Учитель

Говорят, время воспоминаний приходит с возрастом. Наступает период, когда хочется поделиться жизненным опытом, рассказать детям и внукам о своём житье-бытье. Трилогии классиков, Льва Толстого и Максима Горького, известны нам со школьной скамьи. Но вот как-то в областной газете Николай Петрович Белоштентов прочитал, что писать о своей жизни, о старших поколениях рода – удел не только именитых авторов, но дело чести каждого. И если у ваших мемуаров будет всего один читатель, значит, они написаны не зря. Это послужило руководством к действию, и Николай Петрович мысленно погрузился в прошлое. Удивительно, но очень отчётливо вырисовывались картинки из раннего детства.
…Мать умерла, когда Коле было три года. Запомнились её прощальные слова: «Держитесь кучкой, берегите Колю». В семье – шестеро детей, мал-мала-меньше… Отец дрогнул перед свалившимися трудностями. В соседнем хуторе как раз объявилась семья, пожелавшая усыновить мальчонку. И уж было, начали они привыкать друг к другу, но старшие сестрёнки решили по-своему. С тачкой отправились из хутора Сакко в соседний, что был в пяти километрах, и, усадив братца на подстилку, привезли домой.
Лишь с высоты сегодняшнего времени можно увидеть, насколько трудными были двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия. В 33-м весной даже сеять не пришлось: нечего было. Очень радовались тому, что дружно взошла падалица ржи. Как её лелеяли! Рыхлили, пололи. Получили хороший урожай. Большой семье хватило бы, но… всё забрали в «фонд голодающих»! Старший брат на всю жизнь запомнил и потом рассказывал, как плакала лошадь, когда её уводили со двора. Семью спасали корова-кормилица и огород в один гектар. Многие жители  посёлка были вынуждены есть отруби. В ступке толкли просо, пшеницу, кукурузу. И ничего не было вкуснее мамалыги – кукурузной каши.
Хорошо запомнилось, как в дом пришла Марфа Фадеевна, заменившая сиротам мать. Младшие дети ещё верили, что их мама умерла не навсегда. Отец долго подыскивал женщину такую, чтобы смогла принять детей, как своих. И вот встретил такую, отважную. Она с порога сказала: «Здравствуйте, дети!» Брат постарше бросился к ней, обнял и спросил: «Мама, почему ты так долго не приходила?». Это потом он признался, что сделал так специально, надо было, чтобы малыши поверили.
У детей всегда были свои обязанности. Коля в неполные семь лет носил траву поросятам и пас гусей. В сентябре старших собрали в школу. Младшего пока не готовили. Но детское любопытство сделало своё дело.
-Сёстры нарядные, по тем временам, пошли в школу, - вспоминает Николай Петрович, - и я увязался следом. Даже не подумал о своём внешнем виде. И в тот самый момент, когда директор школы произносил торжественную речь, все ученики стали смотреть куда-то в сторону. Там появился я в домашних шортиках, с открытым животом, на котором успел высохнуть арбузный сок.
Сестра, смущённая, хотела меня увести, но директор школы, Фёдор Власович, спросил «Хочешь учиться?» «Хочу», - ответил я. «Учись!»
Когда началась война, старший брат попал в отряд быстрого реагирования. Вместе с другими бойцами он возил провизию на фронт, а оттуда везли раненых.  Семья отправилась в Северный Казахстан, в Кокчетав. Коля едва начал учиться в пятом классе. И в новой школе его зачислили в пятый. Но тут вышла забавная история.
В коридоре его остановил мальчишка:
-Тебя как зовут?
-Колька.
-А меня Жорка. Ты в каком классе?
-В пятом.
-А я в шестом. Пойдём в наш класс.
-Ну, я же дома совсем немного в пятом проучился.
-Не беда. Я тебя быстро научу.
Удивительно, но Жорке удалось уговорить даже директора школы, и Николай был зачислен в шестой класс. Ещё дома в пятом мальчик услышал слово «дроби». Сущность этого понятия Жорка объяснил ему при помощи буханки хлеба: «Вот половинка, а это четвертинка, вот это – осьмушка». Потом научил изображать всё это  на бумаге с помощью символов – знаков и цифр.
Большинство предметов давалась легко. Программу удалось наверстать. А вот с русским языком не повезло. Первый же диктант проявил полное незнание программы пятого класса. Тетрадка была красной из-за исправлений. Краснел и Коля. Учительница выговаривала его за самоуверенность. На помощь снова пришёл Жорка.
-То, что он не знает грамматики, мы и сами видим, вы лучше скажите, как нам исправиться.
Упорства мальчишкам было не занимать. Первую четверть Коля закончил в новой школе только с положительными отметками.
Этот пример доверия, взаимопонимания учителей и учеников Николай Петрович запомнил на всю жизнь. Когда сам уже пришёл в школу учителем математики, это было его кредо.
С другом Жоркой они разминулись ещё во время войны, когда задумали сбежать на фронт. Спустя годы хотел разыскать товарища, но как?
Окончив школу, Николай поступил в Ростовский учительский институт и получил профессию учителя математики. Оттуда его и распределили в станицу Орловскую Ростовской области, где заведующий районо С.А. Бурлуцкий направил в Донскую сельскую школу. Проработал год. И тут в школе появилась молоденькая учительница истории Нина Николаевна Хохлова. Они познакомились ещё в институте, потом Нина Николаевна по распределению попала в Новосёловскую школу и стала её директором. Затем её перевели в Донскую – преподавать историю. Студенческая дружба переросла в любовь, и 17 апреля 1953 года пригласили они коллег на молодёжную свадьбу.
Николаю Петровичу довелось не только руководить процессом обучения, но и обустраивать здания. В первую очередь освободили окна от самана, пригласили плотников. Быстро откликнулся ветеран войны Василий Андреевич Ченцов. Он согласился участвовать в ремонте не ради денег – ради детей. У него на фронте погибли два сына.
Вскоре после ремонта учащиеся средних и старших классов учились в одну смену, и лишь малыши – во вторую. Пришло время строить спортплощадку и восстанавливать классные комнаты.
Но тут Николая Петровича перевели в Каменно-Балковскую школу Орловского района. Пришлось всё начинать с… ремонта. В послевоенные годы это не было в диковинку.
Пятьдесят лет назад, 29 октября 1959, Белоштентова направили в Красноармейскую школу с вполне конкретным заданием: оздоровить коллектив и готовиться к строительству нового здания школы. К этому времени в молодой семье уже появилась дочка Анечка.
Сколько трудностей  свалилось на голову молодого директора! Воду в школу носили на коромыслах. В коридорах для поддержания чистоты сыпали опилки, но это не спасало от пыли. Переобуваться и оставлять первую обувь было негде. В дороге к школе проходила глубокая колея, преодолеть её мог не каждый ребёнок. И Белоштентов идёт на отчаянный поступок. Он перегораживает улицу, и трактора там уже не ходят. К удивлению, Николая Петровича в сельсовете, куда вызвали, не отругали, а сказали: «Давно надо было так сделать!»
Потом тянули к школе водопровод. Учреждение было расположено в пяти зданиях. В них надо было укреплять кровлю. В 60-е годы исполнявший обязанности директора совхоза Николай Кириллович Мороз дал школе семнадцать столбов для опоры. Надо было строить классные комнаты и помещения для общешкольных мероприятий. Бывшие армейцы, воевавшие в своё время с Будённым, написали письмо Семёну Михайловичу и попросили его помочь в реконструкции школы. Тогда было более 700 учащихся!
В конце шестидесятых было принято решение строить новое здание школы. Облисполком выделил миллион рублей – тех, весомых. Выбрали проект здания, рассчитанного на 664 ученика. Одновременно строили школу, интернат и спортивный зал – всё то, что мы сейчас видим в посёлке. Правда, зданию интерната не повезло, его уже разрушили. В 1969 началась стройка, а в 1973 новая школа распахнула двери перед учениками.
Говоря о своей педагогической работе, Николай Петрович признаётся, что никогда не полагался на родителей учащихся:
-Мы – педагоги, и сами должны уметь находить подход к ученику.
Сотрудникам милиции всегда говорил: «Правонарушителей у нас нет». Ведь на каждый поступок можно посмотреть по-разному. Порой взрослые перекладывают на детские плечи свою же вину.
Николай Петрович не меняет своих взглядов на жизнь. Они формировались десятилетиями, и сегодня только подтверждают своё право на существование. Ветерана педагогического труда больно ранит то, что люди ощущают непонимание или недоверие властей. «Не допускать злопыхательства, видеть реальность – моё кредо», - говорит он. Это проявляется и в работе поселенческого совета ветеранов, который уже много лет возглавляет Белоштентов. Тут находят помощь и добрый совет пожилые люди и инвалиды. Чтобы помочь им, Николаю Петровичу приходится быть в курсе всех решений, принимаемых правительством. Лишь в редких случаях, чувствуя недостаток компетентности, он направляет посетителей к сотрудникам администрации поселения.
Супруге Нине Николаевне было присвоено высокое звание «Народный учитель СССР». В учительской семье выросли сын и дочь. Анна Николаевна сейчас живёт в Москве и преподаёт английский язык. Николай Николаевич работает в Якутии. Судьба крепко связала «физика» и «лирика» - учителей математики и истории.


Рецензии
Любовь, просмотрела очень внимательно перечень опубликованных Вами произведений - разнообразная тематика. "Учитель"- это мне ближе по духу, по вкусу,по интересам. Всю свою жизнь посвятила школе и детям. Читая Ваш рассказ о настоящем ЧЕЛОВЕКЕ, УЧИТЕЛЕ Николае Петровиче. Любовь, я восхитилась вначале Колей - трёхлетним мальчишкой, перешагнул пятый - стал шестиклассником. Слова -наставления матери перед смертью "Держитесь кучкой, берегите Колю"читать спокойно нельзя. Берегли Колю, Отец и шестеро детей без матери. Восхищаюсь Жоркой, умным мальчишкой, настоящим математиком. Любовь, рассказ Ваш жизненный, поучительный. Да, досталось детям военного и послевоенного времени! Пусть наши дети, внуки, правнуки живут в МИРЕ, без войны!. Хорошо написали! Всего Вам доброго! До встречи!

Роза Салах   13.02.2017 16:57     Заявить о нарушении
Об учителях у меня есть интересные очерки, надо поискать в архиве, их воспоминания, педагогический опыт заслуживают внимания. Спасибо за подсказку! До новых встреч!

Любовь Архипова-Уральцева   15.02.2017 08:50   Заявить о нарушении