Книга - организм сложный...

Даже большой мастер не может обучить другого мастера: различные ключи подходят к различным замкам. Стендаль попробовал прислушаться к советам Бальзака, и чуть было не погубил «Пармскую обитель», но вовремя спохватился и отказался переделать роман. Тургенев, стараясь исправить некоторые стихотворения Тютчева, страдавшие, по его мнению, ошибками, нещадно их исковеркал. Илья Эренбург. // Одну индивидуальность нельзя подменить другой. Без сомнения, Шатобриан испортил бы рукопись Вольтера, а Мериме не смог бы править Бальзака. Книга – организм сложный. И любая ампутация, любое изменение, сделанное чужими руками, калечит её. Она может стать лучше, не важно, это будет уже не та книга! Гюстав Флобер. // Когда портится хорошее, оно становится особенно плохим. Аристотель. // Редактор – одна из тех редких профессий, в которой недопустимы начинающие. Начинающий редактор более опасен писателю, чем начинающий лоцман – кораблю. Самуил Маршак. // Текст – живой организм, а правка – хирургическая операция на нём. Сопоставлять каждую исправленную (исправляемую) фразу с первоначальной, проверяя, не утратила ли она после редактирования каких-либо оттенков смысла, не приобрела ли смысла, который автор в неё не вкладывал. Искажения авторской мысли при правке – вовсе не редкость, как кажется многим редакторам. Подмена при правке одних мыслей другими, тем более противоположными, – это грубое нарушение авторского права. Аркадий Мильчин. // Редактирование – это не правка ученических тетрадей. Это искусство. Клавдия Рождественская. // Редактор обязан помнить, что в тексте добросовестно поработавшего автора предложения и слова всегда подогнаны друг к другу и одно изменение часто не может не повлечь за собой другие. Править без учёта всех взаимосвязей – значит создавать возможность для новых ошибок. Любая редакторская правка – это лишь предложения для автора; настоящим правом изменять что-либо в тексте обладает только автор. Даже очень тонкий, деликатный редактор, случается, вносит поправки не безупречные, субъективно пристрастные, а не объективно необходимые. Поэтому не согласовать поправки с автором было бы преступно по отношению к произведению. Аркадий Мильчин. // Споры с печатью требуют известной осторожности. Есть линия, за которую нельзя заходить, если вы рецензируете труд писателя. В свою очередь, писатель, требуя удовлетворения за нанесённый ему ущерб, не должен переходить эту черту. Джеймс Огден. // Никто не вправе делать общим мерилом своё собственное пристрастие к определённым средствам выражения. Анна Зегерс. // Искусство редактирования состоит в том, чтобы не редактировать: удержаться и не править, не причёсывать автора под свой вкус. Я уверен, что вы всё сделаете очень хорошо, гладко, даже безупречно правильно – ни одной волосинки, ни одной бородавочки в рукописи не останется… Автора в рукописи уже не будет. Мёртвая штука получится! Нет, пускай немножко царапает, немножко задевает, но зато автор останется «живым», таким, каков он есть. Править надо только то, что абсолютно неправильно. И править лучше не самому, а убедить автора в необходимости правки, став на его позиции и взглянув на рукопись его глазами. Вы должны сделать в рукописи всё, что необходимо, но непременно – рукой автора. Дмитрий Фурманов. // Каждое произведение искусства – есть плод глубокой, полной сосредоточенности его создателя. Редактор, чтобы воспринять созданное и сделаться соучастником создания, должен уметь опускаться на ту же глубину. Самуил Маршак.


Рецензии
Абсолютно согласна! Редактор - это, в первую очередь, соавтор. Он должен проникнуться ДУХОМ книги, почувствовать её душу и главную идею. Только в этом случае советы и предложения, высказанные им её автору будут точны и неоценимы. Такой редактор по сути является ювелиром, который шлифует книгу, как драгоценный камень, пока она ни заиграет всеми цветами радуги. Вот таким редактором-соавтором является Анатолий Шуклецов.:)))

Лариса Евсикова   28.01.2017 17:50     Заявить о нарушении
Уважаемая Лариса, спасибо за комплимент (зарделся, как девушка) и спасибо Вам за отзывы.

Анатолий Шуклецов   30.01.2017 00:51   Заявить о нарушении
Это не комплимент, Толя. Я совершенно искренне говорю.
Никогда не забуду, как мы с Вами мои сказки редактировали. Я первый раз в жизни увидела, как далеко не молодой мужчина с упоением зачитывается детскими сказками. Это было так умильно. А как Вы хохотали над моим фельетоном-сказкой "Рейтинг".:)) Помните? Это были самые замечательные дни в моей творческой жизни. Спасибо Вам большое, Анатолий!

Лариса Евсикова   30.01.2017 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.