Эта музыка будет вечной
У окна стояли двое. Один — суховатый и высокий, с коротким ежиком седых волос. Другой — пониже, субтильный, в мешковатом пиджаке, словно с чужого плеча. В темноте их лица казались размытыми бледными пятнами.
- Где тут у вас выключатель? - спросил высокий и пошарил рукой на стене.
- Погодите, я зажгу елку.
Вспыхнула серебряная гирлянда, тонкой струйкой потекла по стволу, смочила темную хвою и закапала с ветвей, собираясь на полу в блестящую лужицу, но в комнате светлее не стало.
- Нда, - прокомментировал высокий. - Красиво, но толку мало. Так что вы хотели мне показать?
- Не показать, а рассказать. Новогоднюю сказку.
Его собеседник хмыкнул.
- Николай Сергеевич, мы взрослые люди! Какие сказки?
- Так ведь праздник на носу, Илья Петрович, - ласково сказал субтильный. - Новый год скоро. Это ведь не просто рубеж, а если хотите, экскурс в детство. Мечты, подарки... волшебство! Ожидание чуда, время, когда все возможно и все задаром. В новогоднюю ночь все мы — наивные малыши с широко распахнутыми глазами. А там, через несколько дней, и Рождество...
- Да я и в Рождество не верю, - перебил его Илья Петрович. - Я вообще атеист.
- А я, извините, не верю в атеистов, - хорохорился Николай Сергеевич. - Ну не может человек добровольно поклоняться хаосу. Сами посудите. Божественный порядок на самом деле понятен и прост. Собирай сокровище на небесах, то есть, умножай мудрость, любовь, милосердие... Что накопишь при жизни — то и будет твоим. Ну, а к чему развиваться, зачем трудиться душой, если все это — псу под хвост? Смерть, разрушение, полное ничто. Как можно такому верить?
Илья Петрович рассмеялся.
- Ну ладно, давайте вашу сказку.
- Что ж... слушайте. Один маленький мальчик, назовем его Ник, очень ждал новогоднего подарка.
- Почему Ник? Дело не в России?
- В России. Просто его мама любила все иностранное, и обычное имя Коля ей казалось чересчур примитивным. Она и свою дочь, сестру мальчика, звала Барбарой, а не Варей. На европейский манер.
- Варя — красивое имя, - заметил Илья Петрович и, смирившись с тем, что слушать придется долго, опустился на стул.
Его собеседник остался стоять, задумчиво перебирая расставленные на пианино безделушки. - Она и духи покупала только французкие... И романы читала — исключительно переводные. Инструмент дочке выписала из Германии. Даже кота — и того привезли из-за границы, рыжего красавца мейн-куна... Огромный, как рысь, сестра его пугалась...
- А ведь нет лучше нашей сибирской кошки!
- Хм... Да, пожалуй. Ну да Бог с ними, с мурлыками. Слушайте дальше. Мальчик, как вы уже поняли, рос в зажиточной семье. Дом — полная чаша. Если чего-то в нем и не хватало, то любви. Отец работал целыми днями, а мама то квохтала над обожаемой дочкой — девочкой-вундеркиндом, как она считала, то зарывалась в свои мелкие домашние дела. Сыну доставались какие-то крохи ее внимания и заботы. Сестра иногда снисходила до игры с братом или читала ему сказки — но почти все страшные, про злобных драконов, которым скармливают детей и красивых девушек. Да... после таких историй мальчик долго не мог уснуть. Лежал в темноте и трясся от страха, представляя, как жуткое, кровожадное чудище вылезает из пианино в гостиной и ползет по коридору, к детской...
- Почему из пианино? - удивился Илья Петрович.
- Однажды Ник увидел, как мама зачем-то подняла крышку инструмента, и там горел тусклый красный свет. Мальчик решил, что это и есть логово чудовища. Спросил сестру, и та подтвердила: «А как же! В пианино живет чудо-юдо с тремя головами. Будешь плохо себя вести, оно тебя съест». Таких страшилок у Барбары был воз и маленькая тележка. Ник тосковал по любви и теплу и, наверное, поэтому так нетерпеливо ждал Нового года. Он хотел кролика. Настоящего, с мягкой шерсткой и теплым носиком. Так он его себе представлял. Мама Ника ненавидела животных и никогда не купила бы длинноухого, она и кота взяла, как дань моде — но разве для Деда Мороза есть что-то невозможное? Надо только написать ему письмо... Вот с письмом выходило нескладно. В свои без малого пять лет мальчик едва умел выцарапывать на бумаге угловатые печатные буквы. Описать зверька он не смог, поэтому нарисовал картинку и внизу накарябал жестким карандашом: «Пожалуйста». Мама учила его быть вежливым. Записку Ник спрятал под подушку и, довольный, уснул.
Утром он нашел под елкой игрушечную железную дорогу и большую коробку разноцветных кубиков. Какое жестокое огорчение! Сколько пролилось слез! Ник испортил праздник всей семье, когда вместо положенного «спасибо» закатил истерику. В итоге взрослые решили, что у мальчишки дурной характер и вообще он поросенок неблагодарный.
Ник сперва очень обиделся. Потом задумался, что же он сделал не так. Заглянул под подушку — записка лежала на прежнем месте, свернутая в трубочку. Ясно, Дед Мороз ее даже не видел, а значит, и про кролика не узнал. В самом деле, ведь не может он угадывать желания! Мальчик потер холодным кулачком глаза. Его обида вмиг испарилась. «Дедушка не виноват, он добрый, - размышлял Ник. - Надо только в следующий раз все правильно сделать с письмом. Вот Барбара знает, как просить, она всегда получает самые лучшие подарки! Надо поговорить с ней».
И решив так, он побежал играть в железную дорогу.
Часто малыши забывают о своих желаниях, и через год маленький Ник уже не мечтал о кролике так страстно. Он томился смутной надеждой на какую-то перемену, на — выражаясь языком взрослых — обретение смысла, но в отличие от взрослого, не мог выразить ощущения в словах. Он верил, что на этот раз Дед Мороз принесет ему если не пушистого любимца, то что-то прекрасное, от чего захватит дух и скучная жизнь расцветится дивными красками. Мальчик так и написал: «Дедушка, подари мне чудо!»
Оставалось узнать у сестры адрес, отправить письмо и — ждать новогоднего утра! Но Барбара заупрямилась.
- Да сунь куда-нибудь, в шкаф или под подушку. Дед Мороз и так все знает. Он — волшебник.
- Нет! - спорил Ник, - не знает. Я уже клал под подушку в прошлом году! И все равно он принес не то, что я хотел.
Барбара возвела глаза к потолку.
- Какой ты все-таки занудный... Ну, ладно, - она картинно оглянулась, будто желая убедиться, что никто не подслушивает, и прошептала брату прямо в ухо. - Пианино!
Ник побледнел.
- Надо положить письмо на пианино? - спросил он робко.
- Не «на», а «в», - отрезала сестра, убивая всякую надежду. - Поднимешь крышку, а там... погоди, не перебивай! Бросишь куда попало и что-нибудь сломаешь... А там — крохотный почтовый ящичек, в него и опустишь свою бумажку. Все!
Почти неделю Ник не мог решиться. Лезть в пианино днем было нельзя — мама строго настрого запрещала ему приближаться к инструменту, по ее словам уникальному и безумно дорогому.
А идти ночью в холодную пустую гостиную, удаленную от жилых комнат, казалось настолько жутко, что при одной мысли об этом по спине у него бежали мурашки и ладони становились противно-липкими.
«Нет там никаких драконов, - уговаривал себя Ник. - Просто молоточки и струны, как написано в книжках. А чудовища бывают только в сказках! Ты же не веришь в сказки?»
Получается, верил. По крайней мере, какая-то его часть принимала за чистую монету то, что отвергал разум. И, вспоминая красноватое свечение внутри пианино, мальчик всякий раз ежился и потел.
И вот, когда до Нового года осталась одна ночь, он решился. Дождавшись, пока в коридоре стихили голоса и шаги, Ник осторожно выбрался из кроватки и заскользил в тапочках по натертому полу.
Как страшен дом в таинственный полуночный час! Темно и тихо, только из-под закрытых дверей сочится лунный свет, а откуда-то издали, то ли с улицы, то ли со стороны гостиной как будто наплывают странные мягкие аккорды. Едва различимая — на грани слышимости — музыка с каждым шагом становится отчетливее.
«Что бы это могло быть?» - думает мальчик. Он жмурится, представляя себе, как ветер играет на струнах туго натянутых проводов. Сколько Ник себя помнит, он умел слушать природу. Дробный цокот птичьих лапок по карнизу, и трескучую болтовню капель, и бумажный шелест сухой листвы на подъездной дорожке... Но нет, провода поют иначе. А может, это полноводная река, медленная и широкая, и дом, как большой корабль, качается на ее волнах?
Ник шел по тонкой ниточке звука, пока не очутился в самом сердце клубка — в залитой серебряным сиянием гостиной. Диван, журнальный столик с овальной столешницей, застывшая в углу елка — все блестело, точно покрытое льдом. На огромном, в полстены окне распускался хрустальный сад — снежный узор, расцвеченный огнями уличных фонарей. Но не морозная красота заставила мальчика застыть на пороге с открытым ртом. В пустом зале играло пианино. Под легким нажатием призрачных пальцев проседали клавиши. Сами собой двигались педали. На бархатной табуретке перед инструментом никто не сидел. А может, на ней восседал кто-то прозрачный, как облачко пара? Ник щурился, силясь угадать в клубящейся пустоте человеческий силуэт. Склоненную голову, рукав, складку одежды... все плавилось, исчезало, рассеивалось, как дым.
Невидимый музыкант оказался настоящим виртуозом. Так не похожа была струившаяся из-под его рук мелодия на шумные упражнения Барбары. Сестра долго возилась с нотной тетрадью, болтала ногами и отбарабанивала свои этюды без души, а тут играла сама душа — пианино, зимы, серебряного ночного мира.
Очарованный, комкая в кармане жалкое письмецо, Ник шагнул в гостиную. Пальцы сами потянулись к инструменту, но испуганно отдернулись. Не осмелился осквернить гармонию фальшивой нотой... а может, почуял неладное. Про дракона, сидящего внутри пианино, он забыл — так закружила голову музыка, одурманила, сбила с толку.
Мальчик и сам не понимал, зачем откинул крышку инструмента, ведь чудо уже свершилось и не о чем больше просить Деда Мороза. Не отдавал себе отчета, для чего встает на табуретку и лезет рукой в тускло светящуюся пасть сладкоголосого монстра, и шарит в ней, пытаясь нащупать почтовый ящичек — и как он мог поверить в такую глупость? Не надо слушать Барбару, она всегда выдумывает. Дурачит его и радуется, что сама старше и умнее.
Руку что-то схватило — мягко, точно окутало — и потащило вниз. Однажды Ник видел, как росянка поймала муху. Маленькое комнатное растение с ворсистыми листочками, такое безобидное на вид, оказалось жестоким и хищным. Окружило несчастную липким сиропом, опутала сладкими серебряными паутинками — и затянуло внутрь листа. Крылатая пленница даже не дернулась — вязкая сладость не причиняла боли. Насыщала, убаюкивала, затягивала в смертельный сон. А впрочем, смерть — всего лишь другая реальность. В какой-то степени мухе, наверное, повезло...
Вот на что это было похоже. Пианино съело его, как росянка муху. Пропал мальчик.
- Ну и ну, - протянул Илья Петрович. - Мрачноватая, однако, сказка. Взрослым — не интересно, а детишки, пожалуй, испугаются.
- Тогда я расскажу эту историю иначе. Однажды ночью маленький Ник увидел, как в пустой гостиной играет пианино. И был настолько очарован, так потрясен, что с тех пор не принадлежал больше ни самому себе, ни близким, ни друзьям... Он сделал музыку своим призванием. Гнесинка... Престижные конкурсы... Лучшие концертные залы Европы... Одиночество и слава. Но иногда я думаю, а стоит ли оно того? Отказаться от простого человеческого счастья ради сна о музыке?
Оба помолчали.
- Это тот самый инструмент? - спросил Илья Петрович и похлопал ладонью по черной лаковой крышке.
- Да.
- И все-таки, как ни рассказывайте, а пианино не может играть само по себе.
- Это музыкальный автомат.
- В самом деле? - удивился Илья Петрович. - А можно включить?
- Конечно! - улыбнулся Николай Сергеевич.
В тускло-красной глубине инструмента шевельнулся, пробуждаясь, монстр — древний, как сама Вселенная — и, подняв голову, прислушался к человеческим голосам.
Свидетельство о публикации №217012400188
"Одиночество и слава. Но иногда я думаю, а стоит ли оно того? Отказаться от простого человеческого счастья ради сна о музыке?"
Конечно есть примеры и противоположного порядка - Вишневская и Ростропович, Плисецкая и Тухманов, Касаткина и Колосов ...
Ваше произведение заставляет задуматься о таланте в плане другого рода - дар это божий или кара...
Цитаты Прозы От Ольги 10.02.2017 07:52 Заявить о нарушении
Джон Маверик 11.02.2017 02:54 Заявить о нарушении