Уроки детской лингвистики

С ребенком нужно постоянно заниматься. Читать сказки, стихи, разговаривать.  Словарный запас должен постоянно расти. Ведь в три года ребенок набирает основную массу слов и понятий. Это позиция мамы и она от нее не отступает. Любимые игры в лото с картинками или  «в слова». Потом много читают книжек. И так каждый день.  Мне непонятно зачем столько нагрузки  на ребенка, а где же беззаботное детство. Был бы мальчик – еще как-то понятно, а девочке то зачем забивать голову терминологией.  Вот в куклы она не играет, а в конструктор « лего», компьютер, машинки с удовольствием. И какая из нее барышня вырастит. Явно не кисейная.  Воображение будущего рисует стройную фигурку в джинсах, кроссовках и гаечным ключом в руках. А на досуге у нее вместо вышивания крестиком разборка двигателя или настройка ноутбука. Это кто же мне будет на старости лет пироги печь и как такую замуж выдать?
Чтобы развеять грустные сомнения решил на досуге  понаблюдать  особенности домашнего образования моей дочери. За выходной день – вполне можно  составить общую картину.  Я вооружился блокнотом и карандашом и затаился в кресле вслушиваясь в кипящую вокруг суету ,  высматривая педагогические тонкости маминых методик.
    Сегодня,  как обычно, после утренней прогулки с уборкой снега на дорожке Мама предложила поиграть в игру «в слова».
Мама, бабушка и Саша сели на пол и каждый говорит слово и катит соседу мячик.  Нельзя повторяться и говорить ненастоящие слова.
Мама говорит:  « мячик» и катит  Саше мячик.
Саша – плинтус
Бабушка:
Что это за слово такое, откуда ты его знаешь.
Да дует у нас из под плинтуса - пояснила мама – играем дальше.
Мама – собака.
Саша – электличество.
Бабушка: Да откуда она такие слова знает?
Да у нас электричество выбивает на щите говорит мама.
Мама – солнышко и пасует Саше мячик.
Саша – молитва
А это откуда? – спрашивает бабушка.
Саша молча показывает пальцем на икону и зачем то прибавляет:
Аминь.
Мама продолжает : зайчик
Саша – компьютель
Хватит - не выдержала Бабушка - давайте в другие «слова»  поиграем с детскими названиями. Например в детенышей.
Детеныш мыши – говорит мама и катит Саше мячик.
Мышонок – говорит Саша и толкает мячик обратно.
Детеныш лошадки – говорит мама и катит Саше мячик
Лошонок – говорит Саша и пасует обратно.
Мама - Детки воробья
Саша – воробъята.
А детеныш бабочки – толкнула мячик бабушка.
Мягкая бабочка – на секунду задумалась Саша.
Ты наверное хотела сказать куколка удивилась бабушка.
Нет, куколка – это детеныш куклы - пояснила Саша.

Когда игра закончилась  Саша начала прыгать на батуте, т.е на маминой кровати. Мама ей сказала, когда устанешь почитай книжку, а я пойду обед готовить.

Саша напрыгалась, взяла книжку со стихами и картинками и бойко начала читать. Она часто говорит рифмой или «читает» в рифму. Захотелось глубже понять о чем. Я беру свой мобильник запускаю режим диктофона и кладу рядом с ней.
Потом прослушал и кое что записал, однако не все понятно зашоренному уму взрослого человека.

Если солнце растигать
Оно растухнет и опять
Если море если море
На поленнице есть море

А огонь потухнет зря
А если , а если
Утухнут большие чешни

На поляне на поляне
Живут одни жиляне
Живут следы кошачьи
Они выходят из норы
А там кошки нет
 Это плосто, это плосто
Кто ни будь ходил
И никто его не знает
Если его напласно знает
Будет лесенка
Раз словечко, два словечка
Будет песенка

Собрались котята ни пи мя
И пошли гусята ня ня ня……..

И так без остановки минут двадцать Саша листает страницы книги смотрит картинки и озвучивает в рифму текст, который пока не может прочитать, но какие то стихи видно плывут в ее сознании и ассоциируются с сюжетами картинок .
Начитавшись, Саша начала бегать по комнатам. Пробегая мимо меня,  сунула мне в рот леденец. Через минуту бежит обратно.
- Уже всосал?
- Я даже не нашелся, что ей ответить, чтобы не нарушить маминой педагогики.
То ли  сказать: «Всосал» ,  а может быть: «Не  всосал».
Пока раздумывал Саша уже унеслась в другую комнату, и забыла про меня.
Тут я не выдержал и решил включится  в воспитание дочери.
- Иди Саша ко мне,  я тебя тоже немного по воспитываю.
Саша осторожно бочком подошла, посматривая на меня озорными серыми глазенками.
- Будешь бабушку слушаться?
- Буда.
- Не буда, а буду. Произноси  правильно глаголы. Дедушку будешь слушаться?
- Буда
- Меня будешь ждать с работы?
- Буда.
- Ну, беги.
Саша выбежала из комнаты и слышу говорит бабушке:
- По воспитывал меня.
Ту еще мама не может спокойно смотреть, когда я занимаюсь с  ребенком. Обязательно что-нибудь посоветует. И сейчас замечает из кухни:
- Детей надо больше хвалить, а не только поучать .
Ладно, продолжу воспитание.
- Саша иди ко мне.
Саша снова подбежала.
- Ты самая красивая?
- Да. - Кивает Саша.
- Ты самая умная?
- Да умная. - Соглашается Саша.
- Ты самая послушная.
- Я с бабушкой послушная, а с папой я не послушная.
Ну, сплошной феминизм в доме.
К вечеру традиционно  урок математики по книжке.
Мама и Саша рассматривают картинки с цифрами 1 и 2 в квадратиках. На цифре 1 нарисованы предметы по одному в каждом квадратике. В одном квадратике улитка в другом крабик. Видишь у цифры 1 по одному предмету.
- Вижу - отвечает Саша.
А дальше Мама спрашивает про цифру 2:
- А здесь,  по сколько предметов в квадратиках?
Саша задумалась.
Мама ей помогает и подсказывает « По-о-о…..два-а-а…»
Саша подхватывает: «по-о-о инстлукции-и-и».
Глядя на оторопевшую маму,  думаю про себя.
-Да, увеличение словарного запаса  явно пошло на пользу. Это она еще наше пошловатое телевидение не смотрит. То ли еще будет.


Рецензии