Часть 3. Явление Империи

Появление наемной армии вместо гражданского ополчения сильно помогло многочисленным римским политикам, которые получили возможность благоустраивать Республику значительно более эффективными способами, чем способом говорильни в Народном собрании или в Сенате.

Между политиками, многие из которых по должности, командовали войсками, начали складываться различные политические комбинации.
Для приведения в порядок государственных дел, которые, несмотря на все неимоверные старания политиков,  все более запутывались, был образован «триумвират»: «популяр» Гай Юлий Цезарь, «оптимат» Гней Помпей Великий и Марк  Лициний Красс, знаменитый скупердяй и победитель Спартака.
Как видим, противоположная политическая ориентация нисколько не помешала демократу Цезарю и аристократу Помпею стать союзниками (чего не сделаешь ради блага Отечества).
Что касается Красса, то тот, кажется, был сам по себе.

Это почтенное учреждение закончилось тем, что  Красса сплавили на восток, где его армию благополучно разгромили парфяне (которые не нашли ничего лучшего, как использовать отрубленную голову Красса вместо бутафории в театральной постановке), а Цезарь с Помпеем начали воевать между собой.
В этой войне Цезарь одержал верх, а Помпей бежал в Египет.
Цезарь, со своими легионами,  последовал за Помпеем.
Любопытно, что когда льстивые египтяне преподнесли Цезарю отрубленную голову Помпея, Цезарь совсем не оценил этого подарка и даже, говорят, как-то нехорошо обозвал египтян.

Вернувшись из Египта в Рим, Цезарь стал там чем-то вроде царя.
«Мало того, - пишет Светоний в биографии Цезаря, - что он принимал почести сверх всякой меры: бессменное консульство, пожизненную диктатуру, попечение о нравах,  затем имя Императора, прозвание отца отечества,  статую среди царских статуй, возвышенное место в театре, - он даже допустил в свою честь постановления, превосходящие человеческий предел: золотое кресло в Сенате и в суде, священную колесницу и носилки при цирковых процессиях, храмы, жертвенники и изваяния рядом с богами, место за угощением для богов, новых луперков, название месяца по его имени ...».

Совмещая различные республиканские должности и звания, при поддержке Народного собрания, демократ Цезарь так и правил  Республикой, пока, наконец,  его не убили отодвинутые от власти сенаторы.

Убийство Цезаря открыло следующий акт междоусобных войн: соратник убитого, Марк Антоний вместе с внучатым племянником Цезаря, совсем юным Гаем Октавием и неким Эмилием Лепидом образовали новый «триумвират» против убийц Цезаря.

В битве около македонского города Филиппы триумвиры победили войска Брута и Кассия. Брут и Кассий покончили с собой.
К пленным, которые не имели отношения к убийству Цезаря,  претензий не было,  и победители просто зачислили их в свою армию. 

Между прочим, «триумвиры»,  как ранее и Сулла,  широко использовали  против врагов народа проскрипции. Самой известной жертвой этих проскрипций, пожалуй, стал знаменитый оратор и республиканский деятель Цицерон. Отрубленные голова и руки  великого оратора были доставлены Марку Антонию.

Фульвия, жена Антония,  воткнула в язык отрубленной  головы Цицерона несколько булавок, а затем, как рассказывает Плутарх,  голова была  экспонирована на римском форуме.

В качестве небольшой интермедии можно упомянуть еще победу «цезарианцев» над сыном Помпея Великого, Секстом Помпеем. Армия молодого Помпея была разбита, но сам Секст скрылся и, впоследствии, доставил «триумвирам» еще некоторые хлопоты.

Заключительный акт войн между разными «устроителями Республики» состоял из следующих этапов:

- Гай Октавий и Марк Антоний начали делить наследство Цезаря. Между ними разгорелась война, которая, правда, пока закончилась примирением сторон.

- Самый неприметный из «триумвиров» - Марк Эмилий Лепид, который воевал в Сицилии с недобитым Секстом Помпеем, вдруг выступил против Октавия.
Но, как то быстро сдался. Куда он делся потом – я не знаю.

- Антоний направился в Египет, где связался со знаменитой Клеопатрой, чем восстановил против себя весь Рим. На северо-западе Греции, у мыса Акциум,  произошло решающее морское сражение между флотами Октавия и  Антония, поддержанного египтянами. Октавий победил. Марк Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством.

На этом гражданские войны в римской Республике закончились.
Властителем Рима стал  Гай Октавий (он же Октавиан Август).

Надо сказать, римское государство еще долго после Августа официально называлось Республикой. Так же, как и раньше,  действовали Сенат и республиканские магистраты.
А властители Рима, которых мы условно называем «Императорами», правили, формально пользуясь властью этих республиканских магистратов.

Считается, что основной должностью, которой пользовались римские властители после Августа была должность ПРИНЦЕПСА (первого сенатора). Поэтому в истории принято называть первый период Империи – «Принципатом», который сменился (в сознании корифеев исторической науки)  на т.н. «Доминат» (от латинского DOMINUS – господин), только через триста лет, в  эпоху Диоклетиана и Константина Великого.

С должностью принцепса, властитель Рима обычно совмещал разные другие полезные должности, дающие широкие полномочия, а именно: консула, народного (плебейского) трибуна,  великого понтифекса (главного жреца) и т.д.
Правда, Народные собрания больше не собирались, а эти республиканские должности теперь присваивал Сенат, а вернее, принцепс присваивал сам себе.

В 1555 году послами императора Фердинанда II, отправленными к турецкому султану Сулейману, в Анкаре (античная Анкира) была открыта надпись, высеченная на стене какого-то древнего храма. В надписи, на латинском и греческом языках,  перечислялись «деяния божественного Августа, посредством которых он подчинил весь земной круг власти римского народа, и тех затрат, которые он произвел в пользу государства и народа римского».

Из надписи можно понять, кем считал (или, хотел считать) себя основатель Империи. Вот некоторые выдержки из нее:
 
«... 21 раз я был провозглашен (армией)  Императором.

... Я был консулом 13 раз, и когда я писал это, я был 37-й год облечен властью народного трибуна.

... Я не принял диктатуру, предложенную мне народом и Сенатом в консульство М. Марцелла и Л. Аррунция и заочно, и в моем присутствии. Но при крайней нехватке продовольствия я не отказался от попечения о снабжении, которое я организовал таким образом, что в течение нескольких дней  освободил весь город от страха и угрожающей опасности, причем это было сделано на мои средства и под моим руководством. Предложенное мне тогда годичное и пожизненное консульство я не принял.

... Когда в консульство М. Винуция и К. Лукреция, а затем П. и Гн. Лентулов и в третий раз при П. Фабии Максиме и К. Тубероне, - Сенат и народ единодушно выбрали меня единственным куратором законов и нравов с высшей властью, я не принял должности, установленной вопреки обычаям предков.

... То, что тогда при моем посредстве Сенат пожелал совершить, я осуществил, пользуясь властью народного трибуна.

... Я был трумвиром для устроения государства в течение 10 лет непрерывно.

... Принцепсом Сената я был в течение 40 лет вплоть до того дня, когда я это написал.  Я был великим понтификом, авгуром, квиндецимвиром для совершения священнодействий ...

... Законом мне была установлена пожизненная трибунская власть, дабы личность моя всегда была священной и неприкосновенной.

... В 6-е и 7-е консульства, после того как я потушил гражданские войны, владея при всеобщем согласии высшей властью, я передал государство из своей власти в распоряжение Сената и римского  народа.

За эту мою заслугу постановлением Сената я был назван Августом, дверные косяки моего дома были всенародно украшены лаврами, над входом был прикреплен гражданский венок, а в курии Юлия был установлен золотой щит с надписью, гласящей, что Сенат и римский народ даровали мне его за доблесть, милосердие, справедливость и благочестие.

После этого я превосходил всех авторитетом, власти же я имел ничуть не более, чем те, кто были моими коллегами по каждой магистратуре.

... Когда я был консулом в 13-й раз, Сенат, всадническое сословие и весь народ римский провозгласили меня «Отцом отечества» и постановили, чтобы это было записано в вестибюле моего дома, в курии Юлия и на форуме Августа ...»

Как видим, Октавиан Август был провозглашен Императором 21 раз.

В Беневенто, в надписи на триумфальной арке Траяна, правившего Римом через много лет после Августа,  отмечается, что Траян, провозглашался Императором 7 раз, был еще верховным жрецом, народным (плебейским) трибуном (18 раз), консулом (6 раз).
Принцепсом Сената Траян был постоянно.
Вот эта надпись:

«IMP[eratori] CAESARI DIVI NERVAE FILIO NERVAE TRAIANO OPTIMO AVG[usto] GERMANICO DACICO PONTIF[ici] MAX[imo] TRIB[unicia] POTEST[ate] XVIII IMP[eratori] VII CO[n]S[uli] VI P[atri] P[atriae] FORTISSIMO PRINCIPI SENATVS P[opulus]Q[ue] R[omanus]»,
т.е.:

«Императору, Цезарю, сыну божественного Нервы, Нерве Траяну, наилучшему Августу Германскому, Дакийскому, Великому понтифику, 18-ти кратному трибуну, 7-и кратному Императору, 6-ти кратному консулу, Отцу Отечества, могущественнейшему принцепсу — Сенат и Народ Римский».

Предыдущая Часть 2. Истоки Империи: http://www.proza.ru/2017/01/23/1740
Продолжение: Часть 4. Некоторые аспекты рабства: http://www.proza.ru/2017/02/04/1415


Рецензии
Исторический опыт- в массы! Браво!

Михаил Стихоплётов   16.02.2017 12:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Михаил.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   16.02.2017 14:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.