Памяти Гейдара Джемаля. Некролог

Я не знаю, на сколько слов меня хватит, потому что тут слова лишние, но я должен что-то сказать.
5 декабря 2016 года умер один из самых великих философов и поэтов 21 века Гейдар Джемаль. Его последователи, ученики, да и просто люди, которые его знали, называли его великим мудрецом, одним из самых открытых и влиятельных людей России – вот такое о нем шло мнение среди его приближенных. Другие же люди, будь-то либеральные журналисты, западники, называли его исламским радикалом. Но вторые очень сильно ошибаются, очень сильно.
Родился Гейдар Джахидович 6 ноября 1947 года в Москве. По происхождению он на половину азербайджанец, на половину – русский. С ранней своей юности он дал о себе знать, что он не тот, каким его все выставляют. Отказавшись от атеизма и агностицизма, изучал религии и позднее принял ислам.
С его именем тесно связаны Евгений Головин (1938 – 2010) и Александр Дугин (р. 1962) – яркие личности в среде новых правых, повлиявшие на русскую политику 21 века сполна. Все трое входили в литературный и оккультный кружок писателя и идеолога метафизического реализма и русского традиционализма Юрия Мамлеева (1931 – 2015). Спустя пять лет после эмиграции Мамлеева, Джемаль, Дугин и Головин сформировали оккультный кружок «Черный орден SS». Имя Гейдара Джемаля стало на слуху в конце 1980-х годов, когда вместе с Дугиным вступил в Национал-патриотический фронт «Память», из которого их выгнали из-за связи с Мамлеевым, но и позднее данная организация стала диссидентской, а не просоветской и исторической. В 1990-х годах создал Исламский комитет России. В 2000-х годах издал несколько книг, в том числе сборник стихов «Окно в ночь», которым я, однажды познакомившись, зачитывался. Одно из прекрасных, одно из пронзительных стихотворений въелось в мою голову:

Какой-то свет
Какой-то странный звук
Являющийся в темном изложеньи
И гулко отдающийся в сердцах
Я выразить хочу природу жженья
Которое обрушится на кожу
За горизонтом сна
Где мы лишь прах
Я выразить хочу немыслимую точку
В которой нет начала и пути
Где только ночь перед рассветом
Где только сон перед расстрелом
В которую нам надлежит уйти
Слепящий свет
Металла ржавый звук
Пришедший через сумрак разложенья
И гулко отдающийся вокруг...

Все его стихи, статьи и трактаты пронизаны его верой в Аллаха. Не той, которая у радикалов, псевдоабсолютная и псевдоистинная. Он никогда не доказывал истину силой. Он ее доказывал на деле. Ведь слово – это тоже действие, как сказал Лев Толстой. И тут уже стоит признать Гейдара Джемаля великим гением в русской философии и культуре. Да, пусть он был радикалом! Но если для него человек был интересен, будь-то православный, мусульманин, буддист или даже атеист, он с ним был дружелюбен и открытым и никогда не признавал чью-то культуру превосходящей над всеми!
Умер Гейдар Джахидович 5 декабря 2016.
Я об одном только жалею. Мне не суждено теперь с ним познакомиться. Главная ошибка России, да и не только России, но и мира – никто не ценит гениев.


Рецензии
Вот можно было написать все это, не пиная либералов? Хотя бы в некрологе освободиться от ненависти и политизированности?

Для человека думающего и чувствующего Гейдар Джемаль был всегда интересен. Необыкновенно. Я читала его стихи, слушала его политические интервью, и никогда ничего в нем не вызывало раздражения. Это был необыкновенный человек. И утрата его действительно утрата, человеческая утрата. Горькая еще и потому, что застала врасплох.

Анна Гриневская   24.01.2017 14:50     Заявить о нарушении
Анна, прошу прощения, что так получилось. Я совершенно недавно открыл для себя жанр некролога. В следующий раз буду более аккуратным.

Евгений Евстифеев   24.01.2017 15:58   Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений, и простите, что отреагировала так эмоционально.
Я не знала, что его уже нет. Ваши слова застигли меня врасплох, поэтому вышло все так обнаженно чувствительно. Вы совершенно правы относительно некрологов - этическая сторона должна быть предельно высокой.
До сих пор не могу поверить.

Анна Гриневская   24.01.2017 16:09   Заявить о нарушении
Анна, в мире так устроенно все. Удивительные, талантливые и просто хорошие люди всегда уходят неожиданно. Даже для меня это неожиданностью стало, поэтому и написал некролог. А то, что в нем была антилиберальная тематика, так она была использована только для той цели, чтобы о человеке плохо не говорили. Вот, к примеру, 25 ноября 2016 года умер Фидель Кастро. Хоть и не все гладко на Острове свободы, но он сделал много хорошего для своей страны. И я стал свидетелем того, что его после смерти начали так грязью обливать, что просто не возможно было слушать это. Поэтому я и отреагировал двумя статьями о нем. Вот поэтому я и пишу иногда статьи такого рода с антилиберальной точки зрения, чтобы о человеке не несли околесицу.

Евгений Евстифеев   24.01.2017 16:43   Заявить о нарушении
Сказанное Вами, Евгений, говорит само за себя. Что случилось с людьми, если даже смерть человека вызывает злорадство? Очень тяжелая и непростая тема.
Остается стараться самим быть людьми.
Благодарю Вас, Евгений, за искренность и неравнодушие.

Анна Гриневская   24.01.2017 18:15   Заявить о нарушении