Зависимость размера пенсии от даты рождения

Подлость пенсионной формулы 2002-2014 годов.

Казалось бы, на пенсионной формуле 2002-2014 годов можно поставить точку, с 2015 года пенсию считают по новой формуле, и есть более актуальная тема для критики, но история часто повторяется и из неё нужно извлекать уроки.

В этой статье пойдёт речь о том, как впервые (но не в последний раз) в постсоветской пенсионной системе был применён и успешно обкатан скрытый и подлый механизм уменьшения размеров пенсии.

Новую пенсионную формулу критикуют все кому не лень и надо сказать «по делу», я её тоже буду жестоко критиковать, но позже, в следующих статьях. В начале хотелось бы подвести краткие негативные итоги пенсионной формулы образца 2002 - 2014 года, тем более что с этим наследием пенсионеры (в т.ч. будущие) будут жить и дальше. Оговорюсь сразу, здесь и далее речь пойдёт о страховых пенсиях и только о тех отрицательных итогах, которые, на мой взгляд, ещё не высвечивались. Накопительная пенсия,- это отдельная тема для обсуждения.

Запутанная формула расчёта пенсии создавала видимость того, что с ростом объёма расчётного пенсионного капитала от страховых взносов, учтённых на лицевом счёте, будет расти и размер потенциальной пенсии. На самом деле размер пенсии, начисляемой в 2002-2014 годах, больше зависел от уровня зарплаты, от которой отчислялись взносы за эти годы, а не от суммы накопленного пенсионного капитала, а также от неведомых простому труженику «загадочных» обстоятельств. То есть, два условно «одинаковых» пенсионера, за которых поступали взносы от равного уровня зарплаты (с учётом того, что каждый год она росла) и вышедшие на пенсию в разные годы с разным размером расчётного пенсионного капитала (например, в 2010 и 2014 году) имели в итоге практически одинаковую пенсию. Но могло быть и наоборот, два условно «одинаковых» пенсионера, с одинаковым объемом перечисленных взносов, одинаковой зарплатой и стажем, вышедшие на пенсию с разницей в несколько дней, имели в итоге различную пенсию.
 
Для понимания истинных причин «загадочных» обстоятельств необходимо обратиться к законодательству, регулировавшему в то время порядок индикации пенсий и пенсионного капитала. Порядок индексации пенсий регулировался пунктом 7 (в действующей редакции п. 6) статьи 17 закона от 17.12.2001  №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
«Размер страховой части трудовой пенсии индексируется в следующем порядке:
1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 процентов - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября;
2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 процентов за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;
3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 процентов - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;
4) коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период и не может превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии за тот же период (пункт 6 настоящей статьи);
5) в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии в этом же году (подпункты 1-3 настоящего пункта), с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и указанным коэффициентом…».

Порядок индексации пенсионного капитала законом от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" напрямую не устанавливался, но был установлен законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» последним абзацем статьи 20-ой: «Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В действующей редакции закона N 167-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014)  статья 20 полностью переписана и теперь регулирует порядок определения стоимости одного пенсионного коэффициента.
Тем не менее, из смысла обоих законов, действовавших в то время, следует, что индексации пенсий и расчётного пенсионного капитала должны были проводиться в одинаковом порядке. В современном понимании термина «порядок» заложен смысл таких понятий как алгоритм, правило, последовательность, способ выполнения чего-либо. Применительно к порядку индексации пенсий и пенсионного капитала должен был выполняться алгоритм (правило, способ) сопоставимого уровня индексации в одинаковые сроки. Однако на практике всё пошло по другому сценарию, если применявшийся порядок индексации пенсий условно можно считать соответствующим закону, то индексация расчётного пенсионного капитала проводилась в другом «одинаковом порядке». Почему-то индексация РПК стала проводиться только 1 раз в год задним числом за позапрошлый год, при этом постановление правительства, утверждавшее коэффициент индексации РПК с 1 января за позапрошлый год, ещё и вступало в силу только 1 апреля (в 2005 году – даже 1 августа) и до этой даты применению не подлежало. Таким образом, система индексации пенсий и РПК с самого начала её функционирования была запущена заведомо разбалансированной. В этом легко убедиться на конкретном примере:

Пример №1
1. «Женщина А»,  25.01.1947 года рождения, вышла на пенсию 26 января 2002 года.
Трудовой стаж – 33 года, в том числе до 1991 года – 22 года. Страховой стаж в 2002 году –24 дня.
СК- 0,68, КСЗ- 1,2 Срок дожития – 144 мес.
Взносы за январь 2002 года – 500 рублей
Назначена страховая пенсия (в современной терминологии, без учёта фиксированной выплаты) за период до 2002 года –  913,54 руб., за период 2002 года - 500/144=3,47 руб.
Итого: 917,01 руб.
Прошедшие после назначения пенсии индексации (с 1 февраля и с 1 августа 2002 года на коэффициенты, соответственно 1,065 и 1,09) увеличили пенсию по состоянию на 1 августа 2002 года до размера  1064,52 руб.
(Важно! С точки зрения арифметики для 5-го класса не было бы никакой разницы, увеличили бы на эти коэффициенты пенсию или сначала РПК, рассчитанный на дату выхода на пенсию, а потом раздели на срок дожития.)
2. «Женщина Б», 01.08.1947 года рождения, вышла на пенсию 02 августа 2002 года.
Трудовой стаж – 33 года, в том числе до 1991 года – 22 года. Страховой стаж в 2002 году – 7 мес.
СК- 0,68, КСЗ- 1,2 Срок дожития – 144 мес.
Взносы за 2002 год – 4272,80 рублей
Назначена страховая пенсия за период до 2002 года –  913,54 руб., за период 2002 года 4272,8/144=29,67 руб.
Итого: 943,21 руб.
Прошедшие ранее индексации пенсии (на 1,065 и 1,09) «Женщину В» не затронули, а РПК ещё не индексировался.
 
Несущественная по современным меркам разница в назначенных пенсиях на сумму 121,31 руб. (12,86%) по состоянию на 02.08.2002 после валоризации и всех индексаций к 2014 году стала гораздо ощутимее. Пенсия по состоянию на 31.12.14  без фиксированной выплаты составила: у «Женщины А» - 6789,60 руб., у «Женщины Б» - 5975,53 руб.  По состоянию на 01.01.15 пенсии переведены в баллы и составили соответственно 105,922 и 93,222 балла, с разницей 12,7 балла (13,62%). При этом, как видно из примера, исходные данные у обеих женщин были одинаковые, за исключением периода после 2002 года, в котором у «Женщины Б» было незначительно больше и стажа и перечисленных взносов, но пенсия оказалась существенно ниже. Такая ситуация возникла потому, что РПК не индексировался в том же порядке, как и пенсии. Если бы РПК индексировался в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии (в том же размере и в те же сроки), то пенсия «Женщины Б» без фиксированной выплаты составила бы по состоянию на 31.12.14 - 6913,62 руб., а с 01.01.15 – 107,857 балла, что было бы вполне логично.

Необходимо отметить, что в начале реформы 2002 года действовали правила переходного периода, вводимые указаниями ПФР и Минтруда (например, телетайпограмма Минтруда РФ N 487-ЮЛ, ПФ РФ N МЗ-06-32/802 от 28.01.2002 «Об индексации пенсий с 1 февраля 2002 года»), но на дальнейший порядок индексации пенсий и РПК временные меры не повлияли.
 
С течением времени пенсионная система совершенствовалась, рычагов влияния на размер пенсии становилось всё больше, страховые взносы увеличивались с ростом зарплаты и изменялся процент от взносов учитываемый на лицевом счёте застрахованного лица.

«Пенсионная машина» превратилась в систему манипуляций «верхними» потолками налогооблагаемой базы по заработной плате, размерами страховых взносов и сроками дожития в совокупности с разнесёнными по времени и неравными в процентном соотношении уровнями индексации пенсий и пенсионного капитала.
Таким образом, был создан механизм удержания пенсий примерно на одном уровне, а в отдельных периодах и их существенного снижения. Самым подлым следствием этого механизма стала зависимость размера пенсии от даты выхода на пенсию, т.е. фактически даты рождения. Дата рождения и выхода на пенсию стала тем самым «загадочным обстоятельством», которое стало существенно влиять на размер пенсии. Осторожные высказывания по поводу влияния даты выхода на пенсию на размер пенсии на пенсионных интернет-форумах уже были, я же предлагаю Вашему вниманию «фотографию» действия этого механизма с подробным описанием в следующей статье "Пенсионные циклы и временные ямы": http://www.proza.ru/2017/01/24/1811


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.