Мурильо. Святое семейство с птицей

 Бартоломе Эстебан Мурильо.Святое Семейство с птичкой (ок. 1650). Музей Прадо, Мадрид

       Выдающийся живописец, представитель севильской школы, мастер религиозной и жанровой живописи, Мурильо в 1660 стал создателем и первым президентом Академии художеств в Севилье. Его творчество - блистательное завершение «золотого века» испанской живописи. Прекрасный колорист мастерски умел передавать на своих полотнах и глубокое счастье материнства, и неувядающую красоту севильских женщин.
              Недаром Мурильо получил прозвище «художник Мадонн».
Евангельский сюжет, связанный с тихими семейными радостями, отличается необыкновенной по задушевности теплотой и абсолютно свободен от всего сверхъестественного.

       Мурильо разворачивает перед зрителем сцену из обычной повседневной жизни Святого семейства, изображая его в скромной обстановке, с трогательными бытовыми подробностями, характерными для Севильи той эпохи.

      Произведение относится к одним из ранних работ автора, что хорошо прослеживается в преобладании бурых оттенков, жёстком моделировании форм, основательной прорисовке и плотной живописной манере, а также в прямом свете, который высвечивает изображения Младенца Иисуса и собачки, с которой он играет. Дева Мария, изображенная сматывающей шерстяную пряжу, с нежностью смотрит на своего сына, удерживаемого Святым Иосифом.

              В этой удивительно теплой композиции нет ничего сверхъестественного, мистического. Перед нами просто идиллическая сценка из жизни испанского семейства. Младенец держит в руке маленькую птичку. Белая собачка, сидящая рядом, умильно смотрит на нее. Отец бережно и ласково поддерживает мальчика и, возможно, что-то говорит то ли ему, то ли собачонке.

    Мать на минуту отвлеклась от своего рукоделия и с нежной и слегка утомленной улыбкой наблюдает за этой сценой. Обратите внимание на то, что святой Иосиф (отец) изображен здесь не убеленным сединами старцем, как это обычно принято, а молодым, полным сил мужчиной.

     Нет в этой картине и традиционных для религиозных полотен нимбов над головами персонажей. Благодаря своей будничности вся композиция напоминает религиозные работы голландских и фламандских мастеров, часто трактовавших сюжеты Священного Писания в бытовом ключе. Однако, скорее всего, Мурильо не имел в виду повторять голландцев, когда писал свое "Святое Семейство".

        Более уместно предположить здесь другое. Вполне возможно, что Мурильо, будучи художником "автобиографическим", изобразил в "Святом Семействе" досуги своей собственной семьи, дав картине соответствующее название лишь для того, чтобы "оправдать" ее появление на свет.

 Трудно представить себе более совершенный пример проникновения натурализма в религиозную тематику, что, вообще говоря, характерно для испанской школы живописи.
 


Рецензии