1. Зачем растянули коммуникации?

НА СНИМКЕ: Хрущёв весьма темпераментно говорит академику Лаврентьеву, выражая своё недовольство. Конференц-зал Института гидродинамики, 1959 г. слева от него первый секретарь Новосибирского обкома КПСС Горячев, справа – академик Лаврентьев.


Октябрьским утром, когда мы пришли в Институт, нам объявили, что скоро приедет Никита Сергеевич Хрущёв.

Вскоре нас всех попросили выйти из института и постоять у входа. Здесь, как нам сказали, должен пройти митинг.

И действительно, вскоре подъехали автомобили, и из них вышли Лаврентьев, Христианович, Хрущёв и Горячев. Были и другие люди, но я тогда практически никого не знал в лицо ни из партийных органов, ни из советских. Не знал в лицо и академиков, и членов-корреспондентов, которые там были в довольно большом количестве.

Никакого митинга не было. Все деловито прошли мимо нас, только Хрущёв помахал шляпой.

Когда все скрылись внутри и, видимо, зашли в конференц-зал, нам предложили пройти на свои рабочие места и до отъезда Хрущёва их не покидать. Кто-то вслух произнёс задумчиво, что сегодня наконец-то заработал буфет (его не могли открыть уже больше месяца). Другой сказал, что там продаются бананы и аж 5 сортов колбасы.

Я посожалел, что туда нельзя сразу пройти и хотя бы посмотреть на это изобилие.

В коридорах нам было велено не находиться, и поэтому они были пустые.

Двери лаборатории Пашкова – огромного помещения, где стояли испытательные машины, были открыты, и я со своего рабочего места видел, что в коридоре никого нет. Никто никуда не ходит. Все сотрудники следуют полученным рекомендациям.

Любопытство распирало меня. Минут через пять я выскользнул из лаборатории и поднялся на второй этаж. Двери нашего небольшого конференц-зала были прикрыты, но не плотно, и оттуда явственно слышались голоса. В коридоре второго этажа тоже никого не было, ни кагэбэшников, ни охраны, и я встал на некотором расстоянии от двери, пытаясь через щель рассмотреть, что там делается, понимая при этом, что я совершаю большую глупость. что это, по меньшей мере безрассудно. 

Вглядевшись, я понял, что Михаил Алексеевич и Сергей Алексеевич рассказывают о строительстве Академгородка и показывают на рельефном плане, который я видел накануне, где и что будет строиться. По ходу доклада Хрущев кидал почему-то недовольным тоном реплики. Две из них я услышал и запомнил.

Первая касалась того, что Институты строились не тесно друг к другу, а были раскиданы по большой площади, и Хрущев упрекал Лаврентьева, что тот не бережет сибирскую землю, что коммуникации растянуты, а это приводит к излишней трате средств.

– Ничего не выйдет, – подумал я, – уже заложены фундаменты почти всех институтов.

Кто-то из присутствующих, возможно, архитектор проекта Академгородка, начал объяснять Хрущёву, почему так спроектировали, но он резко оборвал говорившего. Больше никто не рискнул выступить с объяснением.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/23/577


Рецензии