О национальной идее

Вот уже четверть века Россия, прежде всего ее лидеры, пребывают в поиске национальной идеи. Сложная это штука – "национальная идея", неуловимая. Кажется, вот она, найдена! Но какое-то время спустя, оказывается, что это совсем не то, что надо. И поиск продолжается.
Еще в далекие 90-е Ельцин обратился к интеллигенции с призывом выработать современный вариант "идеи для России".
Путин как-то (в 2007) сказал "У нас с вами, в России, есть такая старинная русская забава — поиск национальной идеи" И с увлечением включился в эту забаву, занявшись поиском самостоятельно.


"У страны давно нет ясных ориентиров развития. И в области экономики, и в области социальной политики, и в области борьбы с преступностью, даже в области международных дел", заявил он на встрече с писателями в Русском ПЕН-центре 3 декабря 1999 года, будучи еще премьером ("Мир за неделю" №15, 04-11.12.1999).

Это был прозрачный намек, что скоро он обретет всю полноту власти и даст стране ясные ориентиры. Немного спустя подтвердил эти намерения, заявив, что общество "крайне нуждается в базовых ценностях, вокруг которых можно было бы объединить нацию"(РИА «Новости», 06.11.1999). Вместе с тем, признается: "Я не знаю, что такое национальная идея. Чистый американизм — «машина, дом, семья" — нам не подходит" ("Коммерсантъ", 24.12.1999). И поясняет: "Каждая страна должна найти свой путь обновления. Мы в этом отношении ушли еще недалеко".
И вот 12 февраля 2004 г. на встрече тогда кандидата на пост президента России с доверенными лицами Путин, кажется впервые, объявляет результаты своего поиска:
"Нам нужно быть конкурентоспособными во всем. Человек должен быть конкурентоспособным, город, деревня, отрасль производства и вся страна. Вот это и есть наша основная национальная идея сегодня".
Что здесь национального, не ясно. Кроме основной могут быть и второстепенные национальные идеи, как следует из формулировки. Это что-то новое. Совершенно не понятно, как конкуренция может сплотить народ. Конкуренция, напротив, разъединяет людей. Путин это чувствует и продолжает троллить. Как-то он сказал о поиске им национальной идеи честно и откровенно: "Я над этим долго думал, но ничего хорошего не придумал". Полагал, до сих пор полагает, что скрепить нацию, дать "национальные скрепы" поможет православие, стал его чуть не насильно насаждать повсеместно, включая школы. Не случайно даже Студопедия (интернет-энциклопедия для студентов) определяет национальную идею как цель, поставленную Богом перед данным народом. Продолжая поиск, продолжая троллить, уже в 2011 г., в одном из интервью Путин говорит: "Я позволю себе повториться и процитировать Александра Солженицына, который однажды назвал нашей национальной идеей «сбережение народа». Что ж, в этот период наметился очень небольшой, слабый выход из демографической ямы и некоторый рост численности населения. Но может ли быть "сбережение народа" национальной идеей, сплачивающей и объединяющей народ? Это скорее задача и цель правителей страны, обязанность государства.
Так что же такое национальная идея, каковы ее признаки и отличительные черты?
Впервые «русскую национальную идею» выразил философ Владимир Соловьёв: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Для В.Соловьёва это самопожертвование и разумное самоограничение, развитие общественной свободы, добра, любви и справедливости.
Справедливость и сострадание к человеку звучали как национальная, русская идея у многих русских философов и мыслителей: Розанова, Достоевского, Бердяева… Первым российским правителем, который озаботился поиском русской национальной идеи был царь Николай I. И поручил это министру просвещения графу Уварову. Тот нашел: «православие, самодержавие, народность». Эта идея выросла из давнего русского девиза "За бога (за веру), царя и отечество", с которым русские побеждали во многих великих битвах, сделавших славу России. Из этой национальной идеи рождалась и государственная идеология царской России.
Ранее князь Владимир (не ему ли подражал Путин?) принял в качестве объединяющей, национальной идеи и идеологии православие, принеся чуждую народу веру. Несогласных креститься топили и сжигали. Теперь ему стоит памятник в центре Москвы. Сегодня власть, не имея четких идеологических ориентиров, частенько предлагает народу раздражительные символы (а может это делаетсяею умышленно, с определенной целью? Какой? Разделяй и властвуй?). Это и памятник вешателю России Столыпину, и памятник Грозному, и упомянутый памятник Владимиру, и памятные доски Маннергейму и Колчаку, и мост имени Ахмата Кадырова, призывавшего убивать русских ("сколько сумеете!"), и, наконец, передача РПЦ Исаакия. Я бы в этот список включил еще и Ельцин-центр, его филиалы, что собираются создать в Москве в особняке Бобринского, и в Питере.Создание Ельцин-центра как раз и демонстрирует цели раздерения, раскола общества, об этом резко высказался Н. Михалков, здесь я его поддерживаю. И все это на фоне во многом укоренившихся в народе представлений и о Грозном, и о Маннергейме, и о Колчаке, Ельцине и др. "символах" и отсутствии разъяснительной работы, формирования общественного мнения. Может она, власть, действительно делает это нарочно? Так ей проще оббирать народ?
А между тем еще в середине XIV века монахом псковского Елеазарова монастыря Филофетом была сформулирована идеологема, если и не служившая в полном смысле национальной идеей на протяжении столетий, но способствовавшая объединению русского государства и русского народа, положительно воспринимавшаяся в народе, не забытая и сейчас, спустя столетия после появления. Вот она:
"Москва – третий Рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать!"
Так что, русская национальная идея должна быть неизменной веками? Нет, конечно, но она должна существовать в качестве побудительного мотива нации длительное время, ибо она должна следовать важной, весомой общенародной, общенациональной цели. И развиваться вместе с развитием общества, нации.
Национальные идеи существовали, существуют во многих странах мира, они отражены в кратких девизах. Девиз Великой французской революции — «Свобода, равенство, братство».На Кубе — «Родина или смерть!». В США — «Боже, благослови Америку!». В Германии — «Единство, закон, свобода». В Великобритании — «Бог и право личности». В Южной Корее — «Все для блага народа».
Так что в части американской идеи Путин ошибся. Ошибся он, как мне думается, и в части СССР, определив национальную идею времен СССР как "советский народ". Да это была сильная, мощная общность, но она появилась именно под воздействием единой национальной идеи, как результат идеи. В СССР нацидею никогда официально не формулировали, но такие лозунги, девизы как "Человек человеку друг товарищ и брат", "Все для человека, все во имя (для блага) человека", "Вперед, к светлому будущему!", "Вперед к победе коммунизма" отражали и наличие, и содержание национальной идеи СССР.
О национальной идее очень хорошо сказал протоиерей Соколов: «Национальная идея – это не идеологическая роскошь, обеспечивающая работой философов и политологов. Национальная идея – это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи, государство, по существу, не имеет компаса в бурном море исторического существования». Понимание этого есть, кажется, и у Путина. А потому он все еще в поиске. На заседании Валдайского клуба в 2013 он много говорил о важности национальной идеи, но формулу так и не назвал. И, наконец, 3 февраля прошлого года на встрече с участниками Клуба лидеров Путин заявил "У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма".
Натроллил ВВП? Или опять сорвется? Вопрос, конечно, интересный. Патриотизм – вещь исключительно важная. Но разве патриотизм не есть важное качество гражданина любой другой страны? В чем здесь национальная идентичность? Нет ее. А что из этой идеи служит компасом в бурном море современного мира? Ответа нет. Патриотизм – он зовет куда-то? Нет, он диктует "как действовать", но не "куда двигаться".
Думаю, что ВВП следует продолжить блеснение, троллинг. Но я так же думаю, что в настоящее время нет и не может быть никакой национальной, объединяющей нацию, идеи. Уж очень сильно расколото общество. Просоветские и антисоветчики, нищие и миллиардеры, демократы и либералы, чиновники и граждане… Путин этого раскола как будто не замечает. Даже введению прогрессивной шкалы налога, которая была бы воспринята в народе как определенная мера социальной справедливости, Путин сопротивляется отчаянно, ссылается на презумцию невиновности, приводя другие не менее несостоятельные доводы (типа падения собираемости налога). Да в наше время уже само слово "чиновник" воспринимается как "коррупционер", слово бизнесмен – как "вор", "силовик" – как "разбойник". Какая уж тут презумпция?! Словосочетание "государственный служащий" ассоциируется с поборами, репрессивными законами и воровством. В таких условиях говорить о национальной идее бессмысленно. Пока все это больше напоминает игру в "Кто хочет стать миллионером"
До тех пор, пока в стране не сформируется гражданское общество, национальная идея не появится. И не поможет здесь ни какой закон о российской нации, принятием которого недавно озаботился ВВП. Такой закон будет очередным в серии репрессивных, в ряду которых и закон Димы Яковлева, и закон об оскорблении чувств верующих, и закон о шлепках, и ограничение свободы в интернете (закон о блогерах), и ряд других из "пакета Яровой".


Рецензии