Приложение к рассказу А. В. Пивоваров

                Посещение «Научного центра» т. Косыгиным А.Н.

   Председатель СМ СССР Косыгин Алексей Николаевич посетил НПО «Научный центр» дважды. О втором его посещении. Это было летом 1975г. Причина посещения была целевой. Мы получили задание на разработку автоматической линии для обработки алмазов (производство бриллиантов).
История эта заключается в следующем. А.Н.Косыгин , будучи в одной из зарубежных стран, посетил мастерскую по обработке алмазов. Работа была ручная, требовала высокой квалификации. Алексей Николаевич заинтересовался, откуда они получают алмазы. Ему ответили – из Советского Союза. Оказалось, что наша страна поставляет алмазы по одной цене, а они продают бриллианты в 100 и более раз дороже. Это навело его на мысль: а почему бы нам самим не начать обработку алмазов. И, может быть, делать это не вручную, а автоматизировать этот процесс. Так появилось задание на разработку автоматической линии по обработке алмазов. Работа была поручена  НИИТМ и з-ду «Элион». Когда работа была закончена, пригласили Косыгина. Демонстрировал линию директор НИИТМ и завода В.В. Савин. Алексей Николаевич внимательно осмотрел всю линию. Единственную операцию приходилось производить вручную – это определение оптической оси алмаза. Это делалось с помощью специального оптического прибора. После осмотра линии Косыгин А.Н. поблагодарил разработчиков за проделанную работу. Это очень важно, подчеркнул он. Негоже поставлять сырье, а потом получать его обратно в обработанном виде по сумасшедшим ценам. Линия должна дать солидный экономический эффект. Кстати, какой?
Ему ответили.
- Дайте, пожалуйста, логарифмическую линейку.
- Алексей Николаевич, у нас есть калькулятор.
- Нет, дайте мне линейку.
Алексей Николаевич некоторое время что-то считал на линейке, а затем сказал: «Вы, товарищи разработчики занизили эффективность в ваших расчетах в полтора раза, если вы утверждаете, что производительность именно такая, как зафиксировано в отчете. Никто спорить не стал. В.В.Савин пригласил гостя осмотреть завод. Он согласился и заводом остался доволен. Его пригласили на чай. Но он отказался, сославшись на недостаток времени. А я все же осмелился и обратился к нему с несколько наболевшим вопросом для з-да «Ангстрем». Завод по инициативе директора НИИТТ и завода «Ангстрем» Сергеева В.С. освоил и выпускал люстру из органического стекла. Люстра пользовалась большим спросом у потребителей и продавалась, что называется, с колес. Люстра мало отличалась по виду от хрустальной. Но цену соответствующий отдел Госплана установил в 12 руб. Эта цена была на уровне себестоимости, и прибыли у завода не было. Как мне сказал Сергеев В.С., главный довод начальника этого отдела Госплана:
Люстра со временем будет тускнеть. Доводы специалиста Сергеева В.С. ( кандидат технических наук, Герой социалистического труда, талантливый технический работник) не дали результата. Кстати, подобная люстра до сих пор у меня и не потускнела.
   Вот это я и решил коротко доложить Алексею Николаевичу. Он меня выслушал внимательно. Я показал ему люстру. «Позвоните мне завтра во второй половине дня». Я позвонил. «Подъезжайте завтра к начальнику отдела и переговорите с ним. О результатах позвоните мне.» Мы отправились с Сергеевым В.С. Начальник отдела встретил нас не очень приветливо ( видно, у него с Косыгиным был соответствующий разговор). В результате цена была установлена в 15 руб., что устраивало завод. Я позвонил Алексею Николаевичу, поблагодарил за посещение завода и за решение вопроса с люстрой. Он сказал: «Да, кстати, привезите мне образец люстры, я ее кое-кому покажу». Мы так и сделали. В дальнейшем такие люстры стали выпускать и другие заводы.
   Что касается автоматической линии по обработке алмазов, то мы ее поставили, в соответствии с приказом, на один из заводов Москвы. О дальнейшей судьбе линии мне неизвестно.

                Пивоваров А.В.   01.08.07. 

    


Рецензии