3. Полковник Иванов навел порядок на стройке

НА СНИМКЕ: Слева академик М.А. Лаврентьев, справа полковник (впоследствии генерал-майор) Н.М. Иванов.


В этом параграфе я цитирую с небольшими сокращениями выдержку из очерка «ГЛАВЫ ИСТОРИИ "СИБАКАДЕМСТРОЯ», опубликованного в 2010 г. А.Г. Раппопортом в «Живом журнале» [http://academgorodock.livejournal.com/3450.html].

 «Строительство Академгородка Н.М. Иванов принял далеко не в лучшем виде. <…> К объектам не создавались подъездные пути, а строительные материалы складировались, как попало и куда попало.

Порой не то, что подъехать – подойти к объекту было весьма затруднительно. Темпы строительства тормозились, стройка уже имела более миллиона рублей убытков, что по тем временам было весьма существенно.

Иванову важно было убедить своих подчинённых в срочной необходимости обеспечить нормальные условия труда для строителей. И в один из дней полковник устроил командирам строительства «экскурсию» - посадил всех на автобус и на нём прокатил по всем объектам. «Ехали молча, не глядя друг на друга, – вспоминала [начальник отдела кадров того времени, а впоследствии жена Н.М. Иванова. -МК] А.В. Максимовская. – Картина взорам открылась безрадостная. А когда вернулись в Управление, Николай Маркелович спросил: «Ну, можно так работать?» И сам ответил: «Нет, нельзя».

Всю последовавшую за «экскурсией» ночь по приказу генерала весь наличный механизированный парк Управления до зари разгребал завалы, сортировал и складировал стройматериалы, строил подъездные пути и подходы к объектам. Уже наутро стройка преобразилась».

Но новый начальник не был полностью удовлетворён. Он понимал: за одну ночь хаос на стройке. Он понимал: за одну ночь хаос на стройке невозможно обратить в долженствующий порядок. И последовал новый приказ:

– В течение недели выложить все подъездные пути дорожными плитами. Вывезти весь грунт, мусор, расчистить площадки. Где запороли фундаменты и кладку – разобрать и выставить, как требует техническая документация.

Дальнейший рассказ больше похож на миф. Вообще, вокруг первых лет жизни Академгородка сложилось много мифов и легенд, и, похоже, это один из мифов. Не думаю, что такой разговор мог произойти в действительности. Вряд ли академик Лаврентьев разговаривал с полковником Ивановым в таком тоне и вряд ли полковник Иванов так грубо отвечал академику Лаврентьеву, – он не был самоубийцей.
Лаврентьев, узнав о распоряжении нового начальника стройки, ахнул, позвонил Иванову:

– Вам мало, что ваши предшественники срывали графики?! Теперь вы фокусничаете! Я требую продолжать работу!

– Требовать буду я, - услышал академик спокойный, но с тем же металлом в голосе ответ, - И отвечать буду я. Всё.

Зная некоторые характерные особенности М.А. Лаврентьева, можно предположить, что и от крепкого словца в этом разговоре академик не удержался. К концу назначенной недели встревоженный МА. Лаврентьев, как обычно, объезжая строительные площадки Академгородка, уловил явные перемены к лучшему. Отличные подъездные пути позволяли подъехать к площадкам вплотную и никто не тратил времени на долгие переносы привезённых материалов – их тут же аккуратно складировали неподалеку. Ящики с сухим цементом были укрыты, а работе кранов ничто не мешало. Не было прежнего ощущения беспорядка, расхлябанности, долгостроя, работа спорилась и поддавалась прогнозу: если так пойдёт и дальше – сдача объектов не за горами. На одной из стройплощадок академик встретил начальника строительства и, выразив своё удовлетворение увиденным, попросил не держать на него обиды.

– Ничего, бывает,- скупо усмехнулся Н.И. Иванов».

Не знаю, были ли такие разговоры между Лаврентьевым и Ивановым на самом деле, но думаю, что что-то подобное вполне могло быть. А наведенный Ивановым порядок на объектах я видел своими глазами. Стройка действительно начала выглядеть совершенно иначе. Я любил в свободное время ходить и смотреть, как растут здания Институтов и жилые дома. Всегда заходил на стройплощадки. Поэтому я лично видел, как в считанные недели преобразилась каждая стройплощадка каждого объекта строительства. И этот порядок уже сохранялся и дальше.

Успехи строительства Академгородка впоследствии были естественно полностью зачислены на счет «Сибакадемстроя» и Н.М. Иванова. А о его предшественниках либо говорили плохо (П.И. Масленников), либо не говорили никак (Л.Я. Губанов). Даже утверждалось некоторыми «забывчивыми» людьми, что Н.М. Иванов и «Сибакадемстрой» строили Академгородок с 1957 года.

Есть даже статьи в прессе, где пишут об этом, забывая, что «Сибакадемстрой» был создан в мае 1959 года, забывая, что Н.М. Иванов стал начальником Управления строительством в марте 1960.

Работа Николая Маркеловича Иванова не нуждается в приписывании лишних лет и лишних событий. Его заслуги велики и бесспорны. Именно он навел порядок в строительстве и в кратчайшие сроки построил Академгородок. Тот Академгородок, который был задуман Лаврентьевым. Тот Академгородок, в котором мы жили, который рос на наших газах, который мы знали и любили. Наш Академгородок. Тот, который остался в памяти.

Но и заслуг П.И. Масленникова и Л.Я. Губанова не следует забывать. Следует помнить также, что вместе с Н.М. Ивановым постоянно работал главный инженер управления строительства "Сибакадемстрой" А.М. Вексман, выдающийся строитель, ценимый всеми, и очень скромный человек.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/24/535


Рецензии