Степан рассказ первый

С соседями, мы всегда жили дружно.Жили в совхозном доме, на два хозяина.Когда нужно было, помогали друг другу на сенокосе.На этой же улице,через дом, жила семья. Хозяин, Степан, работал трактористом, жена Ольга, на ферме.Растили четверых дочерей, держали, как и все в селе, большое хозяйство.Тогда мы не думали, что время летит очень быстро. Не успели мы оглянуться, подросли наши дети.У Степана , девчата вылетели из родительского гнезда раньше, чем наши. Степан с женой были старше нас, лет на 15 .Ушла наша молодость, когда мы работу, не считали за работу.Я всегда обижалась на маму, когда она меня благодарила , что я помогала ей на огороде или дома.Какая может быть благодарность, это же мой долг, помогать родителям.Ну подумаешь, помогла постирать или прополоть картошку.А мама говорила, да вспомнишь ты меня, когда будешь в моём возрасте.Я приходила с огорода, а мама , как же я хочу на огород, что бы поработать так, что бы от работы ныли руки и ноги. А я смеялась, сиди, да отдыхай в тенёчке.Вот такое же время пришло и к Степану с женой.Дети войны, здоровье подводит, а до пенсии нужно доработать. Старшая дочка у Степана вышла замуж, младшие учились, но копать картошку, приезжали всегда.Мой муж, работал тогда бригадиром на ферме и на обед , всегда  приходил мимо их дома.У нас уже был мотоблок МТЗ-12.12 лошадиных сил.Муж  говорит мне, что Стёпка собрал всех девок своих, картошку копают. Покушал, завёл мотоблок, подцепил плужок, подкапывать картошку и поехал к ним на огород.Через рядок подкопал всю картошку и Ольге, сказал на ферму , после обеда ,не ходить.С работы буду идти, подкопаю остальные рядки и ушёл на ферму.Подошли соседи и картошку выбрали на ура.Вечером муж подкопал остальные рядки, которые все гуртом и выбрали.Вечером зашла Ольга, чуть не плачет, да мы же ту картошку, вечно копали целый месяц. Да ты посмотри, какой  хороший мотоблок вы купили.А нам прямо неудобно, ну помогли и помогли.А она не унимается. я вам помогу.Да что нам помогать, мы и сами справимся.Решили мы с мужем, в обед подкапывать 4 рядка, а вечером с детьми выберем.Приходим с работы, а рядки выбраны, картошка стоит в мешках.Давай спрашивать у соседей, кто копал. Да Ольга со Стёпкой в обед и выбирали.Ничего себе, мы отдохнули в обед, а люди работали.Муж Ольгу отругал на работе, а та отмахивается. да я же в долгу у вас.Теперь картошку мы начинали подкапывать и сразу выбирать.Ольга бросала дома работу и шла помогать. Несколько лет , муж помогал копать картошку им, другим соседям. Потом совхоз дал нам другую квартиру, частный дом, что совхоз купил у частника. Внезапно умерла Ольга и Степан пришёл, пришибленный и убитый горем.В селе , люди никогда не ждут приглашения в таком горе.Идут и помогают.Сколько раз потом , придёт  до нас Степан , плачет и благодарит.Потом своим девчатам приказал, если что со мной случится , обращайтесь до Володи с Татьяной, они помогут.Да и нам дал наказ, если что, помочь девчатам. Мы давай его ругать, да о какой смерти ты говоришь, живи, остальных дочерей своих,выдавай замуж, да внуков жди.Месяца через два , Степан немного отошёл от горя, но всё равно, той живости, у него уже не было.Очень часто стал приходить до нас.А муж в шутку , Стёпа смотри у меня, что-то без меня зачастил.Он улыбался.А Стёпка придёт, сядет , не могу я дома есть.А я , ну дома не можешь, приходи , я всегда накормлю.Налила ему вина из клубники, наложила картошки с котлетами, борща.С каким аппетитом он ел. А я давай его спрашивать про его молодость.Сколько же он мне рассказал интересного, про себя и про Ольгу.Приходил к обеду, я его кормила , иногда он просил налить вина, иногда говорил, что не хочет.Ровно через 9 месяцев,как умерла Ольга , умер Степан.Ровно 9 месяцев, день ,в день Я видела, что он угасал, прямо не по дням, а по часам. Я ходила к его соседям, просила смотреть утром и вечером, жив ли он.Вызвали мы всех дочерей, организовали похороны, сошлись все люди с работы.В соседнем доме готовили на поминки.Если что-то нужно было, шли домой и брали.В селе до сих пор пока помогают людям.Если не на что хоронить, собирают всем селом.Но человека проводят в последний путь и помянут по человечески. Дочери Степана, приезжают на родительский день, после Пасхи. Мы поминаем своих родителей и родственников и обязательно идём до девчат. Каждый кладёт конфеты, поминают добрым словом.Все жители подходят поздороваться и посидеть на лавочке.До сих пор, девчата благодарят нас и всех соседей, что помогли им в трудную минуту.


Рецензии