Кореец

       Он появился, как привидение. На этом строящемся руднике уже работало два маркшейдера, а основные работы велись на главном стволе шахты 51,
где начали проходку Главного квершлага и заканчивали монтажные работы в бункере скипового подъема для руды. Там работал мой приятель и маркшейдер Григорий Иванович, Гриша. На другой вспомогательной шахте велась проходка вентиляционного квершлага. Был заложен еще один ствол вентиляционной шахты. Там даже копра не имелось, Ствол был пройден на глубину до 20 метров и начались работы по сооружению подъемного комплекса. Выполнив необходимую разбивку строителям для копра шахты, здания подъемной машины и прочих сооружений я изнывал от безделья. Заложил небольшой геодезический полигон для будущих съемок, вычертил планшет для будущей карты поверхности. Даже сходил на экскурсию, на главную шахту. В этот же день главный маркшейдер Шахтостроя Бураев и представил нам старшего маркшейдера Ким  Сет Сена. Он был небольшого роста, в очках. Строгое моложавое лицо не блистало эмоциями. После представления он пожелал ознакомиться с документацией по моим шахтам и довольно долго изучал геодезические вычисления.
-Зачем такие сложности не проще было бы выполнить полигонометрию?
-Не проще. Местность пересеченная. К тому же триангуляция дает более точные результаты. Ошибки исключены, здесь тройной контроль.
К тому же в Карабаше Оглоблин использовал именно такой метод, Правда, он производил уравнивание методом наименьших квадратов, я же применил упрощенны метод, если хотите я могу повторить вычисления по методике Оглоблина.
       Кореец долго молчал, и ничего не решив, он продолжил просмотр. Осмотрев планшет, он заметил. 
       -А чертежник управления неплохо работает.
       -Это я сам выполнял.
       -Хорошо.
       -Мне тоже нравится.
       -Но это работа более низкой квалификации.
       -Я успеваю, и у меня нет хвостов. Я даже бездельничать успеваю.
       -А сколько будет запасов на первом горизонте?
       -Половина годовой добычи шахты.
       -Почему так мало.
       Я от души рассмеялся.
       -Понимаете, природа так устроила. На нижнем горизонте будет около 10 миллионов.
       -Но там только околоствольные выработки проходят. Там на несколько лет работы. А шахту в следующем году надо сдавать в эксплуатацию!
       -И что? Я в этом виноват? Я здесь всего полгода работаю и внес одно рационализаторское предложение. Оно сократит на полсотни метров проходку вентиляционного штрека от шахты 54.
       Ким замолчал. Зашел Бураев. Ким попросил аудиенции. Отсутствовал довольно долго, а мой напарник заметил, что я напрасно завожусь с корейцем.
       -Не люблю тех, кто готов караул кричать. Подожди, этот зануда еще покажет себя. Надо расколоть его, откуда он взялся.
       -Я слышал, что из Байконура, там закрылись угольные шахты.
Интересно, подумал я, недавно у охотников, что заехали в те края, отобрали ружья и попросили больше не заглядывать. Через неделю ружья вернули в отделении милиции.
      Ким появился в конце рабочего дня. Я убрал документы в железный шкаф и спросил. Как лучше обращаться к нашему шефу.
       -Можно товарищ Ким или просто Ким,- ответил он,- и давайте завтра съездим в шахту.
       Я постарался прийти за четверть часа до начала смены. Ким появился в новенькой спецовке и с нивелирной рейкой через пять минут.
       -Неудобная спецовка пожаловался он. В Байконуре мы получали  х./б. Ровно в восемь часов подали электроэнергию и первой клетью мы попали на первый горизонт. С нами спустился и начальник смены и два рабочих.  Двести метров прошли о очутились в забое. Он был обурен месяц назад, и изо всех шпуров ещё лилась вода струями, как водопад на метр от забоя. Месяц назад она хлестала на три метра.
       -Когда же взрывать будете?- спросил я. Сегодня попробуем взорвать вруб.
       -Почему только вруб?- задал вопрос Ким.
Горный мастер, улыбаясь, посмотрел на меня. Это была моя идея.
       -Если взрывать все сразу запечатаем все выходы воде, давление поднимется и взрывчатку просто вышвырнет из забоя.
Кореец нахмурился, он начинал понимать, что столкнулся с производством, где другие и очень непростые условия. Его инженерных знаний явно не хватало для понимания ситуаций, где кроме знаний требовалась смекалка, разрушающая стереотипы.
       -Если получится, после продувки забоя взорвем остальные шпуры,- резюмировал мастер.
       -Зона обводнения вероятнее всего связана с разломом, возможно, вы проскочите его первым взрывом и тогда… Вперед,- предположил я.
       -Потребуется еще один взрыв, чтобы преодолеть эту зону. Вода все же огрызнется, и несколько шпуров простреляют, но это уже мелочи. Зона разлома на месяц задержала проходку штрека.  Мы двинулись назад, а кореец начал промеры высот и ширины штрека. Один замер – запись, второй замер – запись… Я ухватил смысл работы  и предложил.
       -Давайте я буду промерять, вы записывать. Пойдет быстрее.
       Ким, подумав, отдал мне журнал, Хотя промеры ширины, по «скобам» от заданного направления, у меня имеются. Такое правило завел Бураев. Да и высоты при нивелировке. Тоже промерялись. Ни слова больше не говоря, продолжили работу,
которую закончили через час.  Долго ждали, когда подадут энергию. Обычное дело для нас, вызвало скептическую реакцию Кима. Здесь ее давали по сигналу механиков, когда заполнялся водосборник на горизонте и была угроза полного подтопления шахты..  К вечеру Ким спросил меня, как можно улучшить качество проходки выработок.
       -Это не ко мне вопрос.
Но мы не должны принимать к учету и оплате выработки с отклонениями более 5%. А у нас получается  15%, а кое где до 30%.
       -Давайте продолжим этот разговор при начальнике участка, я попробую связаться с ним.
       -Понимаете это лишний расход сжатого воздуха, взрывчатки, уборка лишней породы, выдача ее на-гора, транспортировка в породный отвал. Государство теряет миллионы рублей.
Вы правы, но только частично,- не согласился я.- Количество шпуров регламентируется паспортом проходки выработки, и лишних никто не бурит. Значит нет лишнего расхода материалов, сжатого воздуха и взрывчатки. Остается уборка породы. Когда-то рабочие и лагерь хотели получить за это деньги, комбинат предложил другой вариант улучшить подготовку кадров среди проходчиков, и выполнять нормативы для капитальных работ, а излишнюю горную массу относить, как брак на счет ГУЛага. Вопрос был закрыт. И мы оплачиваем бригаде только нормативные объемы. Как вы думаете, что будет с вашими  идеями. 
       Хотите сказать, их положат «под сукно».
       -А вы проверьте.
       У меня уже начинало кипеть в желудке и голове. Ну и зануда, но инженер! Чему его учили пять лет? Вспомнился мой преподаватель по маркшейдерии. На некоторые вопросы он отвечал и со всей серьезностью, а на другие говорил. Это несложно, подумайте, на всю жизнь рецепта не выпишешь. Кто-то дал ему псевдоним «аптекарь». Теперь я вспоминал его с благодарностью.
       Через день Бураев объявил, что зам. министра цветной металлургии союза проводит в субботу совещание с молодыми специалистами рудника. Особых перемен на работе до субботы не произошло. Кореец знакомился с документацией моего напарника, который в конце рабочего дня перешел на мат в его адрес, так он его доканал. К тому же он серьезно думал о том, что титул старшего маркшейдера, после сдачи шахты в эксплуатацию, достанется ему. Он даже предложил мне написать совместную служебную записку по этому поводу Бураеву.
       -Мы с тобой техники genosse, а он инженер, я, во всяком случае, считаю, что решать проблему лучше после совещания при заме министра.
       -Ты будешь там выступать?
       -Возможно.
       Совещание было бурным. Чепуха, когда говорят, что при Сталине было только "одобрям".
       Молчанов рассказал о том, что ему понравилось, как Руководство рудника наращивает добычу руды и металла.
       -Страна все еще закупает медь за рубежом, через трети руки. Джезказганская медь самая дешевая в стране, а применение новой техники должно сделать ее еще дешевле. Готовится ввод в эксплуатацию сразу четырех крупных шахт, что позволит более чем в два раза увеличить добычу руды. На руднике отстает строительство социальной сферы, жилья. Все это будем строить, и министерство поможет комбинату финансами.
       Мы договорились с генеральным директором, что комбинат через два месяца расплатится по задолженности с зарплатой. Я надеюсь, что коллектив комбината будет и впредь работать с перевыполнением плана добычи руды и металла. Я готов выслушать ваши замечания и предложения о том, как наращивая трудовые успехи сделать вашу жизнь лучше.
Выступило более десятка человек. Были откровенно иждивенческие со смыслом, что на руднике нечем заняться в свободное время. Были критические по отклоненным незаслуженно рационализаторским предложениям. Геолог Штурм попросил руководящих товарищей выполнять свои обещания, вот начальник ЖКХ обещал ему квартиру в новом доме, но не выполнил обещание. На вопрос почему, ответил, что такова диалектика жизни. Все течет, все изменяется. Обещал, но не получилось – диалектика. Выступил и я.
-Строим новую шахту. Было нас там два маркшейдера на три забоя, Теперь дали третьего - инженера. Я ничего не имел бы против него.
Но когда инженер ходит  по пройденным выработкам, проверяет высоту ширину на временно уложенном пути и спрашивает, почему там лишние 20 сантиметров высоты, приходится удивляться; где он учился и работал. Пути будут укладывать на балласт и, чтобы не сдирать еще раз подошву, в ШСУ принята такая методика и это правильно. На одной шахте, где я работаю, штрек вошел в обводненную зону был остановлен. Для дренажа, вода хлестала из шпуров на три метра. Я занимался другой шахтой, Разбивкой осей закладкой маркшейдерского обоснования вычислениями изучал документацию. Составление плана поверхности. Шахта пройдена на глубину 20 метров и остановлена на закладку «воротника»** шахты и крепежных работ. Я по сути дела безработный по техническим причинам, а нас усиливают еще одним маркшейдером. Я хочу работать и деньги получать за работу, я пока еще техник и мне ли объяснять инженеру элементарные  особенности при проходке выработок. Я хотел уйти с трибуны, но зам. министр остановил.
       -Вы сколько работаете в комбинате? Второй год, и у меня есть одно рационализаторское предложение.
       -Спасибо.
       Когда я уходил, кое-где посыпались жиденькие аплодисменты.
       Зам. министра по окончании заверил, что все предложения завтра же будут рассмотрены и поблагодарив за активность. Пожелал успехов.

       -Едва на следующий день я явился на работу, как на меня накинулся Бураев.
Я доказываю, что маркшейдерский отдел не укомплектован, а тебе нечего делать, я найду тебе работу. Сегодня же начнешь гнать тоедолитный ход между шахтами.
       -Вы сами утвердили триангуляционные работы. Выполнена вставка в жесткий треугольник, вычислены погрешности. Теперь вы заставляете меня выполнять работу, которая будет мартышкиным трудом.
       -Я не верю твоей триангуляции.
       -До сегодняшнего дня вы доверяли этой работе. Почему изменились, вдруг, ваши взгляды?
В это время Бураева позвали к телефону. Я ждал. Вот и наш – зазвонил.  Трубку взял напарник, но тут же передал мне.
-Привет, возмутитель спокойствия.
-Добрый день,- ответил я главному маркшейдеру комбината.
-Почему ко мне не зашел.
-Извините, виноват.
-Да все хорошо, пусть знают в Москве, какие у нас орлы работают.
        -Шутите, я пока еще птенец, чуть перья оявились.
        -На «Кресто-Запад» пойдешь?
Это шахтоуправление считалось жемчужиной Джезказгана по содержанию меди.
-Без оговорок.
-Передай трубку Киму.
Ким взял, положил.
        -Давай составлять акт приемки сдачи. Только после обеда я сумел отправиться на новое место службы, не подписав обходного листа. Главный маркшейдер Устинов повел меня к начальнику шахтоуправления. Там тоже был Ким, только Сен Бен. Многие звали его Сергей  Борисович. К вечеру все формальности перехода были закончены.
Ким маркшейдер из шахтоуправления поднялся до главного маркшейдера комбината, когда Были введены Четыре новых шахтоуправления и Строились две шахты-гиганты. Уже под номерами 55 и 57. Для отработки глубоких горизонтов. Эта должность была скорее контрольно-снабженченская, что он мог контролировать, снова промерять габариты выработок или ширину уступов на карьерах!?
        Через полтора года я, по рекомендации начальника шахтоуправления и  Устинова, был назначен главным маркшейдером шахтоуправления.  Устинов принял отдел, на вновь введённом шахтоуправлении.

 *Маркшейдер- подземный картограф, ведущий учет запасов руды и её добычи
**Воротник Шахты самая верхняя часть ствола шахты, с усиленным креплением, чаще         всего бетонным.


Рецензии
Не всегда идеи быстро принимаются. Особенно, в таком непростом деле, как добыча, шахтоуправление. Но хорошо, что все разрешилось и герою рассказа даже получил повышение.

Владимир, спасибо. Интересный рассказ, тема не очень мне знакома и тем интересней. Понравился.

Всяческих благ Вам.

С уважением,

Игорь Ко Орлов   31.05.2019 11:19     Заявить о нарушении