанно работает во вред России.  Имморализм, очевидно, коррелирует с преступностью, которая и без того выходит в стране за все разумные рамки.
2. Философов-хайдегеррианцев в РФ, по самым скромным оценкам, десятки. Их процветанию  способствует реакционная политика Путина, навязывающего светскому государству  религию, вместо того чтобы воспитывать народ в духе общечеловеческих норм гуманизма.
3. В интересах благонравия следует запретить в России восхваление экзистенциализма Хайдеггера, не чиня при этом никаких преград для изучения, обсуждения и критики этой бездарной и вредоносной поделки.      
Источники информации
1. Философия Мартина Хайдеггера.  2. Философия Хайдеггера. Algimantas Sargelas. http://sargelas.com/filosofiya-khajdeggera
3.  Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. Глава 19.
     4. Соловьёв Эрих. Судьбическая  историософия М. Хайдеггера.    
   http://scepsis.net/library/id_2661.html

2. Философы Мареевы о экзистенциализме Хайдеггера
     М. Хайдеггера, безусловно, можно считать учеником Э. Гуссерля [1], ассистентом которого он был с 1918 года. Однако довольно рано Хайдеггер занял критическую позицию по отношению к его методу, считая, что в акте феноменологической редукции ещё сохраняется традиционная установка на погружение вовнутрь сознания и можно продвигаться к неким чистым мыслительным структурам.
1. Как Хайдеггер понимал человеческое бытие
По мнению самого Хайдеггера, своеобразие человеческого бытия состоит в том, что это нечто подвижное, становящееся, вечно выходящее за свои пределы. Оно не нуждается в специальной процедуре философской рефлексии для того, чтобы выявить его суть. Оно само говорит о себе и своём устройстве в процессе жизненного обнаружения.
Собственная философская позиция Хайдеггера стала просматриваться в его лекциях 1919 года, в которых он уже активно полемизирует с Гуссерлем. Цикл лекций, прочитанных Хайдеггером в университете Марбурга, стал основой его работы «Бытие и время», в которой впервые систематически изложены его воззрения. Именно этим трудом, опубликованным в 1927 году, Хайдеггер заявил о себе как об оригинальном мыслителе.
2. Хайдеггер отказался от дискурса
Феноменологический метод, который Хайдеггер считал по сути главным достижением Гуссерля, он существенно уточнил и изменил. Согласно классическим представлениям задача науки состоит в продвижении от явления к сущности. Не то у Хайдеггера: «Феноменологически противосмысленно говорить о феноменах как о неких вещах, за которыми стоит что-то ещё,  как о представляющих, выражающих что-то в явлениях. За феноменом ничего нет, точнее, применительно к феномену вообще невозможен вопрос об этом «за», поскольку то, что дано как феномен, есть как раз таки нечто в себе самом» [2] .
Но таким образом философия отрывается от научного дискурса и противопоставляется науке. «Предметы философского исследования носят характер феномена. Коротко говоря, исследование направлено на феномены и только на них» [там же, с. 92]. Гуссерль же ставил себе задачу путём феноменологического метода открыть  первоочевидности,  в том числе и для науки..
Хайдеггер отбрасывает классическое понятие сущности, у него само явление существенно. Мы, мол, наблюдаем непосредственное тождество сущности и явления. Именно в этом смысле человеческое бытие, по Хайдеггеру, отличается особой открытостью. Сущность оказывается у Хайдеггера встроенной в акт восприятия: «Когда я в акте чувственного восприятия вижу некий объект, хотя бы тот же стул, то я вижу в известном смысле не весь стул, но лишь одну его сторону, вижу его лишь в одном аспекте. Скажем, если я вижу верхнюю поверхность сидения, то не вижу нижнюю. но,  тем не менее, если я не вижу ножки стула, я ведь не думаю, что они отпилены. Войдя в комнату и взглянув на шкаф, я вижу не просто дверцу или некую поверхность, но –  и это составляет смысл восприятия – собственно шкаф» [там же, с. 48.]/
//Если Хайдеггер понимает термин «явление» в общепринятом смысле, то его позиция – явная глупость. Если же нет, то нам он предлагает «два», а сам в уме держит «три», что не совместимо с общепринятой культурой научного творчества.
3. Хайдеггер потерял различие между грёзой и действительностью
Согласно Канту и Фихте, целостность образа восприятия обеспечивается априорным синтезом при помощи воображения: уже для того, чтобы видеть шкаф, а не просто линии и т.п.,  надо обладать воображением. Но в немецкой классике оно было способом представления, т. е. тем способом, благодаря которому я представляю себе предмет в его целостности. У Хайдеггера представление и воображение оказывается одним и тем же: «представление мы будем понимать как простое воображение» [там же, с. 48].
     Таким образом утрачивается всякое различие между грёзой и действительностью. Ведь как раз воображение позволяет нам не только отождествить сущность и существование, но и различать их и тем самым отличать  своё существование от существования других. Именно благодаря воображению человек способен осознать себя. А у Хайдеггера человек, по сути, теряет сознание и в конце концов становится непосредственно тождественным своему бытию в качестве просто чувствующего тела.
4. Отказ от трансцендентализма
Другой важной новацией Хайдеггера является отказ от принципа трансцендентализма, который позволял говорить о единстве субъекта и объекта  и об их различии. Но уже у Гуссерля субъект оказывается замкнутым в самом себе, тождественным своему в-себе и для-себя-бытию, своему Dasein. Начиная с «Бытия и времени», Хайдеггер пользуется этим  для обозначения противостоящего остальному сущему человеческого бытия.
5. Подмена рефлексии этимологией
Гуссерлевская феноменология «чистого сознания» превращается у Хайдеггера в феноменологию человеческого бытия. В классической философии Dasein тоже есть результат становления, переходом из Небытия в Бытие. Причём этот выход за пределы наличного бытия в Бытие осуществляется путём рефлексии. Но поскольку этот обычный научный метод не признается Хайдеггером, то человек у него  прорывается к Бытию и ко Времени только экстраординарным способом. И едва ли не главную роль в таком прорыве играет переиначивание обычных значений слов. В результате этимология со временем превратится у него в своеобразную метафизику.
6. Хайдеггер отказывает рациональным формам самоанализа
Уже в немецкой классике было обнаружено единство процесса самосознания и осознания мира. Я не могу понять себя, доказывал Фихте, не соотнося при этом себя с другим, т.е. с внешним миром. Однако верно понятый акт самосознания у Фихте имеет сугубо теоретический характер. В результате в основу человеческого сознания закладывается тот акт теоретической, философской рефлексии, который на деле доступен человечеству только на высших ступенях культурного развития. Недаром система логических категорий в её философски отрефлектированной форме оказалась у Гегеля и начальным, и конечным пунктом в саморазвитии Абсолютного Духа.
Хайдеггер полностью отказывает теоретической и рациональной формам самоанализа в праве на выражение сути. Суть же, согласно Хайдеггеру, заключается в том, что понимание человеком самого себя происходит лишь в конкретных жизненно-бытийных формах,  какой, к примеру, является мифология. Здесь следует ещё раз напомнить, что отличие человеческого бытия от других видов сущего состоит как раз в том, что это не просто «чистое сознание», а осознающее и понимающее себя жизненное бытие  – «Dasein», «экзистенция».
7. Человек осмысливает своё бытие только потому, что он смертен
Радикально отмежевавшись от разумности во всех её формах, Хайдеггер сосредоточивается на спонтанном самовыражении человеческого бытия и его экзистенциалах. Заимствуя у Киркегора представление об экзистенциале, Хайдеггер наполняет его новым содержанием. Напомним, «экзистенция»  означает «выход за пределы наличного». Экзистенция, согласно Хайдеггеру, есть устремлённость бытия вовне, близкая к экстазу.
Но подобную устремлённость он, как и Киркегор, связывает с конечностью человеческого существования. Именно потому, что человек знает о своей конечности и смертности, ему открыты бытие и время. //Утверждение: человек в состоянии понять смысл своего бытия только потому, что он однажды умрёт, уместно разве лишь среди обитателей известных домов. Во всяком случае не на страницах философских трактатов.
8. Банальные рассуждения о «проекте» и отчуждении
Центральный экзистенциал у Хайдеггера – это «забота», посредством которой он пытается выразить неотделимость субъективного и объективного в человеческом бытии. С другой стороны, «забота» выражает момент «убегания» бытия от самого себя, выхождения его за свои собственные пределы. Ведь бытие всегда есть то, что оно не есть. Эту сторону бытия Хайдеггер иначе обозначает как «проект». Человек – единственное существо, которое способно проектировать себя, предполагая большее, чем есть на самом деле.
В том случае, когда момент вещественности выходит на первый план, бытие обретает характер неподлинности. И окончательно избавиться от неподлинного человеку невозможно. Таким образом, Хайдеггер по сути сводит феномен отчуждения к некой обречённости человека взаимодействовать с вещами. Говоря языком классики  – отчуждение у Хайдеггера оказывается неотъемлемой стороной человеческой жизни.
9. Перл: из обыденности человека вырывает только страх
Неподлинному бытию у Хайдеггера соответствует неподлинная философия, которая проповедует объективный взгляд на человека. Но главное то, что усреднённость становится сутью взаимоотношений людей. Такого рода отчуждённые отношения, когда люди вполне взаимозаменяемы, он именует «das Man». И вырваться из этого состояния человек может с помощью «экзистенциального страха» который основан на все том же страхе смерти. И это по сути основное средство, способное вырвать человека из тисков обыденности. При этом,  возвращаясь посредством страха к самому себе, человек возвращается к подлинному ощущению другого. Ведь моё бытие изначально «знает» о существовании других. И для этого ему не нужны никакие внешние сигналы.
10. Хайдеггер и фашизм
Известным фактом в биографии Хайдеггера является то, что в 1933 году он вступил в нацистскую партию и принял от нацистов предложение стать ректором Фрейбургского университета. В этом поступке выразились его тогдашние надежды в отношении нацистского движения, касающиеся оздоровления нации. Через год он покинул пост ректора, но из-за участия в нацистском движении после Второй мировой войны его лишили права преподавания.
//Экзистенциализм Хайдеггера способствовал приходу к власти Гитлера по причине своей имморальности.
11. «Сдвиг» Хайдеггера к мифологии
Сдвиг в симпатиях Хайдеггера от Киркегора к Ницше и от христианства к мифологии был не случаен. Отождествляя сущность с явлением, Хайдеггер стремился спасти неповторимую индивидуальность, во многом возникшую благодаря христианству. Платой за отказ от классической методологии стала трансформация самих приоритетов,  когда безличное оказывается интереснее личности. Более того, бытие, которое в начале пути было наполнено неповторимым содержанием, в итоге в последних работах стало отождествляется Хайдеггером с Ничто.
Человеческое самосознание оказывается у Хайдеггера сращенным с пониманием и переживанием мира. Но это совсем не то единство самосознания и осознания мира на почве деятельной разумной способности, о котором говорил Фихте. Хайдеггер совсем не случайно обращается к ранним формам культуры, и в частности, к мифологии, в которой осознание человеком себя непосредственно совпадает с формами осознания внешнего мира. В силу этой изначальной сплавленности и нерасчленённости у эпического героя, как отмечают специалисты, ещё нет акта самосознания, без которого невозможен современный человек и современная культура. А потому его оценка себя неотделима от осознания и переживания внешнего мира.      
12. Антиисторизм Хайдеггера
Понимание соотношения форм сознания, конечно, предполагает исторический взгляд на человека и его развитие. Именно при историческом подходе можно выделить целый пласт неразвитых и маргинальных культур, в которых человек ещё не владеет языком разумного самоанализа, тем более в его теоретической форме.
Но вся сложность проблемы обнаруживается при воспроизведении этих по сути архаических форм в современной культуре, а также их взаимодействии с более поздними формами освоения мира. Однако,  в силу антиисторизма Хайдеггера  указанной проблемы  для него не существует.
13. Экзистенциализм Хайдеггера даёт начало герменевтике
Уже в работе «Бытие и время» Хайдеггер определяет свой метод как некую «герменевтическую феноменологию», которая ближе к Дильтею, чем к Гуссерлю. Уже здесь он пытается «вслушаться» в слово. Именно в этой работе 1927 года начинаются его знаменитые эксперименты с языком, которые будут играть важную роль в его поздних работах. Тем не менее, в поздних работах Хайдеггера акцент делается не только на открытости, но и на потаённости бытия, которая являет себя в сложных символах и поэтических образах.
14. «Поздний» Хайдеггер
«Поздний» Хайдеггер активно интересуется происхождением метафизики. Но эту проблему, как и истину самого бытия, он теперь решает только при посредстве анализа языка. Широко известен тезис Хайдеггера из книги о Платоне: язык – это дом бытия. Хотя современная культура и забыла бытие, поплатившись за это нигилизмом, оно, согласно Хайдеггеру, ещё живёт в языке. Раньше язык был «сказанием» (Sage) и «речением» (Reden),  его ассоциировали с частью самого человека – с его языком. А теперь, сетует Хайдеггер, под языком понимают только способ передачи информации.
Последние работы Хайдеггера связаны с интересом к языку в его изначальных архаических формах. Хайдеггер пытается воссоздать дологический, синкретический язык,  современным прообразом которого является язык поэтов. Отсюда его особое внимание к творчеству немецкого поэта Гельдерлина, воспевавшего новую мифологию.
Заключение
1. Профессор Дугин [3] утверждает: «Как минимум Хайдеггер является величайшим мыслителем современности, входящим в плеяду лучших мыслителей Европы от досократиков до наших дней». Моё личное мнение по этому поводу – величие философии несовместимо с имморализмом. Более того,  попытка построить новую философию в отрыве от достижений всей предыдущей философии и науки говорит, мягко говоря, о бездарности философа. А авторы «Философского словаря» [4] убеждены в том, что «Глубокий пессимизм, откровенная враждебность науке делают экзистенциализм одним из главных орудий современной идеологической реакции».   
2. Учение Хайдеггера способствовало приходу к власти Гитлеру потому,  что оно вознесло низменные инстинкты  человека над общечеловеческой моралью и облегчило оболванивание бюргеров в духе «Deutschland ;ber alles». Но таким же путём, очевидно, можно обрабатывать и россиян в духе господствующей клептократии. Так что рано, господа, предавать забвению реакционный опус «великого» философа  – изучайте, обсуждайте и думайте о том, куда «катится» путинская Россия. 
Источники информации
1. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. 2004. – 880 с.
2. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск. 1998. С.93.
3.  Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. Глава 19.
     4. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина . – М.: Политическая литература, 1963.  – 544 с.

3. Интервью М. Хайдеггера в журнале "Экспресс"
(http://www.heidegger.ru/tovarnitski.php)
Корреспонденты: Фредерик Товарницки, сотрудник журнала; Марк-Мишель Пальмье, автор книги "Политические сочинения Хайдеггера" (L'Express. 1969. 20-26 oct. P.79-85).
Ниже представлены лишь избранные вопросы и ответы. «//» – знак комментария автора заметки.
1. Может ли философия играть роль в преобразовании мира, как этого хотел Карл Маркс? – Философия никогда не может непосредственно придавать силы или создавать формы действия и условия, вызывающие историческое событие. //Я думаю, что философия должна стремиться к недостижимому в принципе идеалу по Марксу.
2. Каков смысл философии? – Она не есть "знание", которого можно достигнуть и сразу использовать. Она касается всегда только ограниченного числа людей и не может быть оценена с помощью общих критериев. //Философия и знание и мировоззрение. Даже неграмотный человек, на мой взгляд, сразу поймёт, к примеру, закон перехода количества в качество. А «Бога придумал человек по своему образу и подобию» поймёт даже троечник. Философ любит напускать туман даже на простые вещи.
3. Могла ли история принять другое направление? –  Как знать? Для меня нет ничего фатального. История не подчиняется детерминизму марксистского типа. //Вот это очень верно.
4. Вас представляют порой как хулителя техники и современного мира. – Это абсурд. Будущее, вот что важно.
5. Как вы понимаете взаимоотношение философии и науки? – Это очень трудный вопрос. Наука распространяет сейчас свою власть на всю Землю. Но наука не мыслит. Её путь и её средства таковы,  что она не может мыслить. //У философии и науки, вообще говоря, разные предметы исследования и потому они не конкурируют, а дополняют друг друга. Хайдегггер в понятие «мыслит», по-видимому,  вкладывает какой-то свой смысл, хотя говорить заумно в интервью не принято. 
6. Это недостаток? – Нет, преимущество. Благодаря тому, что наука не мыслит, она может утверждаться и прогрессировать в сфере своих исследований.
7. Но, однако, сегодня стремятся отождествить саму мысль с наукой. – Только тогда, когда признают, что науку и мысль разделяет пропасть,  их взаимоотношение станет подлинным.
8. Вы сказали: «Наука не мыслит». Не правда ли, это шокирующее утверждение? – Разумеется, однако без мысли наука бессильна. самое важное в наше время – то, что мы ещё не мыслим по-настоящему.
9. Что Вы хотите сказать? – На протяжении веков человек слишком много действовал и слишком мало мыслил. В мире, который постоянно предоставляет нам возможность мыслить, мысль все ещё не существует (ещё не возникла).
10. В Германии о Вас говорят мало, Вы продолжаете сохранять существенное влияние. но Вас почти не цитируют. – Тем лучше. Это не имеет значения. Мой брат смеётся над этим. Он называет это клептоманией. //Философию Хайдеггера не признали ни фашисты, ни коммунисты. Правда, фашистам она помогла оболванить доверчивых бюргеров.
11. Ваше творчество в мире, постепенно ослабевает. – Да, и поэтому забавно, что число книг, посвящённых мне, с того времени утроилось. Мне говорили, что оно превышает, кажется, три тысячи.
12. Маркузе признает, например, что современная техника –  не простое накопление машин, а планетарный закон; что человек сегодня вовлечён в него, не имея вдобавок, никакой реальной власти над ним. – Я часто писал такое. //Фантазёрство – нет такого закона, считаю, а вся власть над техникой всецело в руках человека.
13. Вопрос, который ставит Маркузе, –  это вопрос о судьбе человека, порабощённого этим порядком. Техника для него –  форма мирового существования, которая подчиняет жизнь труду. – Да, это похоже на Хайдеггера. Я писал, в том смысле, что тоталитаризм – это не просто форма правления, но следствие необузданного  господства техники. Человек сегодня подвержен безумию  своих произведений... Бытие мыслится Марксом как Природа, которой нужно овладеть и управлять. Маркс остаётся самым крупным гегельянцем.
14. А Фрейд? – Психоанализ – очень важная дисциплина. Я считаю её, скорее, терапевтической. Но её философские позиции несостоятельны.
15. Почему? – Потому, что она биологизирует сущность человека.
16. Кажется, Вы покидаете бесплодную почву метафизического исследования и начинаете вопрошать поэтов: Гёльдерлина, Мёрике, Рильке, и особенно Тракля. – Я писал об этом: философия и поэзия стоят на противоположных вершинах, но говорят одно и то же.
17. Как Вы относитесь к тому, что Ваше творчество привлекает такое внимание.  – Невозможно обойти те вопросы, которые я поставил.
18. Интересовались ли Вы другими философскими работами? – Сегодня то, что называют философией, редко бывает чем-либо иным, кроме как отпечатком технической идеологии, заимствующим методы, свойственные физике и биологии. Это не является подлинным философским вопрошанием. Вспомните слова Ницще, которые я уже цитировал: «Нам остаётся искусство, чтобы не погибнуть перед истиной».
19. Есть две темы, по поводу которых Вы отказываетесь отвечать то, над чем Вы работаете, и проблема Бога. – Я предпочитаю, чтобы читали мои сочинения. //Без Бога, полагает философ, человек не сможет создать жизнеспособное общество – вздор, конечно.
20. Вы охотно говорите, что сегодня истинные вопросы остаются незамеченными, существенные проблемы ещё не поставлены. Считаете ли Вы, что в будущем их поставят/?
– Кто знает? Быть может, через два или три столетия. //С этим трудно согласиться – истинные философские вопросы давно поставлены и решаются уже тысячелетия.

4. “Чёрные тетради” о философии Мартина Хайдеггера
При написании статьи использовались в основном материалы статьи Ивана Грано [1].
1. Две точки зрения на философию Хайдеггера
Профессор МГУ Дугин Александр Гельевич [2]: «Мартин Хайдеггер — в высшей степени фундаментальный автор. Хайдеггер необходим любому, кто живёт в сегодняшнем мире, в сегодняшней России, и хоть как-то пытается обосновать факт своего наличия,  присутствия... Как минимум Хайдеггер является величайшим мыслителем современности, входящим в плеяду лучших мыслителей Европы от досократиков до наших дней... Даже те, кого его философия оставляет равнодушными или кто с ней не согласен, опираясь на иные идеи и движения мысли, безусловно, признают его величие. В качестве просто великого философа мировой истории Хайдеггер общепризнан» [2].
Философский словарь под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина [3, с. 492]: «Глубокий пессимизм , откровенная враждебность науке делают экзистенциализм Х. одним из главных орудий современной идеологической реакции».  Хайдеггер был, в частности, убеждён в том, что философия Нового времени не должна опираться на достижения прежней философии и науку. Можно ли после этого утверждать, что он – великий философ?.. Нет – бездарный.   
2. Нацист из засады
Как следует из содержания начальных частей «Чёрных тетрадей» Хайдеггера (94-й том собрания сочинений философа), мы плохо знали этого «великого мыслителя». Интересная информация об этом содержится в статье Маркуса Габриеля «Нацист из засады», опубликованной
в «Вопросах философии», 4/2015 (оригинал см. в [4]).
3. Не честь, представлять публике Хайдеггера
Фрайгбургский философ Гюнтер Фигаль 15 января 2015 года ушёл в отставку с поста Председателя общества Мартина Хайдеггера со словами: «Председатель общества, в названии которого есть конкретное имя, является в определённом смысле и представителем данного лица, и я им не хотел бы более быть после прочтения «Черных тетрадей» и, в частности, антисемитских пассажей, которые в нём содержатся. Меня эти высказывания не просто шокировали, но настолько перевернули, что мне кажется сложным участвовать в представлении публике Хайдеггера. Связь Хайдеггера с национал-социализмом оказалась намного глубже, чем мы полагали до сих пор» [5].
Нацизм Хайдеггера органично вписываются в философствование Хайдеггера. Хайдеггер пытался маскировать нацизм после 1945 г., но и в поздних работах оставались соответствующие мотивы, к примеру, в критике нигилизма... Хайдеггер «углублял» Ницше, к философии которого обращался нацизм.
4. Из статьи Габриеля о Хайдеггере
«Естественно, каждому известно, что Хайдеггер был нацистом и что диапазон его вовлеченности в весьма неблаговидные дела обширен... Правда, перед нами предстаёт – и это несомненно – такой Хайдеггер, который, по крайней мере до 1938 г., вменял себе в обязанность исповедовать национал-социализм и «бытийно-исторически»  защищать его. При этом он достаточно систематически следовал амбивалентной стратегии, состоящей в переводе стрелок в сторону «метаполитики». Можно полагать, что это означало философствование при соблюдении критической дистанции по отношению к текущим событиям… Давно известно и то, что Хайдеггер был антисемитом; но до сих пор исходили преимущественно из того, что он был «только» «Kulturantisemit» и во всяком случае ни в каком смысле не был расистом (правда, уже были известны и его однозначно расистские высказывания). «Чёрные тетради» содержат, и это ясно, не философию, а чётко выраженную антифилософию, они содержат не онтологию, а антионтологию – так их излагает Хайдеггер. Он перестал верить в философию и разум – и на немалый срок. И так, как это выглядит здесь: по меньшей мере, с 1931-го по 1938-й... Но ведь Хайдеггер был также и именно философом; и вопрос о том, какой вклад он внёс как философ, должен и далее соизмеряться с тем, что в его текстах доступно рациональному реконструированию в соответствии с сегодняшними стандартами... ».
5. Что привело Хайдеггера к фашизму
В оценке философии Хайдеггера не должно быть амбивалентности. В конечном счёте иррационалистическая методология и мистицизм, на основании которых Хайдеггер «рассматривал» гносеологию, закономерно его приводят к нацизму. Философ делает акцент на рефлексию кухонной ограниченности обывателя. А это-то и надо фашизму, который мобилизует широкие массы, обращаясь к их самым низменным качествам. Обыватели, к сожалению, не осознают это, чего не скажешь о Хайдеггере. Он идейно обслуживает фашизм так же, как его обслуживают шовинизм, расизм, милитаризм и идеи о «жизненном пространстве». Суть этой философии – воспевать ограниченность человека через возвышение его маленького мира. В политике это выражается в обращении к сиюминутным интересам обывателя, в философии и в эстетике – к иррационализму и мистицизму.
6. Реальность опровергает философию Хайдеггера
 «Проблема реальности» в смысле вопроса, есть ли в наличии и доказуем ли внешний мир, обличает себя как невозможная, не потому что она в порядке следствия ведёт к неразрешимым апориям, но потому что само сущее, стоящее в этой проблеме темой, подобную постановку вопроса как бы отклоняет» («Бытие и время»).
Хайдеггер убеждён в невозможности самой постановки вопроса о реальности мира, так как для постановки вопроса необходим реальный мир. Однако этот мир посрамляет «великого философа» тем, что в вульгарной форме детерминирует его учение.  «Бытие-в-мире», к которому Хайдеггер «прислушивается» есть ни что иное, как ограниченное единичным опытом мировосприятие. Именно единичный опыт, который складывается посредством осознания случайных обстоятельств и давления на обывателя неосознанных общественных сил, и является философским содержанием обывательского мировоззрения.
Хайдеггер идейно обслуживает фашизм так же, как его обслуживают шовинизм, расизм, милитаризм и идеи о «жизненном пространстве». Суть этой философии – воспевать ограниченность человека через возвышение его маленького мира. В политике это выражается в обращении к сиюминутным интересам обывателя, в философии и в эстетике – к иррационализму и мистицизму.
Нет прямой логической связи между философской онтологией и фашизмом, однако фюреры объявляли фашистское государство воплощением воли нации, а философы-нацисты выводили из философии примат воли для обоснования политики. Поставив на первое место своей философии «бытие», Хайдеггер позже уточнил это понятие: «воля к власти, становление, жизнь, бытие в самом широком смысле – все это одно и то же на языке Ницше».
Заключение
1. Осанна профессора Дугина по поводу философии Хайдеггера вызывает недоумение – либо «учитель» так ничего и не понял в этой философии, либо выполнял чей-то политический заказ. Достоин сожаления тот факт, что в стенах МГУ процветает пропаганда реакционной философии, способствовавшей к приходу во власть Гитлера.
2. Философию Хайдеггера буржуазия использует для навязывания своей идеологии неимущим классам. Особенно эффективно она работает в России, где нет независимых ТВ-каналов и независимой печати. Одна соседка как-то поведала мне, что её муж уже за несколько лет до последних президентских выборов часто вскакивал во сне и, выкинув вверх правую руку, истошно орал: «Если не Путин, то кто? Твою м..ть».   

Источники информации
1. Грано И.  О публикации “Чёрных тетрадей” Хайдеггера.
2. Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер – философия другого Начала. Глава 19.
3. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина . – М.:
    Политическая литература, 1963.  – 544 с.
4. Marcus Gabriel. «Der Nazi aus dem Hinterhalt». Die Welt», 08.03.2014.
5. http://www.presseportal.de/pm/7169/2927823

5. Алекс Стайнер о философии Мартина Хайдеггера
При написании статьи использовались материалы статьи А. Стайнера [1].
1. Метод изложения философских взглядов Хайдеггера
Сам Хайдеггер вполне справедливо признавал в Ницше родственную душу. Но если Ницше считал себя пророком, возвестившим о грядущем нигилизме, то Хайдеггер видел в себе бытописателя уже утвердившегося нигилизма. Взгляды Хайдеггера сформировались в глубоко пессимистической атмосфере, возникшей после поражения Германии в Первой мировой войне. На него повлиял известный правыми взглядами писатель Эрнст Юнгер, чьи романы прославляли стойкого и решительного солдата, встречающего свою судьбу на поле боя.
Подобно Ницше, Хайдеггер отворачивается от всей истории философии, которую он считает безнадежно скомпрометированной из-за порочной модели знания. Его метод изложения философских взглядов также повторяет пути Ницше. Он отвергает дискурсивную аргументацию, которая была бы призвана убедить непреклонного читателя своей логической силой, и отдает предпочтение пророческим речениям и ловким этимологическим хитростям, цель которых – подавить читателя.
В своих более поздних философских трудах Хайдеггер зайдет еще дальше в неприятии прежней истории философии. Он будет утверждать, что все философы после предсократовских времен виновны в искажении и сокрытии некоего первичного знания о Бытии. Его программа восстановления изначального понимания Бытия превратится в проект, направленный на "разрушение метафизики".
2. Проблема смерти в «Бытии и времени»
В Бытии и времени преобладают рассуждения о значении смерти. По Хайдеггеру, неизбежность смерти и наше знание об этом делают возможной "подлинную" жизнь. Только когда мы оказываемся в экстремальной ситуации и видим собственную бренность, тогда мы можем отбросить искусственную болтовню о повседневном существовании и осознать свою подлинную сущность.
Эта тема, которую Хайдеггер именует нашим Бытием-через-Смерть, вовсе не является новой в истории философской мысли. Она тесно связана с медитациями множества религиозных авторов от святого Августина до Кьеркегора и Толстого. Однако Хайдеггер, развивая эту линию, секуляризировал медитацию на неизбежность смерти и ответственность, что во многом шло от героической литературы Эрнста Юнгера. Тот самый солдат, которому нужно сделать выбор, постигнет свою подлинную жизнь перед лицом неизбежной смерти.
Совершенно пустой характер категорий подлинности и решительности часто становился объектом критики. Хабермас, к примеру, писал про "определенность пустой решительности" [2]. Хайдеггера ругали за отсутствие критериев, по которым можно было бы сравнивать одно решение с другим.
3. Иоханнес Фриче о национал-социализме в Бытии и времени
• Категории Бытия и времени – это по своей сути политические категории.  "Если читать Sein und Zeit в определенном контексте, то можно увидеть, что, ...  в период кризиса двадцатых Sein und Zeit выглядела весьма политизированной и этической работой, отражавшей позицию революционных правых, и что она содержала аргументацию самой радикальной группы из числа революционных правых, а именно, национал-социалистов" [3].
Фриче показывает, что хайдеггеровские идиомы и особенности языка вписываются в ту традицию праворадикальной мысли, которая формировалась в Германии 1920-х гг. Для немецких современников Хайдеггера политическое содержание Бытии и времени представлялось вполне очевидным.
• Фриче сравнивает эту книгу с сочинениями двух других одиозных авторов из крайне правого лагеря, которые были современниками Хайдеггера – Макса Шелера и Адольфа Гитлера. Политическое содержание Бытия и времени (вот те на!) идентично содержанию Майн кампф, хотя первая книга была написана всемирно известным философом, а вторая – человеконенавистником из венских трущоб.
• Один из мифов, опровергаемых Фриче, это утверждение о том, что хайдеггеровское понимание подлинности связано с традиционной концепцией индивидуальной свободы. Фриче показывает, что для Хайдеггера достижение "подлинности" означает нечто прямо противоположное достижению свободы. Оно означает скорее то, что каждый должен найти ответ на жизненный "вызов" сообразно со своей судьбой. Судьба, на вызов которой надо ответить, заранее определяется такими силами, что недосягаемы для отдельного человека. Таким образом, этот ответ на вызов совершенно противоположен любому представлению о свободе. Фриче цитирует следующий пассаж из Бытия и времени:
" Dasein может быть достигнуто под ударами судьбы только потому, что в глубинах своего Бытия Dasein и есть судьба в том смысле, который мы раскрыли. Существуя вместе с решительностью, которая себя подчиняет судьбе, Dasein может быть раскрыто как Бытие-в-мире и при "счастливых" обстоятельствах, что "идут своим чередом", и при жестоких случайностях. Судьба не происходит из столкновения событий и обстоятельств. Ведомым является и тот, у кого нет решительности, - и даже в большей мере, чем тот, кто сделал свой выбор; и только в этом смысле он может "не иметь" судьбы" [4].
Комментарий этого фрагмента Фриче:
"Во-первых, будучи вовсе не тем, что Dasein может создавать, изменять или ломать, "судьба" появляется прежде, чем Dasein, и требует от него подчинения. Вопрос состоит не в том, чтобы создавать или изменять судьбу. Проблема, скорее, заключается в том, смиряется ли Dasein, открывает ли себя, покоряется ли, подчиняет ли, приносит ли себя в жертву судьбе, - и тогда это подлинное Dasein, или же Dasein отрицает судьбу и продолжает попытки уйти от нее, – так поступает обычное и, следовательно, неподлинное Dasein" [5].
• Судьба, которой должно подчиняться подлинное Dasein, не является разновидностью экзистенциального страха. Для Хайдеггера судьба имеет определенное политическое содержание. Судьба немецких патриотов неотделима от национальной общности (Volksgemeinschaft), от того понятия, которое нацисты использовали в своей полемике для обозначения общности людей, связанных расовой принадлежностью и наследием. В праворадикальной литературе того времени понятие Volksgemeinschaft часто противопоставлялось понятию Gesellschaft, просветительскому представлению о взаимовыгодном сообществе, основанном на универсальных человеческих ценностях. Продолжая комментировать категорию подлинности, Фриче далее пишет:
"Подлинное Dasein, в противоположность обычному Dasein и неподлинному Dasein,... осознает наличие опасной ситуации и связывает себя с "наследием". Именно таким образом обозначается различие между тем Dasein, которое имеет судьбу, и тем, которое ее не имеет, то есть неподлинным Dasein. В качестве следующего шага подлинное Dasein осознает, что его наследием и предназначением является Volksgemeinschaft, зовущая к борьбе... После этого подлинное Dasein подчиняет себя Volksgemeinschaft и осознает, какие в этой борьбе делаются ставки...
На обычном языке "уничтожение мира неподлинного Dasein" означает фашистскую контрреволюцию. Она включает в себя уничтожение буржуазной демократии и ее институтов, притеснение и истребление социалистов, выхолащивание всех независимых организаций рабочего класса, прицельные и систематические удары по культуре Просвещения, и, конечно, преследование и полное уничтожение всех враждебных сил, живущих среди Нации, главным образом, евреев.
• Генрих Риль (Riehl; 1823 - 1897) был тем теоретиком, от которого произошла идеология Volkisch. В его книге Land und Leute[ Земля и люди] утверждается, что глубинный характер народа неразрывно связан с особенностями его изначальной среды обитания. Поэтому в идеях Риля и в идеологии Volkisch центральное место занимает схема, по которой одни классы или этнические группы имеют органическую связь со своей землей и, следовательно, являются "укорененными", тогда как другие остаются "не укорененными" и не могут быть ассимилированы Нацией. Историк Джордж Л. Мосс (Mosse) в своем фундаментальном исследовании об идеологии Volkisch следующим образом суммирует эти аспекты теории Риля:
"Итак, по Рилю, появляется некий третий класс, угрожающий политической системе и не способный уживаться с Национальным сообществом. Эта группа, определяемая как истинный "пролетариат", состоит из людей, совершенно лишенных наследия...
Интеграции этого пролетариата в устойчивую общественную систему мешает его нестабильность, его непостоянство. Эта группа является той частью современного населения, которая не способна пустить сколько-нибудь глубокие корни. К ней относится переезжающий с места на место рабочий, у которого нет родины и который не может назвать какую-либо среду своей. К ней относится журналист, спорщик и иконоборец, осуждающий древние обычаи, защищающий созданные человеком средства от всех зол и побуждающий людей к борьбе против естественного и устоявшегося порядка. Но над всеми из них находится Еврей, являющийся непостоянным по самой своей природе" [6]
Не трудно заметить то, что темы "укорененности" и "неукорененности" появляются в Бытии и времени под заголовками "подлинность" и "неподлинность". Идеология Volkisch попадает в теорию Хайдеггера и, соединившись с иррационализмом Ницше, создает красноречивое выражение социальной позиции мелкой буржуазии в период между двумя мировыми войнами.
• Три источника хайдеггеровской мысли: философский иррационализм, присвоенная мифология Volkisch и псевдонаучная расовая теория, основанная на вульгарном биологическом детерминизме.
• Самое большое преступление Хайдеггера состоит не в том, что он вступил в партию нацистов и принял ректорскую должность во Фрайбурге. Его преступление против философии было, пожалуй, более страшным. Совершив его, он оказал немалую помощь той варварской культуре, что вскормила нацистского зверя.
4. «Новое» мышление Хайдеггера
• Приобщение к Хайдеггеру многих интеллектуалов из левого лагеря – они увидели в этой тот интеллектуальный аппарат, который способен возвысить их над ставшей теперь подозрительной моделью рационализма, что была знаком западной философии на протяжении 2500 лет. Хайдеггер обогатил подходы Деррида, Рорти и других ниспровергателей основ систематической критикой истории философии. Постмодернисты, деконструктивисты и прагматики почтительно приняли диагноз современному состоянию западной мысли, поставленный Хайдеггером. Таким образом, мы видим своеобразное интеллектуальное партнерство между поколением разочаровавшихся бывших радикалов, переживших 1968 г., и идеями крайне правых в Германии 1920-х гг.
• Поздний Хайдеггер отказался от рассмотрения традиционных вопросов философии в пользу туманных размышлений о поэзии Хельдерлина (Hoelderlin). Похожая тенденция просматривается и в работах постмодернистов и неопрагматиков. Деррида, к примеру, стремится пересмотреть философский труд с точки зрения литературного текста. Рорти защищает "добропорядочных" романистов и противопоставляет их вредоносным философам  7 [21].
Хайдеггеровский призыв обратиться к изначальному мышлению и тем самым вернуться к более чистому, незамутненному взгляду, вряд ли является новым для истории философии. Это лишь разновидность утверждений о том, что непосредственная интуиция дает более надежную основу для познания, чем опосредованные логические построения, которые связывают частное с общим.
Попытки выхватить исключительно частное, неискаженное общим, будь то в форме "чувственного восприятия" или мистического обращения к божественным сферам, преследовали философию на протяжении столетий. Еще Гегель в свое время был вынужден спорить с поборниками интуиции, которые отвергали критическое мышление. Отвечая таким мыслителям, он писал: "то, что называют невыразимым, на самом деле есть лишь неточное, иррациональное, и именно это подразумевают, [но никогда не выражают открыто]"  8[22].
• "Мышление" Хайдеггера является не постфилософским, а предфилософским. С его помощью мы не столько преодолеваем историю метафизики, сколько возвращаемся к тем временам в истории мысли, которые предшествовали появлению метафизики, предшествовали отделению науки от религии и мифа.
Теодор Адорно вывел на свет потайную сторону хайдеггеровской мысли – "отождествление архаичного с подлинным":"Однако тривиальность простоты не может быть отнесена, как хотелось бы Хайдеггеру, к невидящей ценностей мысли, что потеряла бытие. Эта тривиальность исходит от мышления, которое вполне гармонирует с бытием и воспринимает себя как нечто совершенно выдающееся. Такая тривиальность есть признак упорядоченной мысли, и так получается даже с самым простым словом, от которого Хайдеггер, по собственному утверждению, ушел: а именно, с абстракцией" 9 [23].
• Практические выводы из "мышления" подобного рода. Неопосредованное восприятие позволяет возвратиться к "знакомому". "Знакомое" это то, что мы принимаем как не требующее доказательств и очевидное само по себе. Это царство исторически укоренившихся положений и классовых особенностей, тех аксиом повседневной жизни, которые признают наши друзья и сослуживцы, составляющие царство "знакомого". Поэтому приверженец интуиции является рабом тех идеологических систем, которые утвердились в его краях и его эпохе, хотя бы при этом он думал, что смог преодолеть все догмы и предрассудки.
Для Хайдеггера "знакомое" прочно обосновалось в идеологическом багаже правых радикалов, в их мифологических построениях о том, что у Нации есть общая судьба, о предательстве родины со стороны либералов и социалистов и т.д.
• Сегодняшние защитники Хайдеггера они ценят его нападки на историю рационалистической мысли. Подобно Хайдеггеру, они хотят вернуться в мистическое прошлое, которое предшествовало разрушающему влиянию западной метафизики. Политика "изначальных мыслителей", тех, что, говоря словами Гегеля, хотели бы "уйти от всеобщего", неизбежно ведет к политике, которая превозносит непосредственное и разрозненное за счет объективных и универсальных интересов человечества.
• Почему многие считают Хайдеггера величайшим философом нашего века: он хорошо знал историю философии, её проблемы и предложил весьма новаторскую интерпретацию этой истории. По существу же его мысли не отличаются ни глубиной, ни оригинальностью. Философии Хайдеггера была порождена нехваткой альтернатив тому духу нигилизма, что преобладает в наше время.
Источники информации
1. Алекс Стайнер. Дело Мартина Хайдеггера, философа и нациста – Часть третья.
Английская страница Мирового Социалистического Веб Сайта, 5 апреля 2000 г. www.wsws.org/ru/2000/jul2000/hei3-j16.shtml.
2. Jurgen Habermas, The Philosophical Discourse on Modernity: Twelve Lectures, trans. F Lawrence, Cambridge: MIT Press, 1978, p. 141.
3. Johannes Fritsche, Historical Destiny and National Socialism in Heidegger's Being and Time, University of California Press, 1999, p. xv.
4. Martin Heidegger, Being and Time, trans. John Macquarrie and Edward Robinson, New York: Harper and Row, 1962, p. 436
5. Johannes Fritsche, p. 6.
6. Johannes Fritsche, p. 65.
                Опубликовано: 23.01.2017


Рецензии