ч. 257 Сторожевая жертва

                §257. Сторожевая жертва

«И стали Иисус, сыновья его и братья его, Кадмиил и сыновья его, сыновья Иуды, как один человек, для надзора за производителями работ в доме Божьем, а также и сыновья Хенадада, сыновья их и братья их Левиты» 1 Езд.3.9.
Итак, множество людей стали, как один человек охранять, сторожить строительство. Конечно, один бы не уследил.
И вдруг слышится нечто вульгарное. Сто «рож». Не от названия ли этого коллективного, а скорее общинного охранения и происходит слово «сторож»? Словно кто-то посторонний, озлобленный невозможностью проникновения на стройплощадку, в «сердцах» обозвал стражу «сторожей».
В таком случае формирование слова произошло так же, как и образование слова «столица». Главный город страны ввиду обилия обитателей /ста лиц/ именно так и назвался - столица. Конечно, понятно, что столица это не что иное, как стольный град, то есть место пребывания князя, государя. Вообще-то сторожение как таковое явление довольно древнее. После изгнания из рая первых людей Господь Бог «поставил на Востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Быт.3.24.
Далее, на вопрос Бога о местонахождении Авеля, Каин, убивший единоутробного, отвечает: «Не знаю, разве я сторож брату моему? Быт.4.9.
Почему же сторож не что иное, как жертва? Настоящий страж должен безусловно забыть о себе и готов пожертвовать собой ради охраняемого. В сущности, это одна из разновидностей служебной жертвы.
Действительно, сторож должен быть подобен некоему многоликому Янусу, обращенному не только во все стороны света, но и в любые мглистые закоулки.
Однако при всем желании не уйти от вопроса - чего же ради великого русского философа Лосева, доведённого до почти полного истощения на строительстве Беломоро-Балтийского канала, поставили сторожить дровяные склады? Казалось бы, мыслитель донельзя унижен подобным обстоятельством и всё же он оставался наедине с Космосом, тем самым, вечным и античным, сияющим панцирем Персея, венцом Цефея, ледяными кандалами Андромеды.
Почти пять лет Алексей Фёдорович отдал стережению этого древнего, а отнюдь не дровяного склада.
А в это время он мог бы создавать свои бессмертные творения.
Кажется, сама Россия на протяжении столетий предстаёт своеобразной сторожевой жертвой, стоящей в передовом охранении мира.

  Своеобразной сторожевой жертвой с древнейших времён являлся чешский народ, о подробностях воинской судьбы которого можно прочесть в незаконченной книге Владислава Ванчуры «Картины из жизни народа чешского».
Чехи упорно отражали натиск германских государств, пока не подпали под власть Австрии. Часто сторож, предупреждая об опасности, погибает на своём боевом посту.
Западный мир не внял стонам Чехословакии, растерзанной и поглощённой Германией в 1938-м году.1

  Однако в Чехословакии продолжали бороться с врагом не только обычные люди, но и писатели, исполнявшие свой жертвенный долг по отношению к своему народу.
Вот их имена, погибших в застенках гестапо: Владислав Ванчура, Юлиус Фучик, Индржих Вихра, Карел Вокач, Иван Явор, Карел Полачек, Йозеф Чапек/ брат знаменитого Карела Чапека, Станислав Брунцлик, Гануш Факта, Бедржих Вацлавек и другие.

  Юная героиня Мария Кудержикова, казнённая гестапо в 1944 году, произнесла поистине вещие слова, которые, вероятно забыты большинством народа чешского: «Что с того, что она /жизнь/ оказалась так коротка. Уж таков закон человеческого прогресса, борьбы против зла. Он требует жертв.

   Чехи теперь всё чаще вспоминают драматические события 1968-го года, но не припоминают трагедии чехов, на протяжении столетий тотально унижаемых и уничтожаемых немцами.
В пограничных горах Шумава и Чешском лесе жили на протяжении столетий «ходы», то есть своеобразный сторожевой субэтнос чешского народа. Они были освобождены от налогов, но взамен были обязаны жертвовать жизнью ради обороны Родины.
После разгрома Чехии в ходе 30-летней войны права «ходов» стали ущемляться. Этим прискорбным временам посвящён роман видного чешского прозаика Алоиса Ирасека «Псоглавцы».2

   К сожалению, в последние времена чехи уже не являются передовой заставой Славянского мира, поскольку вступили в НАТО, эту свору западных хищников.
НАТО подобно чёрной дыре затянуло уже Польшу, Болгарию, Хорватию, Словакию, Словению.

   Теперь большие надежды мира возложены на Белоруссию и Боснию, этих передовых стражей Славянства.
   Восставший против бандеровского правительства Украины Донбасс служит форпостом России.
  И хотя в самой России далеко не всё в порядке во внутренней политике, но она стремится удержать позиции мировой сверхдержавы.

1 Кудержикова М. Отрывки из жизни //Аппассионата под гильотиной.- М.: Правда,1985
2  Ирасек Алоис Псоглавцы //Соч. в 8-ми томах. Том 2.- М.,1955.- С.127


Рецензии